О ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц



Дело №2-81/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2011 года город Орел

Заводской районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Болотской Р.В.,

при секретаре Васильковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области обратилось в суд с иском к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, в обоснование указав, что данная организация зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области **.**.****, место нахождения: *****, директор Марголин Г.М.. Однако, в нарушение ч.2 ст.15 Конституции РФ, п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях, ответчик не представлял документы, содержащие отчет о своей деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том, числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам №ОН0001 и ОН0002, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» за 2006-2009 года, или в произвольной форме в порядке п.3.1 ст.32 этого закона за 2009 год. **.**.**** Управлением в адрес организации (302008, *****) было вынесено письменное предупреждение №*** о недопустимости нарушения части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с предписанием в срок до **.**.**** устранить указанные нарушения и представить в Управление информацию, подтверждающую их устранение, однако указанное предупреждение было возвращено в Управление **.**.**** с отметкой на конверте «нет организации». По аналогичным основаниям **.**.**** в адрес ответчика направлялось еще одно предупреждение №***, однако нарушения устранены не были. Вместе с тем, предупреждение от **.**.**** №***, направленное Управлением в адрес места жительства директора Марголина Г.М., вернулось **.**.**** с почтовой отметкой на конверте «не проживает». Кроме того, акт проверки от **.**.****, направленный Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области в адрес ответчика, также вернулся с почтовой отметкой на конверте «организация не значится». Более того, из письма директора организации Марголина Г.М. от **.**.**** следует, что организация не действует с момента государственной регистрации и учредителем продолжение ее деятельности не планируется. При этом согласно приказу директора Марголина Г.М. от **.**.**** с **.**.**** он прекратил исполнять обязанности директора. Между тем, в соответствии с п.10 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В связи с чем, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области просит ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» и исключить данную некоммерческую организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области по доверенности Л. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил суд принять решение о ликвидации Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ответчик – представитель Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотреть в свое отсутствие не просил, доказательств уважительности своего отсутствия в судебном заседании суду не предоставил, что не препятствует рассмотрению дела в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица ИФНС по Заводскому району г. Орла по доверенности Д. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области **.**.****, что подтверждается Распоряжением №***, вынесенным Руководителем Управления Минюста России по Орловской области (л.д. 20).

Запись о создании этой организации за основным государственным регистрационным номером №*** внесена в Единый государственный реестр юридических лиц **.**.****, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 24).

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.****, юридическим адресом, то есть местом нахождения данной некоммерческой организации, является: ***** (л.д. 21-23).

Из Устава видно, что Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки является негосударственным (частным) образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки», созданным в соответствии с решением №*** его учредителя от **.**.**** в целях осуществления образовательной деятельности по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг различной направленности в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет собственный баланс и лицевой счет, печать с полным наименованием на русском языке и указание на место нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему (л.д. 7-19).

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (далее Закон), некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 3 Закона, некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Частями 3 и 10 статьи 32 Закона предусмотрено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», установлено что: а) некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Постановления, Федеральной налоговой службе и Федеральной регистрационной службе было предписано обеспечить до **.**.**** передачу и прием сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Указом Президента РФ от 12.05.2008г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций и контролю за их деятельностью переданы Министерству юстиции РФ, территориальным органом которого является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области.

Однако в судебном заседании установлено, что с 2006 года Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» в нарушение ч. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», не предоставляло в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, что свидетельствует о неоднократном неисполнении требований закона.

Так, **.**.**** в адрес ответчика (302008, *****) было направлено предупреждение №*** о недопустимости нарушения статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с предписанием в срок до **.**.**** устранить допущенные нарушения, однако нарушения устранены не были (л.д. 28-29).

По аналогичным основаниям **.**.**** Управлением в адрес организации (302008, *****) было вынесено еще одно письменное предупреждение №*** о недопустимости нарушения части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с предписанием в срок до **.**.**** устранить указанные нарушения и представить в Управление информацию, подтверждающую их устранение, однако указанное предупреждение было возвращено в Управление с отметкой на конверте «нет организации» (л.д. 30-31, 32).

Вместе с тем, предупреждение от **.**.**** №***, направленное Управлением в адрес места жительства директора Марголина Г.М., вернулось с почтовой отметкой на конверте «не проживает» (33-35, 36).

Более того, из письма директора организации Марголина Г.М. от **.**.**** следует, что организация не действует с момента государственной регистрации и учредителем продолжение ее деятельности не планируется (л.д. 26).

При этом согласно приказу №*** директора Марголина Г.М. от **.**.**** с **.**.**** он прекратил исполнять обязанности директора Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» (л.д. 25).

При таких обстоятельствах, доказательств исполнения требований ч. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» на момент рассмотрения дела не предоставлено. Ответчик, извещенный надлежащим образом о наличии спора по данному делу, каких-либо возражений на иск не предоставил.

Таким образом, установлено, что на момент рассмотрения дела указанные нарушения ч. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» ответчиком не устранены.

Учитывая, что приведенной нормой закона предусмотрена прямая обязанность некоммерческой организации представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а неоднократное невыполнение этой обязанности является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации, вышеупомянутыми доказательствами подтверждается неоднократное непредоставление ответчиком перечисленных документов, то у суда имеются основания для удовлетворения иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области и принятия решения о ликвидации некоммерческой организации – Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с ч.ч.1,6,7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от **.**.**** № 129-ФЗ, предусматривающих порядок и условия государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области удовлетворить.

Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Болотская Р.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200