О признании членом семьи нанимателя жилого помещения и заключении договора социального найма



Дело № 2-1618/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2010 года город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,

при секретаре Анпилоговой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Ефименко Т.П. о признании членом семьи нанимателя жилого помещения и заключении договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Ефименко Т.П. обратилась в суд с заявлением о признании членом семьи нанимателя жилого помещения и заключении договора социального найма, в обоснование указав, что с октября 1981 года проживает по адресу: *****. Указанная квартира была предоставлена Н. на основании ордера №***, выданного исполнительным комитетом Заводского района совета депутатов трудящихся **.**.**** Н. предложила Ефименко Т.П. поселиться у нее в квартире, т.к. была одинока. После переезда Ефименко Т.П. с малолетним ребенком к Н., они вели совместное хозяйство. Поскольку были стеснены в денежных средствах, соседки подсказали, что можно оформить над Н. опеку и получать доплату. На основании решения исполнительного комитета ***** совета народных депутатов от **.**.**** над Н. было назначено попечительство. В марте 1982 года Ефименко Т.П. с ребенком прописалась в квартиру Н. Получаемые денежные средства, в т.ч. за попечительство, тратили сообща на общие нужды: лекарства, продукты, одежду. После смерти Н. **.**.**** Ефименко Т.П. с ребенком осталась проживать в этой квартире, т.к. другого жилья не имела. В ЖЭУ лицевой счет переоформили на Ефименко Т.П. В квартиру она прописывала своих детей, невестку, своевременно оплачивала коммунальные платежи, делала ремонт. Фактически 18 лет Ефименко Т.П. является добросовестным нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: *****. Однако при обращении в МУ «УКХ г. Орла» для заключения договора социального найма на указанное жилое помещение, получила отказ, т.к. была зарегистрирована в качестве опекуна, а не члена семьи.

В судебном заседании истица и ее представитель Л. исковые требования поддержали в полном объеме, Ефименко Т.П. пояснила, что с Н. она познакомилась в 1981 году, поскольку в это время приходила к своим родственникам, проживающим в одном доме с Н. После развода с О. Ефименко Т.П. стала проживать со своим ребенком у Н. по адресу: *****, поскольку Н. была одинокой, нуждалась в постороннем уходе и сама просила с ней жить и помогать по хозяйству. Переехав к Н., Ефименко Т.П. готовила еду, ходила в аптеку, в магазин, оплачивала коммунальные услуги, т.е. фактически жила с Н. одной семьей. Н. ей доверяла, считала членом своей семьи. В связи с недостатком денежных средств, они решили оформить над Н. попечительство, что и сделали **.**.****, после чего получали дополнительную материальную поддержку. Все денежные средства тратили на совместное проживание, ведение общего хозяйства. В марте 1982 года Н. прописала Ефименко Т.П. в свою квартиру, в то время никто не подсказал, что можно оформить прописку Ефименко Т.П. как члену семьи Н., а не как попечителю. Н. умерла в декабре 1984 года, Ефименко Т.П. за свой счет организовала ее похороны, поминальный обед, распорядилась вещами умершей, поскольку близких родственников у Н. не было. После смерти Н. Ефименко Т.П. со своим ребенком осталась проживать в квартире Н., где проживает до настоящего времени. Таким образом, она на протяжении 18 лет фактически является добросовестным нанимателем и пользуется вышеуказанным жилым помещением.

Представитель Администрации города Орла по доверенности Х. иск не признала, пояснила, что согласно ст.25 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от **.**.**** №***, действующей на момент возникновения спорных отношений, ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Ордер №*** был выдан Н. на состав семьи 1 человек, на право занятия одной комнаты площадью 19,0 кв.м в *****. Заявитель Ефименко Т.П. членом семьи Н. не является и была вселена в качестве попечителя. В силу п.3 ст.54 ЖК РСФСР граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качестве попечителей самостоятельного права на это жилое помещение не приобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя или предоставления им указанного жилого помещения в установленном законом порядке. Согласно свидетельству о смерти Н. умерла **.**.****, в судебном порядке она не признала Ефименко Т.П. членом своей семьи в соответствии со ст.53 ЖК РСФСР. Ссылки истицы на ст.69 ЖК РФ являются необоснованными, поскольку жилищные отношения Н. и Ефмименко Т.П. возникли до введения в действие ЖК РФ. Таким образом, отсутствуют законные основания для заключения с истицей договора социального найма.

Представитель ответчика МУ «УКХ г. Орла» по доверенности Б. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, при принятии решения полагался на усмотрение суда (л.д. 34-35).

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствие со ст.70 ЖК РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

Статья 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Аналогичная норма о возможности признания членами семьи нанимателя других лиц содержалась и в статье 53 Жилищного кодекса РСФСР, поэтому суд считает возможным применение Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 "О практике применения судами жилищного законодательства" в части, касающейся разъяснения вопроса о признании членом семьи нанимателя других лиц. В пункте 7 указанного Постановления разъясняется, что, разрешая вопрос о признании членами семьи других лиц (кроме супруга, детей и родителей), суд обязан выяснить характер их отношений с нанимателем, членами семьи, в частности установить, имели ли место ведение общего хозяйства (общие расходы), оказание взаимной помощи, другие обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейных отношений.

В судебном заседании установлено, что Н. являлась нанимателем жилого помещения по адресу: *****. Указанная квартира была предоставлена Н. на состав семьи 1 человек, на основании ордера №*** от **.**.****, выданного исполнительным комитетом Заводского Совета депутатов трудящихся на основании решения исполкома Железнодорожного Совета депутатов трудящихся от **.**.**** №*** (л.д. 9-11).

Решением исполнительного комитета Заводского районного Совета народных депутатов №*** от **.**.**** над Н. назначено попечительство, которое возложено на Ефименко (Дегтяреву) Т.П. (л.д.14).

Из объяснений истицы и свидетелей С., Д. установлено, что Н. в 1981 году, т.е. до установления попечительства, поселила в свою квартиру Ефименко Т.П. с ее малолетним сыном **.**.****г.р.

Согласно копии поквартирной карточки по адресу: *****, Ефименко Т.П.. и ее сын М. были постоянно зарегистрированы по месту жительства в спорной квартире **.**.**** и **.**.**** соответственно (л.д.15, 16, 52).

Факт проживания Ефименко Т.П. с сыном в квартире Н. в период с 1981 года также подтверждается справкой МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа - детский сад № 72 *****» от **.**.****, согласно которой сын истицы М. действительно посещал детский сад «Солнышко» №*** с 1981 по 1983 г.г. и проживал по адресу: ***** (л.д.70).

В медицинской карте амбулаторного больного Ефименко (Дегтяревой) Т.П., представленной в судебное заседание, адрес истицы указан *****. Согласно имеющимся в карте записям, с ноября 1979 года истица получает медицинскую помощь в поликлинике № 3 Заводского района г. Орла, т.е. по указанному адресу фактического проживания (л.д. 67-69).

Из объяснений истицы усматривается, что она с октября 1981 года проживала с нанимателем Н. в качестве члена ее семьи, вела общее хозяйство.

Указанные истицей обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели С. и Д., проживающие с истицей в одном доме по адресу: *****.

Так, С. пояснила, что знакома с Ефименко Т.П. с осени 1981 года, когда последняя начала приходить к Н., помогать по хозяйству, ухаживать за Н., затем переселилась на постоянное место с маленьким сыном. При этом Ефименко Т.П. всегда ходила в магазин, в аптеку, т.к. Н. плохо передвигалась, выходила только во двор. Н. рассказывала соседям, что довольна совместным проживанием с Ефименко Т.П., которая называла ее бабушкой.

Свидетель Д. подтвердила показания С., также пояснила, что Н. в октябре 1981 году приютила Ефименко Т.П. с малолетним сыном у себя в квартире, предложила жить вместе. Ефименко Т.П. ухаживала за Н., ходила в магазин, аптеку, оплачивала коммунальные услуги, готовила еду, поддерживала порядок в квартире, делала ремонт, организовала похороны Н. в 1984 году. После того, как Ефименко Т.П. начала жить вместе с Н., кто-то из соседей подсказал, что можно получать дополнительную материальную помощь, если оформить над Н. опеку, что было сделано в 1982 году. Полученные деньги Ефименко Т.П. и Н. тратили на общие нужды, Н. говорила, что ей стало жить лучше и веселее вместе с Ефименко Т.П., появилась семья. До настоящего времени Ефименко Т.П. продолжает проживать в квартире Н., оплачивает коммунальные услуги.

Не доверять показаниям вышеуказанных свидетелей оснований у суда не имеется.

Согласно выписке лицевого счета по адресу: *****, квартиросъемщик Ефименко Т.П., долга по оплате коммунальных услуг не имеется (л.д. 17).

Исходя из исследованных доказательств, суд считает установленным, что Н., являясь нанимателем *****, расположенной по адресу: *****, вселила в принадлежащее ей по договору социального найма жилое помещение истицу в качестве члена своей семьи, которая не только проживала в ее квартире, но и вела общее хозяйство, имела общие расходы с нанимателем, оказывала помощь Н. в хозяйственных и бытовых вопросах, поддерживала семейные отношения с нанимателем, что дает основание в качестве исключительного случая признать Ефименко Т.П. членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Доводы представителя ответчика о том, что попечители не приобретают самостоятельного права на жилое помещение являются необоснованными, противоречат положениям ч.3 ст.53 ЖК РСФСР, предусматривающей возможность признания опекунов и попечителей членами семьи нанимателя. Кроме того, в судебном заседании установлено, что Ефименко Т.П. вселилась к Н. с согласия последней до установления попечительства.

Из поквартирной карточки на спорное жилое помещение следует, что Ефименко (Дегтярева) Т.П. после смерти Н. в 1984 году, указана в качестве нанимателя. Ефименко Т.П. прописала в квартиру в качестве членов своей семьи следующих лиц - в 1993 году сына М., в 1997 году сына П., в 2002 году невестку В. (л.д. 52).

До настоящего времени ответчики не оспорили право истицы на проживание и пользование спорным жилым помещением.

Установлено, что истица с 1981 года добросовестно исполняет обязательства по договору социального найма, несет бремя содержания имущества.

Вместе с тем, договор социального найма с ней не заключен, т.к. она не являлась членом семьи нанимателя Н., а была зарегистрирована в качестве опекуна (л.д. 21), тогда как согласно ст. 70 ЖК РФ вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

При указанных обстоятельствах, поскольку наниматель Н. умерла **.**.**** (л.д.12), имеются основания для удовлетворения требований истицы о признании членом семьи нанимателя и заключении с нею договора социального найма на спорное жилое помещение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Признать Ефименко Т.П. членом семьи Н., проживавшей по адресу: *****.

Признать за Ефименко Т.П. право проживания и пользования квартирой, расположенной по адресу: *****.

Обязать Муниципальное учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла» заключить с Ефименко Т.П. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *****.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия решения в окончательной форме – **.**.****

Судья Е.В. Ендовицкая

-32300: transport error - HTTP status code was not 200