Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«15» декабря 2010 г. г. Орел
Заводского районный суд г. Орла в составе:
Председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Марокиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по иску
Гончарова И.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания. Колпнянское отделение», Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Орловской области о признании принадлежности и права собственности номерных агрегатов, обязании внесения изменений в паспорта транспортных средств и снятии их с регистрационного учета,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что является взыскателем по исполнительным производствам, возбужденным на основании решений суда. Однако, в настоящее время, должник, т.е. ООО «ПТК. Колпнянское отделение», не исполняет указанных решений, деятельности не ведет, а принудительная реализация его имущества невозможна ввиду того, что на ТС, находящихся в их собственности номерные агрегаты не совпадают с указанными в ПТС. Просил признать принадлежность установленных в результате исполнительных действий номерных агрегатов автобусов ПАЗ, указанным автобусам и признать за ООО «ПТК. Колпнянское отделение» право собственности на эти агрегаты, а также обязать УГИБДД снять их с регистрационного учета для последующей реализации СПИ.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал на доводах, изложенных в заявлении, уточнив, что просит обязать Колпнянский РОСП УФССП по Орловской области выполнить необходимые действия по снятию спорных ТС с регистрационного учета.
Представитель ответчика УГИБДД УВД по Орловской области по доверенности, Л., в суде заявленные требования не признал, показав, что факты установки иных номерных агрегатов на спорные транспортные средства надлежащим образом не оформлялись, поэтому оснований для регистрации нет.
Представитель ответчика, УФССП по Орловской области по доверенности, О., пояснила суду, что в данном случае, все автомобили арестованы, но несоответствие номерных агрегатов автобусов ПТС – препятствует совершению исполнительских действий.
Представитель ответчика, ООО «ПТК. Колпнянское отделение» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о его времени и месте, в связи с чем суд считает возможным разрешить спор в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, их представителей, исследовав доказательства, представленные по делу, считает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
При разрешении спора судом было установлено, что истец Гончаров И.В. является взыскателем по сводному исполнительному производству, возбужденному Колпнянским РОСП УФССП Орловской области, в отношении должника ООО ПТК «Колпнянское пассажирское отделение» на основании решения Советского районного суда г. Орла от **.**.**** о взыскании компенсации морального вреда на общую сумму 1500000 руб., а так же решения Советского районного суда г. Орла от **.**.**** о взыскании в его пользу в возмещение вреда по случаю потери кормильца на двоих детей ежемесячно по 12711 руб. 20 коп. каждому.
Так же, из материалов исполнительного производства, представленного суду, усматривается, что с момента возбуждения исполнительного производства и до настоящего времени должником вышеизложенные решения суда не исполнены.
В данном случае, причиной тому является то, что должник хозяйственную деятельность не ведет, денежных средств, а равно имущества, на которое можно было бы обратить взыскание, не имеет.
В ходе проведения исполнительских действий /ареста имущества/ судебными приставами-исполнителями Колпнянского РОСП Орловской области было установлено, что за ООО зарегистрированы на праве собственности три транспортных средства, в которых идентификационные номера (VIN), они же номера кузова, а так же один номер двигателя - не соответствуют данным, указанным в паспорте транспортного средства:
Так, судебный пристав-исполнитель указал в акте, что в автобусе *******, государственный регистрационный знак №***, фактически отсутствует двигатель, хотя по документам он значится c №***, а кроме того, имеется другой идентификационный номер №*** вместо указанного в паспорте - №*** что свидетельствует об установке другого кузова.
В автобусе *******, государственный регистрационный знак №***, по данным СПИ, имеется другой идентификационный номер, т.е. №***, соответственно, номер кузова - №***, номер двигателя - №*** тогда как в паспорте транспортного средства №***, номер кузова - №*** а номер двигателя - №***
Автобус ответчика *******, государственный регистрационный знак - №*** номер двигателя №*** а вместе с тем, в паспорте транспортного средства номер двигателя указан как - №***
Судом установлено, что вышеуказанные несоответствия номерных агрегатов данным паспортов транспортного средства не позволяют судебному приставу-исполнителю производить дальнейшие исполнительные действия с этими транспортными средствами, в частности, снять их с регистрационного учета в органах ГИБДД и реализовать их в целях исполнения решений суда.
В свою очередь, должник, т.е. ООО «ПТК. Колпнянское отделение», никаких мер для надлежащего оформления указанных транспортных средств в органах ГИБДД не принимает, фактически уклоняясь от исполнения решения суда.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие причинения вреда другому лицу (п. 6 ч. 2 ст. 8 ГК РФ)
При этом, как установлено ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем, как признания права или присуждения к исполнению обязанности в натуре, так и иными способами, предусмотренными законом.
В данном случае, суд считает, что ввиду уклонения должника от совершения необходимых действий направленных на установленное законом надлежащее оформление и регистрацию транспортных средств в органах ГИБДД, истец вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного права с тем, чтобы арестованное имущество (изменения в номерных агрегатах) было зарегистрировано за должником, а затем реализовано в порядке принудительных исполнительных действий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что удовлетворение иска и признание за должником права собственности на транспортные средства с учетом измененных номерных агрегатов /с учетом того, что их установка была произведена правомерно/, соответствует смыслу закона, т.к. реализует право истца на реальное исполнение решения суда.
В соответствии с пунктом. 4 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных Приказ МВД РФ от 24.11.2008 г. №-1001 «О порядке регистрации транспортных средств» /далее по тексту – Правила/, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке изменить регистрационные данные в течение 5 суток после возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Согласно положениям пункта 8 Правил, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Таким документом, согласно действующему гражданскому законодательству, является, в том числе, и вступившее в законную силу решение суда.
В силу пункта 9 Правил, регистрация снятых с регистрационного учета в ГАИ транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного в простой письменной форме, подписанного сторонами сделки, а также заверенного печатью, если наличие печати у участников сделки предусмотрено законодательством РФ, производится при представлении договора, заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных данными Правилами и Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
При этом, как установлено пунктом 10 Правил, регистрация снятых с регистрационного учета в ГАИ транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного устно, производится при представлении заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом.
При изменении регистрационных данных право собственности на номерные агрегаты, приобретенные в порядке, предусмотренном пунктами 9, 10 Правил, подтверждается документами (свидетельствами), выданными регистрационными подразделениями на высвободившиеся номерные агрегаты, либо иными документами, удостоверяющими право собственности на номерные агрегаты. (пункт 11 Правил)
Транспортные средства, согласно пункту 20 Правил, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ.
Из представленных суду карточек учета транспортных средств усматривается, что в автобусе *******, государственный регистрационный знак №*** фактически отсутствует двигатель, но идентификационный номер №*** соответствует карточке учета ТС в УГИБДД, а номер кузова - №*** что соответствует идентификационному номеру.
Следовательно, указанный в ПТС №*** на данный автобус идентификационный номер №***– является неверным.
В автобусе *******, государственный регистрационный знак №*** имеется идентификационный номер, т.е. №***, соответственно, номер кузова – №***, вместо указанного в ПТС №*** номер кузова - №***
В данном случае, номер кузова – №*** был указан приставом-исполнителем ошибочно, в части последнего знака, и правильным является указание номера кузова – №*** и, соответственно, идентификационного номера №***.
Судом установлено, что кузов с данным номером – №*** и №***, ранее принадлежал автобусу *******, государственный регистрационный знак №***, принадлежавшего на праве собственности ООО «ПТК. Колпнянское отделение».
Из представленных документов усматривается, что *******, государственный регистрационный знак №*** был списан, а кузов с него был установлен на ******* с государственным регистрационным знаком №***
Аналогичные действия были произведены с двигателем автобуса.
Согласно ПТС, автобус имеет двигатель номер №***, однако, фактически номер двигателя - №***
В тоже время, судом установлено, что двигатель с данным номером – №***, ранее принадлежал автобусу *******, государственный регистрационный знак №***, также принадлежавшего на праве собственности ООО «ПТК. Колпнянское отделение».
Из карточки учета ТС видно, что *******, государственный регистрационный знак №*** был списан, а двигатель с него был установлен на ******* с государственным регистрационным знаком №***
Данные действия по установке номерных агрегатов со списанных ТС на находящиеся в работоспособном состоянии - не является противоправным и могут быть оформлены в установленном законом порядке, согласно настоящему решению, в регистрирующем органе ГИБДД.
Вместе с тем, признание права собственности ООО «ПТК. Колпнянское отделение на вышеуказанные кузов и двигатель не требуется, т.к. они и ранее принадлежали ООО на праве собственности, что не оспаривалось сторонами в суде.
Также судом установлено, что на автобус ответчика *******, государственный регистрационный знак - №*** был установлен двигатель номер -*№*** тогда как в ПТС номер двигателя указан как - №***
Из представленной ГИБДД карточки учета транспортных средств усматривается, что указанный двигатель ранее принадлежал Н. и был установлен на принадлежавший ему автомобиль ******* государственный регистрационный знак №***.
Как пояснил в судебном заседании свидетель Н., автомобиль ******* был разобран, а указанный двигатель был продан в городе Ливны, кому – он не знает.
Из объяснений главного бухгалтера ООО «ПТК. Колпнянское отделение» Д., которые она дала СПИ Колпнянского РОСП Размологовой И.В., двигатель номер №**** был приобретен ООО у частного лица, однако, какие-либо документы по этой сделке на предприятии отсутствуют.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что двигатель номер -*№*** был на законных основаниях приобретен ООО «ПТК. Колпнянское отделение» у Н. и установлен на автобус *******, государственный регистрационный знак - №*** и за ООО может быть признано право собственности на этот двигатель.
В силу положений пункта 44 Правил, снятие с регистрационного учета транспортных средств на основании решений судов об их отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством РФ.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет суду сделать вывод об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Гончарова И.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания. Колпнянское отделение», Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Орловской области о признании принадлежности и права собственности номерных агрегатов, обязании внесения изменений в паспорта транспортных средств и снятии их с регистрационного учета - удовлетворить.
Установить принадлежность идентификационного номера №*** и кузова номер №*** транспортному средству *******, государственный регистрационный знак №***, принадлежащему на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания. Колпнянское отделение».
Установить принадлежность идентификационного номера №*** и кузова №***, а также двигателя №*** транспортному средству ******* OR, государственный регистрационный знак №***, принадлежащему на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания. Колпнянское отделение».
Признать за Обществом с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания. Колпнянское отделение» право собственности на двигатель №****, а так же установить принадлежность указанного двигателя транспортному средству ******* государственный регистрационный знак №***, принадлежащему на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания. Колпнянское отделение».
Обязать Колпнянский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области представить в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Орловской области транспортные средства: *******, государственный регистрационный знак №***; *******, государственный регистрационный знак №*** ******* государственный регистрационный знак №*** для внесения изменений в регистрационные данные паспортов транспортных средств, а так же для снятия их с регистрационного учета.
Обязать Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Орловской области внести соответствующие изменения в регистрационные данные паспортов транспортных средств, указав:
- в паспорте транспортного средства *******, государственный регистрационный знак №***, принадлежащего на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания. Колпнянское отделение», его идентификационный номер (№*** и номер кузова №***;
- в паспорте транспортного средства ******* государственный регистрационный знак №***, принадлежащего на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания. Колпнянское отделение», его идентификационный номер №***, номер кузова №*** а так же номер двигателя №***
- в паспорте транспортного средства *******, государственный регистрационный знак №***, принадлежащего на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания. Колпнянское отделение», его номер двигателя-*№***
а так же снять их с регистрационного учета по представлению указанный транспортных средств и документов Колпнянским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня составления его полного текста.
Председательствующий: