Дело №2-190/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2011 года город Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Болотской Р.В.,
с участием старшего помощника прокурора Северного района г.Орла Леоновой Т.А.,
при секретаре Васильковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северного района г.Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов), к МУ «Управление коммунального хозяйства г. Орла» об обязании установить звуковые сигналы на светофорном объекте для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северного района г.Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов), обратился в суд с иском к ответчику с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что светофорный объект по ***** в г.Орле, находящийся в собственности Администрации г. Орла и переданный в оперативное управление МУ «УКХ г. Орла» на основании акта приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от **.**.****, расположенный на территории Северного района г. Орла, не оборудован звуковым устройством, дублирующим световые сигналы светофора, что является нарушением ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Данное нарушение закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, находящимися в районе расположения вышеуказанного светофорного объекта. Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
В связи с чем, истец просит суд обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в силу установить звуковые сигналы на светофорном объекте по ***** в г.Орле для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Северного района г.Орла М. исковые требования поддержала на доводах, изложенных в заявлении, и уточнила их, указав, что просит обязать МУ «УКХ» оборудовать светофорный объект в срок до **.**.****.
Представитель ответчика МУ «УКХ г.Орла» по доверенности Б. не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований и пояснил, что не оспаривает право инвалидов передвигаться наравне со здоровыми гражданами и не оспаривает свою обязанность в установленный срок оборудовать светофорный объект по ***** звуковыми устройствами, дублирующими звуковые сигналы светофоров, для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.
Третье лицо – представитель Администрации г.Орла по доверенности Т. представила письменный отзыв на исковые требования, и пояснила суду, что не возражает против оборудования светофорного объекта звуковой сигнализацией, однако полагает, что иск подлежит уточнению в части финансирования и технического исполнения.
Суд, выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что прокуратурой Северного района г. Орла проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Проверкой установлено, что светофорный объект по ***** в г.Орле, находящийся в собственности Администрации г. Орла и переданный в оперативное управление МУ «УКХ г. Орла» на основании акта приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от **.**.****, расположенный на территории Северного района г. Орла, не оборудован звуковым устройством, дублирующим световые сигналы светофора.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ в редакции от 24.07.2009 г. органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Таким образом, имеет место нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также п. 7.4.3 Государственного Стандарта Российской Федерации 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), согласно которому на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Согласно ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, содержание автомобильных дорог на улицах города Орла относится к обязанности администрации города Орла.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материально-финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Администрацией г.Орла в целях осуществления управленческих функций в сфере благоустройства г.Орла создано муниципальное учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла».
МУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» является юридическим лицом и самостоятельно отвечает за свою деятельность на основании Устава (л.д. 12-14, 7,8,9).
В соответствии с основной задачей учреждение разрабатывает и осуществляет мероприятия по ремонту и содержанию объектов, находящихся на балансе, в оперативном управлении учреждения, а также отдельных объектов по благоустройству муниципального образования.
Согласно Акту приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от **.**.**** Управление муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла передало светофорный объект на пересечении улиц Космонавтов-Металлургов стоимостью 637887,00 руб. в оперативное управление МУ «УКХ г.Орла» (л.д. 5).
Из сообщения начальника МУ «УКХ г. Орла» от **.**.**** следует, что на территории Северного района г. Орла установлен один светофорный объект в районе пересечения улиц Металлургов-Космонавтов, который находится в муниципальной собственности и в оперативном управлении МУ «УКХ г. Орла». Данный светофорный объект был сдан в работу в 2007 году (л.д. 6).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также п. 7.4.3 Государственного Стандарта РФ 52289-2004 МУ «УКХ г.Орла», не исполняются должным образом обязанности по содержанию названного светофорного объекта в части оборудования его звуковой сигнализацией для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.
Указанные нарушения законодательства могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации в городе, угрожают здоровью и жизни населения- инвалидов по зрению.
С учетом вышеизложенного, суд находит заявленные прокурором Северного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Северного района г.Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов), удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла» оборудовать светофорный объект по ***** звуковыми устройствами, дублирующими звуковые сигналы светофоров, для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации, в срок до **.**.****.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в 10-дневный срок с момента принятия.
Судья Р.В. Болотская