Дело № 2-1803/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010 г. город Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,
при секретаре Анпилоговой М.А.,
с участием истца Глебовой А.Б.,
представителя истца – Б.,
представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области – Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Глебовой А.Б. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом,
УСТАНОВИЛ:
Глебова А.Б. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением. В обоснование иска указано, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС в назначении пенсии было отказано. Считает указанный отказ необоснованным, поскольку с **.**.**** по **.**.**** она постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: *****, жителям которого выдавались удостоверения, подтверждающие факт проживания на территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом, выплачивались пособия за проживание в зоне радиоактивного загрязнения, по месту работы предоставлялись дополнительные дни к отпуску. Полагает, что факт ее проживания в указанный период на территории ***** сельского поселения, т.е. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтверждается справкой, выданной Администрацией ***** сельского поселения. Поскольку в соответствии с действующим законодательством предусмотрено снижение пенсионного возраста выхода на пенсию гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом, просила суд признать наличие у нее права на назначение пенсии по старости в связи с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на каждые четыре года проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности, обязать ответчика назначить Глебовой А.Б. трудовую пенсию с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании истец Глебова А.Б. и ее представитель Б. заявленные требования поддержали по основаниям, изложены в исковом заявлении, просили признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и обязать ответчика выплачивать пению с момента обращения. Истец пояснила, что работала в строительной организации СУ – 218 и в августе 1989 года получила ордер на квартиру (барак) в ***** (жилпоселке), который строился на землях д. Овсянниково. Указанный населенный пункт входит в перечень населенных пунктов, отнесенных к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Полагает, что это является основанием для автоматического включения ***** в льготную зону.
Оспаривая обоснованность предъявленных требований, представитель ГУ УПФ РФ по доверенности Т. указала на то, что постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом подтверждается регистрацией в паспорте или справкой жилищных органов о регистрации по месту жительства. В спорный период истец проживала и была зарегистрирована в *****. Указанный населенный пункт не поименован в Перечнях населенных пунктов, относящихся к зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. Поскольку у истца на момент обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии (**.**.****) право на пенсию не возникло, нет правовых оснований для ее назначения с даты обращения, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо – представитель Администрации ***** сельского поселения по доверенности М. в судебном заседании полагала, что исковые требования Глебовой А.Б. подлежат удовлетворению, так как с 1986 г. по 1995 г. истица постоянно проживала в *****, который относился к территории ***** сельского поселения. Учитывая, что вся территория ***** сельского поселения относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в т.ч. жителям ***** с 1992 года производились выплаты и выдавались удостоверения о проживании в чернобыльской зоне.
Представитель третьего лица – Администрации Орловского района П., по доверенности, при разрешении спора полагалась на усмотрение суда, пояснив, что в архиве Администрации Орловского района о разрешении строительства ***** и документов СУ -218 не найдено. Удостоверения о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом передавались работниками социальной защиты в администрации сельских поселений, в не заполненном виде, с печатями администрации Орловского района, а работники сельских поселений выдавали удостоверения жителям. Журналов или реестров на выдачу удостоверений и пособий не имеется.
Выслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Глебовой А.Б.
В соответствии с Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста. В соответствии со ст. 34 данного Закона РФ гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к ст.35 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по **.**.****, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
Судом установлено, что **.**.**** Глебова А.Б. обратилась в УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении пенсии. Письмом №*** от **.**.**** УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области истцу отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку ***** не поименован в Перечнях населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС (л.д. 5-6).
Из справки администрации ***** сельского поселения №*** от **.**.****, следует, что Глебова А.Б. с **.**.**** по **.**.**** постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: *****, указанная территория с **.**.**** по **.**.**** относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 12).
К представленной истицей справке суд относится критически, поскольку она не является доказательством постоянного проживания истицы на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и выдана на основании похозяйственной книги №*** за 1986-1990г.г., не имеющей лицевых счетов. Кроме того, данная похозяйственная книга не содержит отметки о времени прибытия Глебовой А.Б. на территорию сельсовета и проверке содержащихся в ней сведений по состоянию на **.**.**** (л.д.35-38).
Согласно удостоверению серии АШ №***, Глебова А.Б., проживавшая в населенном пункте *****, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Вместе с тем, в удостоверении отсутствуют сведения, подтверждающие дату его выдачи и период проживания Глебовой А.Б. в указанном населенном пункте (л.д.13).
По сведениям ОГУ «Управление социальной защиты населения г.Орла» Глебова А.Б., 1957 г.р., в базе получателей льгот по г.Орлу не состоит, удостоверение серии АШ №*** отделами социальной защиты населения г.Орла ей не выдавалось (л.д.59).
**.**.**** на основании решения исполкома ***** Совета депутатов от **.**.**** был выдан ордер №*** на вселение в квартиру по адресу: ***** Глебовой А.Б. с семьей, состоящей из двух человек она и ее сын С. (л.д. 44).
Из справки №*** от **.**.****, выданной МОУ Средняя образовательная школа №*** г. Орла следует, что С. обучался в школе №*** г. Орла с 1990 г. по 1995 г. и проживал по адресу: ***** (л.д.45).
Однако, указание в ордере и справке на одновременное проживание истицы и ее сына в деревне Овсянниково и поселке Строителей противоречит существующему административно-территориальному делению.
Как указано в похозяйственных книгах №*** и №*** и не отрицалось сторонами в судебном заседании в период с 1986 г. по 1990г. и с 1991г. по 1995г. Глебова А.Б. была зарегистрирована и проживала по адресу: ***** соответственно (л.д. 35-43).
По информации ГУ МЧС России по Орловской области №*** от **.**.**** ***** в перечень населенных пунктов с льготным социально-экономическим статусом не входит. Для получения информации о его местонахождении и времени образования необходимо обратиться в Администрацию Орловского района, так как в соответствии с Законом Орловской области от **.**.**** №*** «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» ***** на территории Орловской области не существует (л.д.60).
Свидетель Ч., работавшая с 1981 года по 2002 год в ***** сельской администрации, пояснила, что ***** построен переселенцами из Казахстана на территории совхоза «Володарский». Все населенные пункты ***** сельского поселения находились на территории совхоза и входили в зону с льготным социально- экономическим статусом. Переселенцы фактически строились между деревнями ***** и ***** на поле, на котором раньше сажали свеклу. Удостоверения гражданам выдавались в 1992 году по паспортам, дата выдачи не проставлялась. ***** – отдельная территориальная единица, что также подтверждают заведенные похозяйственные книги.
Решением №*** от **.**.**** Исполнительного комитета Орловского районного Совета народных депутатов «О согласовании тресту «Югозапдорстрой» земельного участка с-за «Володарский» для проектирования и строительства жилого поселка строителей» разрешено тресту проектирование и строительство жилого поселка на земельном участке совхоза «Володарский» площадью 6 га (пашня 4 га) с последующим оформлением отвода земель в установленном порядке (л.д.67).
Согласно архивной справке №*** от **.**.**** организован откормсовхоз на основании постановлении Совета народного хозяйства Орловского экономического административного района №*** от **.**.**** Впоследствии в состав откормсовхоза вошли населенные пункты и колхозы, расположенные на территории ***** сельского совета *****. В соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от **.**.**** и решением Орловского облисполкома от **.**.**** об укрупнении сельских и образовании промышленный районов ***** упразднен, его территория включена в состав Орловского (сельского) района, соответственно, ***** сельский совет был отнесен к Орловскому (сельскому) району. В связи с упразднением **.**.**** административно-территориального деления области на промышленные и сельские районы и ликвидацией Орловского (сельского) района ***** сельсовет отнесен к Орловскому району (л.д.97).
По информации Администрации ***** сельского поселения от **.**.**** ***** располагался и граждане, проживавшие в нем, были зарегистрированы на территории ***** сельской администрации в период с 1992 года по 1996 год. Так как в период с **.**.**** по **.**.**** вся территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, в т.ч. жителям ***** с 1992 г. производились выплаты и выдавались удостоверения о проживании в чернобыльской зоне. Согласно Постановлению Орловской областной Думы №*** от **.**.**** «Об изменении административных границ Орловского района и г. Орла» территория ***** отошла к г.Орлу. В перечне населенных пунктов по Орловскому району с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ***** не значится (л.д.65).
Архивный отдел администрации г. Орла (муниципальный архив) информацией о месте нахождения и правопреемнике совхоза Володарский и землепользователе СУ 812 Жилпоселок не располагает (л.д.98).
Как видно из представленной карты радиоактивного загрязнения местности - Орловской области (цезием -137), радиационная обстановка на которой нанесена по состоянию декабрь 1990 года, имеется загрязнение от 1 до 5 Ки/км2 в районе *****, а также к северо-западу от деревни *****. Район между деревнями ***** и ***** как зона загрязнения не отмечена, указанная зона и прилегающая к ней территория муниципального образования – г. Орел указана как «предварительные данные, требующие уточнения».
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Правительством РСФСР от **.**.**** №*** действовавшем до **.**.**** населенный пункт *****, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с **.**.**** по **.**.****, не указан. В перечне поименован населенный пункт *****.
Не поименован ***** и в Перечне населенных пунктов, относящихся к зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Постановлением Правительства от **.**.**** №***, действующим с **.**.****
Постановлением Орловской областной Думы №*** от **.**.**** «Об изменении административных границ Орловского района и г. Орла» землепользователь СУ 812 Жилпоселок площадью 22.5 га включен в черту г. Орла, населенные пункты ***** ***** оставлены в составе земель Орловского района и в административном подчинении ***** сельской администрации.
Суд находит, что истцом Глебовой А.Б. не представлено доказательств, подтверждающих то, что территория ***** относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что истица не проживала в населенном пункте, относящемся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Данный факт подтверждается представленной представителем Администрации Орловского района и представителем ответчика картами радиационного загрязнения, показаниями свидетеля Ч., а также исследованными в судебных заседаниях, документами, в соответствии с которыми ***** (землепользователь - СУ 812 Жилпоселок) является отдельной территориальной единицей, которая не поименована в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Ссылка истца и ее представителя на получение льгот при предоставлении дополнительных отпусков по месту работы не является безусловным основанием для признания факта проживания на территории зоны с льготным социально – экономическим статусом.
В судебном заседании установлено, что Глебова А.Б. постоянно проживала и была зарегистрирована в ***** в период с **.**.**** по **.**.****, т.е. 7 лет.
Учитывая, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста на 1 год предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению с **.**.**** по **.**.****, право на досрочное получение пенсии у Глебовой А.Б. **.**.**** г.р., на день обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии с уменьшением возраста на 2 года, не возникло, следовательно, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Глебовой А.Б. о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с **.**.**** по **.**.**** - отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме – **.**.****
Судья Е.В. Ендовицкая