Дело № 2-1661/10 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2010 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Орловой Е.А.,
при секретаре Приказчиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по иску Сердюк Е.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об установлении тождества наименования медицинских учреждений и включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Сердюк Е.А. обратилась в суд к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указала, что в августе 2010 г. она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку имеет необходимый стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в муниципальных учреждениях здравоохранения в городах. Однако ответчиком ей в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано в связи с недостаточностью указанного стажа, так как период ее работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры Медотдела УВД по Орловской области не подлежит зачету в связи с отсутствием наименования «Медотдел» в перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, включение в специальный трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте с **.**.**** по **.**.**** не предусмотрено, а период работы в должности медицинской сестры в Ортопедическом отделении Орловской областной больницы с **.**.**** по **.**.**** не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении.
С данным отказом она не согласна.
Фактически деятельность Медотдела УВД Орловской области тождественна деятельности Медико-санитарной части УВД, где она до настоящего времени работает медсестрой, и работа в которой засчитывается в льготный стаж. Поскольку с **.**.**** по **.**.**** в период ее работы медсестрой в Медотделе УВД она находилась в отпуске по уходу за ребенком, данный период также подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Период ее работы в ортопедическом отделении Орловской областной больницы подлежит зачету в спецстаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев в соответствии со Списком от 06.09.1991 г. и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г.
Поскольку на момент ее обращения с заявлением о назначении пенсии **.**.**** стаж на соответствующих видах работ составил требуемый 30 лет, она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости и просит определить его по состоянию на **.**.****
В судебном заседании истица заявленные требования уточнила и поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Уточнила период работы в должности медицинской сестры ортопедического отделения Орловской областной клинической больницы, который подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, указав вместо периода с **.**.**** по **.**.****, период с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры в Медотделе управления внутренних по Орловской области, исключив из него периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****, а также дату, с которой просит обязать назначить ей пенсию при условии включения в спецстаж спорных периодов работы: **.**.****, то есть с даты возникновения права на нее.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Н. уточненные исковые требования не признала, однако пояснила, что проведенной по запросу суда **.**.**** оценкой пенсионных прав истицы при условии включения периода работы с **.**.**** по **.**.**** как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также периодов работы с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, стаж на соответствующих видах работ Сердюк Е.А. на дату обращения (**.**.****) составит 30 лет.
Суду пояснила, что Постановление Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004 г. по её мнению предоставляет истице право выбора применения Правил подсчёта стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Поэтому стаж Сердюк Е.А. составит 7 лет 11 мес. 19 дней, так как период с **.**.**** по **.**.**** подлежит зачету как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а период работы в Медслужбе ОВД не может быть включён в подсчет специального стажа, поскольку это не предусмотрено ранее действовавшими Правилами. По указанным основаниям просила суд в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Сердюк Е.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.01 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочное назначение трудовой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения…, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения…, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, вступившим в силу 12.11.2002 г.
В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002г. № 781, применяются Правила…, утв.постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. №2-П для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. для периодов работы до 01.11.1999г. возможно применение постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и для периодов работы после **.**.**** и по **.**.**** постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Судом установлено, что **.**.**** Сердюк Е.А. ответчиком отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием специального стажа (л. д. 26).
В соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как следует из трудовой книжки истицы, **.**.**** она принята на должность медицинской сестры Орловской областной больницы, откуда уволена по собственному желанию **.**.****, а **.**.**** принята на должность медсестры Медслужбы УВД Орловского облисполкома. **.**.**** Медслужба УВД Орловского облисполкома переименована в Медотдел УВД Орловской области, а **.**.**** Метотдел УВД Орловской области переименован в Медсанчасть УВД Орловской области (л. д. 9-11).
Оспаривая право истицы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчик ссылается на то, что наименование «медотдел» УВД Орловской области не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения МВД РФ, утв. приказом МВД № 206 от **.**.****, которая применяется для периодов работы до **.**.****, а также разделом «наименование учреждений» Списка №*** и №***.
Данный довод суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Пунктом 6 Правил…, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.02 г. №781, установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в том числе, в медико-санитарной части.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.04г. №2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.01г. правового регулирования.
Следовательно, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения могут засчитываться периоды работы до **.**.**** в соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91г. №464, которым предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии по старости врачам и среднему медицинского персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Главным условием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, является осуществление деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
На основании приказа УВД № 142 от **.**.**** Медслужба УВД Орловской области была переименована в Медотдел УВД Орловской области. Приказом МВД РФ №*** от **.**.**** Медотдел УВД Орловской области переименован в Медсанчасть УВД Орловской области, где Сердюк Е.А. работает на должности медсестры процедурной госпиталя МСЧ УВД на полную ставку и полный рабочий день по настоящее время.
Данное обстоятельство подтверждается копиями справок ФГУЗ «МСЧ УВД Орловской области» от **.**.****, **.**.****, **.**.**** (л.д. 18-20).
В соответствие с разделом I Положения о Медицинском отделе Управления внутренних дел Орловской области, учреждение – «Медицинский отдел Управления внутренних дел Орловской области» создано в результате реорганизации медицинской службы Орловской области и является его полным правопреемником по всем обязательствам. Медотдел является структурным подразделением службы тыла УВД Орловской области. Медотдел является бюджетной организацией и находится в прямом подчинении УВД Орловской области, по медицинской части – Медуправлению СТ МВД РФ. Подразделением Медотдела является, в том числе, госпиталь с поликлиникой. Среди основных задач Медотдела УВД Орловской области: осуществление и организация профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной помощи сотрудникам МВД, членам их семей, пенсионерам, лицам, содержащимся в спецучреждениях милиции, организация работы по развитию и совершенствованию сети лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических подразделений. Функциями медицинского отдела является руководство деятельностью медицинских работников и учреждений органов внутренних дел области. Организация исполнения в спецучреждениях милиции области требований нормативных актов в части их медико-санитарного обеспечения, осуществляет контроль за их работой, анализ данных о состоянии здоровья личного состава органов внутренних дел и лиц, заключенных под стражу, изучение потребности в стационарной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной помощи (л.д. 12-15).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.07.2005 г. № 1018-р создано ФГУЗ «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел Орловской области» и является многопрофильным медицинским учреждением. Функции учредителя учреждения выполняет МВД РФ. В своем составе имеет в том числе госпиталь и поликлинику, а также иные отделения, центры, административно-хозяйственные и другие вспомогательные подразделения. Его функции и задачи как учреждения здравоохранения аналогичны целям и задачам Медотдела УВД Орловской области, основным направлением деятельности являлось и является оказание медицинской помощи больным сотрудникам МВД, членам их семей, пенсионерам, лицам, содержащимся в спецучреждениях милиции, что подтверждается копией устава ФГУЗ «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел Орловской области».
То обстоятельство, что, несмотря на неоднократные переименования учреждения, его функции и задачи как учреждения здравоохранения, а также должностные обязанности истицы в спорный период не менялись, также подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели Л., О.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.04г. в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наименования учреждений «Медицинский отдел УВД Орловской области» тождественно наименованию «Медико-санитарная часть УВД Орловской области», предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, а, следовательно, в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствие с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», подлежит включению период работы истицы с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры в Медотделе управления внутренних по Орловской области.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в период с **.**.**** по **.**.**** (09 месяцев 14 дней) Сердюк Е.А. работала в должности медицинской сестры ортопедического отделения Орловской областной больницы.
Вместе с тем, оспаривая право истицы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчик ссылается на то обстоятельство, что данный период работы подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с Правилами №*** в календарном исчислении.
Однако, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004г №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Из ответа ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области №*** от **.**.**** следует, что при условии применения Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П указанный период работы Сердюк Е.А. подлежит зачету в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и составит для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии 01 год 02 месяца 06 дней. ( л. д. 35)
Следовательно, в связи с зачетом в специальный стаж периодов работы с **.**.**** по **.**.**** как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также периода работы с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры Медицинского отдела УВД Орловской области, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» она имеет право досрочную трудовую пенсию по старости, так как её специальный стаж на **.**.**** составляет 30 лет 0 мес.0 дней. (л. д.13-15).
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Таким образом, является несостоятельным довод представителя ответчика о том, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. №2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. предусматривает право выбора варианта оценки пенсионных прав по ранее действующему законодательству, либо по новому правовому регулированию, поскольку основан на неправильном его толковании.
В силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
При изложенных обстоятельствах требование Сердюк Е.А. о назначении досрочной трудовой пенсии с **.**.**** (с момента обращения) суд считает подлежащим удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на эту дату Сердюк Е.А. имела право на неё, и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сердюк Е.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об установлении тождества наименования медицинских учреждений и включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Установить тождество наименования учреждения «Медицинский отдел УВД Орловской области» наименованию «Медико-санитарная часть УВД по Орловской области».
Включить Сердюк Е.А. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры в Медотделе управления внутренних по Орловской области, а также период работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры ортопедического отделения Орловской областной больницы из расчета 1 год работы за 1год и 6 месяцев.
Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Сердюк Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах с **.**.****.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А.Орлова