О признании решения Управления Орловской области о расторжении в одностороннем порядке договора аренды незаконным



Дело № 2-225/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2011 года г.Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Амелькиной М.В.,

при секретаре Сухановой Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трофимова С.В. о признании незаконным решения Управления лесами Орловской области о расторжении в одностороннем порядке договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Трофимов С.В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в обоснование, что **.**.**** между ним и Управлением лесами Орловской области был заключен договор аренды №*** части лесного участка для осуществления рекреационной деятельности.

**.**.**** данный договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

После заключения настоящего договора и по октябрь 2010г. арендуемый мной земельный участок использовался исключительно по назначению, в связи с осуществлением рекреационной деятельности.

В октябре - декабре 2010г. по инициативе администрации Орловской области и Управления лесами Орловской области природоохранной прокуратурой была проведена проверка осуществляемой заявителем деятельности на арендуемом земельном участке, в ходе которой был выявлен один факт нарушения им лесного законодательства, в результате чего он был привлечен к административной ответственности, оплатив при этом административный штраф и незамедлительно устранив выявленное нарушение.

Не смотря на это **.**.****, еще до получения и оглашения результатов проверки, проводимой сотрудниками природоохранной прокуратуры, в адрес заявителя от Управления лесами Орловской области поступило уведомление, в котором он был проинформирован об одностороннем расторжении договора аренды, ссылаясь при этом на нормы Лесного законодательства и позиции, вытекающие из заключенного между договора.

**.**.**** представитель Управления лесами Орловской области предоставил документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о расторжения регистрации настоящего договора.

Заявитель считает, что в данном случае Управлением лесами Орловской области нарушено действующее законодательство, регулирующее правоотношения между арендодателем и арендатором, а именно нарушен порядок досудебного разрешения спора, так как им не получено предложение и требование от Управления лесами Орловской области о расторжении заключенного договора аренды.

Также заявитель ссылается на ст.ст.46, 450, 452 ГР РФ, регламентирующие общие условия расторжения договора и общие основания прекращения аренды земельного участка, полагает, что договор не может быть расторгнут арендодателем в одностороннем порядке, т.к. нормы гражданского законодательства предусматривают судебный порядок расторжения договора. В своем уведомлении Управление лесами Орловской области ссылается на ч.2, ст.24 Лесного кодекса РФ, как на основание для расторжения договора, но данная норма также не дает права на одностороннее расторжение договора.

В данном случае, по мнению заявителя, должны применяться нормы Земельного кодекса РФ, в частности, п.9, ст.22 Земельного кодекса РФ, согласно которого досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Договор №*** от **.**.**** заключен на 49 лет.

Таким образом, заявитель указывает, что Управлением лесами Орловской области было принято незаконное и необоснованное решение о расторжении договора аренды в одностороннем порядке, что повлекло обращение представителя данной организации в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии и что в конечном итоге грубо нарушает его права как арендатора. Просит суд признать решение Управления лесами Орловской области о расторжении в одностороннем порядке заключенного **.**.**** договора аренды №*** незаконным, и обязать отозвать из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии заявление о расторжении договора №*** от **.**.****

В судебном заседании Трофимов С.В. и его представитель Б. доводы заявления поддержали по вышеизложенным основаниям, заявитель также пояснил, что участок используется им строго по целевому назначению в соответствие с утвержденным проектом освоения лесного участка, каких-либо нарушений лесного законодательства он не допускал, арендную плату вносил своевременно, строительство беседок на арендуемом участке ведется им согласно утвержденного ответчиком проекта, без заглубленных фундаментов, что и послужило надуманным основанием к расторжению договора. После получения результатов экспертизы им было направлено письмо ответчику о создании комиссии и проверке обстоятельств якобы имевших место нарушений, но до настоящего времени ответ не получен. Просит заявленное требование удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления лесами Орловской области С. заявленные требования Трофимова С.В. не признала. Суду пояснила, что **.**.**** между Управлением лесами ***** и Трофимовым С.В. на основании распоряжения Коллегии Орловской области от **.**.**** №***-р был заключен договор аренды №*** части лесного участка площадью 3,0 га, местоположением: *****, категория земель - земли лесного фонда, расположением: *****, с видом разрешенного использования – для осуществления рекреационной деятельности, сроком действия до **.**.**** Договор аренды части лесного участка был зарегистрирован в установленном порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области **.**.**** за №***. Согласно пункту 20 указанного договора, он может быть расторгнут в одностороннем порядке арендодателем по основаниям, указанным в пункте 21 настоящего Договора. Пунктом 21 установлено, что арендатор признает право арендодателя на расторжение договора в случаях: систематического (более двух раз в течении года) нарушения арендатором лесного законодательства Российской Федерации; не представления в установленные сроки лесной декларации, отчета об использовании лесов.

О своем намерении расторгнуть договор одна из сторон договора обязана не менее чем за 30 дней письменно известить другую сторону.

Письмом от **.**.**** исх. №*** Управление лесами Орловской области уведомило Трофимова С. В. о расторжении договора аренды от **.**.**** №*** в одностороннем порядке с **.**.**** с требованием до **.**.**** в соответствии с подпунктами «к», «л» пункта 12 договора привести участок в первоначальное состояние и передать его арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования лесным участком, данное письмо получено Трофимовым С.В. собственноручно **.**.**** В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно пункту 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Лесным кодексом Российской Федерации основания для отказа от исполнения договора и для расторжения договора аренды лесного участка не установлены, что в соответствии с пунктом 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации влечет применение положений об аренде, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Соответственно нормы Земельного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям. Таким образом, Управление по лесам Орловской области при расторжении договора аренды №*** от **.**.**** реализовало свое право на одностороннее расторжение договора, предусмотренное пунктами 20, 21 данного договора.

Включение сторонами в договор аренды №*** от **.**.**** пунктов 20, 21, дающих арендодателю право на одностороннее расторжение договора, минуя судебную процедуру, полностью соответствует требованиям пункта 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего определение условий договора по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 4 Порядка предоставления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 9 июля 2007 г. № 175 «Об установлении форм отчетов об использовании, охране, защите воспроизводстве лесов, лесоразведении и порядка их предоставления», установлено, что отчеты представляются ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В нарушении указанных требований заявитель не предоставил отчет об использовании лесами за 3 квартал 2010 г. Согласно требованиям ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Соответственно подпунктом «г» пункта 11 договора аренды №*** от **.**.**** установлено, что арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение 90 дней с момента подписания сторонами настоящего договора. В установленные сроки указанное обязательство арендатором исполнено не было. Проект освоения лесов - лесного участка площадью 3 га, переданного Трофимову С. В. в аренду, был предоставлен им для проведения государственной экспертизы только в июле 2010 г., однако в соответствии с заключением экспертной комиссии от **.**.****, утвержденным приказом Управления лесами Орловской области от **.**.**** №***, было выдано отрицательное заключение экспертной комиссии по проекту освоения лесов в связи с его несоответствием Лесному плану Орловской области, Лесохозяйственному регламенту Орловской области и противоречием действующему лесному законодательству. Положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов было получено Трофимовым С. В. только **.**.****, что подтверждается Заключением экспертной комиссии от **.**.**** и приказом Управления лесами Орловской области от **.**.**** №***. Проектом освоения лесов предусмотрено строительство беседок в деревянном исполнении или из сборно-разборных щитов, которые после окончания срока аренды разбираются. В нарушение лесного законодательства, договора аренды и проекта освоения лесов Трофимовым С. В. в границах лесного участка, преданного в аренду, было начато строительство 9 объектов из пенобетонных блоков. В качестве фундамента под данные здания использованы сборные железобетонные плиты, уложенные по выравнивающей песчаной подготовке с заглублением до 0,8 м. ниже планировочной отметки уровня земли. Цокольная часть строений выполнена из керамического кирпича на цементно-песчаном растворе. В соответствии с проектом освоения лесов по границе лесного фонда и полосы отвода автомобильной дороги предусмотрены противопожарные мероприятия – запроектирована минерализованная полоса. По факту в данном месте произведена расчистка кустарника, устроена траншея и залита вровень с землей монолитным бетоном, что является грубым нарушением проекта освоения лесов. Кроме того, в нарушение лесного законодательства и проекта освоения лесов не сохранены компоненты лесного биоценоза – подрост и подлесок. Таким образом, действия Управление лесами Орловской области по расторжению в одностороннем порядке договора аренды №*** от **.**.**** являются законными и обоснованными. Просит в удовлетворении заявления Трофимова С. В. отказать в полном объеме.

Представители заинтересованного лица Т., М. заявленные требования не признали, по основаниям, изложенным в объяснениях С., просили в их удовлетворении отказать.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

При этом способ защиты нарушенного права выбирается гражданином. В связи с чем заявитель правомерно обратился в суд с заявлением об обжаловании решения Управления лесами Орловской области о расторжении в одностороннем порядке договора аренды.

Оспаривая законность указанного решения, заявитель ссылается на нарушение Управлением лесами Орловской области норм гражданского и земельного законодательства, регламентирующих основания и порядок расторжения договора, полагая, что данный договор мог быть расторгнут только в судебном порядке в случае существенного нарушения условий договора одной из сторон, нецелевого и не рационального использования земельного участка, нарушения норм лесного законодательства, также ссылается на отсутствие его письменного уведомления о расторжении договора.

Как следует из материалов дела, **.**.**** между Управлением лесами Орловской области и заявителем на основании распоряжения Коллегии Орловской области от **.**.**** №***-р был заключен договор аренды №*** части лесного участка площадью 3 га, местоположением: *****, категория земель - земли лесного фонда, расположением: *****, с видом разрешенного использования – для осуществления рекреационной деятельности, сроком действия до **.**.****

Договор аренды части лесного участка был зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Орловской области **.**.**** за №*** (л.д.7-16).

Согласно п. 20 договора аренды, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке арендодателем по основаниям, указанным в пункте 21 настоящего договора. Пунктом 21 установлено, что арендатор признает право арендодателя на расторжение настоящего договора в случаях:

- систематического (более двух раз в течении года) нарушения арендатором лесного законодательства Российской Федерации;

- не представления в установленные сроки лесной декларации, отчета об использовании лесов.

Согласно п.22 договора, о своем намерении расторгнуть договор одна из сторон обязана не позднее чем за 30 дней письменно известить другую сторону.

Письмом от **.**.**** исх. №*** Управление лесами Орловской области уведомило Трофимова С. В. о расторжении договора аренды от **.**.**** №*** в одностороннем порядке с **.**.**** с требованием до **.**.**** в соответствии с подпунктами «к», «л» пункта 12 Договора привести участок в первоначальное состояние и передать его арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования лесным участком.

Доводы заявителя о том, что он не получил требования Управления лесами Орловской области о расторжении договора аренды, не соответствуют действительности, так как согласно почтовому уведомлению о вручении №*** данное письмо получено им **.**.****(л.д.55).

В соответствие с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора возможен, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Лесным кодексом Российской Федерации основания для отказа от исполнения договора и для расторжения договора аренды лесного участка не установлены, что в соответствии с пунктом 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации влечет применение положений об аренде, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Соответственно нормы Земельного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.

Таким образом, Управление лесами Орловской области при расторжении договора аренды №*** от **.**.**** реализовало свое право на одностороннее расторжение договора, предусмотренное пунктами 20, 21 данного договора.

В пункте 21 договора аренды №*** от **.**.**** установлено, что Арендатор признает право Арендодателя на расторжение настоящего Договора в случаях:

- систематического (более двух раз в течении года) нарушения Арендатором лесного законодательства Российской Федерации;

- не представления в установленные сроки лесной декларации, отчета об использовании лесов.

Согласно ст. 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 4 Порядка предоставления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 9 июля 2007 г. № 175 «Об установлении форм отчетов об использовании, охране, защите воспроизводстве лесов, лесоразведении и порядка их предоставления», установлено, что отчеты представляются ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В нарушении указанных требований Трофимов С.В. не предоставил отчет об использовании лесами за 3 квартал 2010 г., что не оспаривается заявителем.

Согласно требованиям ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса.

Соответственно подпунктом «г» пункта 11 договора аренды №*** от **.**.**** установлено, что арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение 90 дней с момента подписания сторонами настоящего договора.

В установленные сроки указанное обязательство арендатором исполнено не было.

Как следует из материалов дела, положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов было получено Трофимовым С. В. только **.**.****, что подтверждается Заключением экспертной комиссии от **.**.**** и приказом Управления лесами Орловской области от **.**.**** №***.

Проектом освоения лесов («раздел 4.3 характеристика существующих и проектированных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке», а также описание) предусмотрено строительство беседок в деревянном исполнении или из сборно-разборных щитов, которые после окончания срока аренды разбираются.

В нарушение лесного законодательства, договора аренды и проекта освоения лесов Трофимовым С. В. в границах лесного участка, преданного в аренду, было начато строительство 9 объектов из пенобетонных блоков. В качестве фундамента под данные здания использованы сборные железобетонные плиты, уложенные по выравнивающей песчаной подготовке в заглублением до 0,8 м. ниже планировочной отметки уровня земли. Цокольная часть строений выполнена из керамического кирпича на цементно-песчаном растворе.

В соответствии с проектом освоения лесов по границе лесного фонда и полосы отвода автомобильной дороги предусмотрены противопожарные мероприятия – запроектирована минерализованная полоса. По факту в данном месте произведена расчистка кустарника, устроена траншея и залита вровень с землей монолитным бетоном, что является грубым нарушением проекта освоения лесов.

Кроме того, в нарушение лесного законодательства и проекта освоения лесов не сохранены компоненты лесного биоценоза – подрост и подлесок.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, проведенной Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой в декабре 2010 г., письмами начальника управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от **.**.**** №***, от **.**.**** №***, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от **.**.****, постановлением №*** о назначении административного наказания от **.**.****.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Трофимовым С.В. допускалось нарушение лесного законодательства и условий договора аренды, проекта освоения лесного участка, в связи с чем действия Управление лесами Орловской области по расторжению в одностороннем порядке договора аренды №*** от **.**.**** являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Трофимову С.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления лесами Орловской области о расторжении в одностороннем порядке договора аренды, отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья М.В. Амелькина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200