О понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего санитарного содержания придомовой территории



Дело №2-677/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 года г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,

при секретаре Анпилоговой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «ЖРЭУ №***», ООО «ЖЭУ №***», МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего санитарного содержания придомовой территории, взыскании судебных расходов,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц просил обязать ЗАО «ЖРЭУ №***», ООО «ЖЭУ №***» обеспечить уборку от твердых бытовых отходов и мусора дворовой территории *****, в городе Орле, включая территорию, прилегающую к мусоросборным контейнерам, оборудовать ограждением площадку для размещения мусоросборных контейнеров, расположенную в непосредственной близости от ***** и восстановить ограждение площадки для размещения мусоросборных контейнеров, расположенную в непосредственной близости от ***** по переулку Молодогвардейский в городе Орле, обязать ЗАО «ЖРЭУ – 2» и МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» обеспечить вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с территории, прилегающей к мусоросборным контейнерам, расположенных в непосредственной близости от домов №*** по пер. Молодогвардейский, №*** по ***** – Неман, №*** по *****, а также взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном размере.

В обоснование иска указано, что в нарушение п.п. 4.1.2, 4.1.3 типовых договоров, заключенных с собственниками жилых помещений в указанных домах, выполнение обязательств ЗАО «ЖРЭУ – 2» обеспечивается самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы. **.**.**** управляющей организацией заключен договор №*** с Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление №***» на выполнение работ по техническому обслуживанию указанных выше многоквартирных жилых домов, санитарному содержанию и благоустройству придомовых территорий. В состав работ, определенный условиями договора, а так же приложением №*** к договору, входит: санитарное содержание придомовых территорий и их благоустройство, уборка придомовых территорий и контейнерных площадок. Периодичность выполнения данных работ договором не установлена, но согласно пунктам 3.1, 3.1.1 подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с действующими нормами эксплуатации жилищного фонда и условиями договора.

В соответствии с п. 11.3, указанный договор пролонгирован на 2011 год, поскольку ни одна из сторон не потребовала его расторжения за один месяц до окончания срока его действия. **.**.**** управляющей организацией заключен договор №*** с МКП «Спецавтобаза» о предоставлении услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритных предметов, с территорий жилого фонда, находящихся в управлении ЗАО «ЖРЭУ-2» и указанных в приложении №*** к дополнительному соглашению №*** от **.**.**** к указанному договору.

Периодичность выполнения данных работ договором не установлена, но согласно п. 1.2. договора вывоз отходов производится подрядчиком на основании СанПиН, Постановления Правительства РФ от **.**.**** №*** и требований действующего законодательства РФ. В соответствии с п. 2.3.1., подрядчик обязан обеспечивать качественное предоставление услуг в соответствии с действующими нормами содержания и эксплуатации жилищного фонда, требованиями законодательства РФ, в том числе о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения.

Нарушение ответчиками нормативных актов и договоров зафиксированы в актах проверки Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры от **.**.****, согласно которым контейнерная площадка, расположенная вблизи ***** надлежащим образом не оборудована: правая стенка площадки покосилась. На площадке расположены два мусоросборных контейнера, которые переполнены твердыми бытовыми отходами, площадка захламлена крупногабаритным мусором в виде деревянных досок, веток деревьев, картонных коробок.

Сбор твердых бытовых отходов от ***** в г. Орле производится в два мусоросборных контейнера. Площадка, где установлены контейнеры, захламлена твердыми бытовыми отходами в виде полиэтиленовых пакетов, остатков пищи, другим мелким бытовым мусором. Все контейнеры переполнены твердыми бытовыми отходами.

Контейнерная площадка, расположенная в непосредственной близости от ***** – Неман, надлежащим образом не оборудована, ограждение площадки частично отсутствует: отсутствует задняя стенка, с левой и правой стороны площадки стенки покосились, все четыре контейнера переполнены твердыми бытовыми отходами.

Данные нарушения явились следствием неисполнения ООО «ЖЭУ №***» обязательств по уборке придомовой территории и площадки с контейнерами, возложенных на нее в силу закона и договора с ЗАО «ЖРЭУ №***», а также отсутствия контроля со стороны управляющей организации как заказчика этих услуг за их исполнением.

Заключенный между ООО «ЖЭУ №***» и ЗАО «ЖРЭУ №***» договор не позволяет определить перечень объектов и работ, относительно которых возникают взаимные обязательства сторон и разграничить пределы ответственности по техническому обслуживанию и эксплуатации жилищного фонда между ними, тогда как управляющая компания должна организовать вывоз ТБО, в том числе с привлечением других лиц, либо собственными силами.

Нарушения, выразившиеся в захламлении контейнерной площадки крупногабаритными отходами стали возможными в виду того, что МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» должным образом не исполняются возложенные на него законом и договором с ЗАО «ЖРЭУ – 2» обязательства по вывозу данных отходов, а так же в связи с отсутствием должного контроля со стороны последнего за оказанием данных услуг.

Кроме того, заключение со специализированными организациями (ООО «ЖЭУ №***», МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке *****») договоров на выполнение работ не снимает с ЗАО «ЖРЭУ – 2», как с управляющей компании, ответственности за надлежащее оказание услуг населению в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, поскольку в силу закона и договорных обязательств именно за ней сохраняются функции по осуществлению контроля за содержанием вверенного жилищного фонда, и не освобождает данную организацию от соблюдения тех обязательных требований, которые в соответствии с положениями законодательства направлены на охрану окружающей среды, обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия и здоровья населения.

В судебном заседании Орловский природоохранный межрайонный прокурор Орловской области Т. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, просил обязать ЗАО «ЖРЭУ №***», ООО «ЖЭУ №***» обеспечить уборку от твердых бытовых отходов и мусора дворовой территории домов №*** по *****, в городе Орле, включая территорию, прилегающую к мусоросборным контейнерам, оборудовать ограждением площадку для размещения мусоросборных контейнеров, расположенную в непосредственной близости от ***** и восстановить ограждение площадки для размещения мусоросборных контейнеров, расположенную в непосредственной близости от *****, обязать ЗАО «ЖРЭУ – 2» и МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» обеспечить вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с территории, прилегающей к мусоросборным контейнерам, расположенных в непосредственной близости от домов №*** по пер. Молодогвардейский, №*** по ***** – Неман, №*** по *****, а также взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном размере, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил в части срока исполнения заявленных требований в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Представители ответчиков ООО «ЖЭУ №***» по доверенности М., ЗАО «ЖРЭУ №***» по доверенности С., исковые требования признали в полном объеме.

Представитель ответчика МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» (ранее МУП«Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла») по доверенности Б. исковые требования не признала, пояснила, что обязанности уборки контейнерной площадки, а так же сбора и вывоза крупногабаритного мусора у МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» нет, в рамках заключенного договора производится только вывоз твердых бытовых отходов, находящихся в контейнерах. Содержание контейнерной площадки производит управляющая компания, в ведении которой находится жилой фонд посредством привлечения дворников. МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» обязательства по договору выполняет своевременно, о чем представлены акты выполненных работ. Просили отказать в удовлетворении исковых требований к МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла».

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Санитарно-эпидемиологическое законодательство направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.

Гарантированные права граждан в данной сфере обеспечиваются государством посредством утверждения санитарных правил, обязательных для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами как составной части осуществляемой ими деятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека (ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Несоблюдение установленных требований по санитарному содержанию придомовых территорий и мест сбора отходов со стороны управляющей и сервисных организаций создают угрозу загрязнения таких компонентов окружающей среды как почва, атмосферный воздух, а также может повлечь возникновение и распространение инфекционных заболеваний, что требует защиты конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц).

Судом установлено, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также правил содержания и уборки городских территорий применительно к территории домов №*** по *****, №*** по *****, №*** по пер. Молодогвардейскому в городе Орле.

В результате проверки установлено, что в соответствии с Уставом общества, зарегистрированным **.**.****, и договорами управления, заключенными с собственниками помещений в многоквартирных домах, Закрытое акционерное общество ЗАО «ЖРЭУ - 2», осуществляет функции управления указанными выше многоквартирными жилыми домами (л.д. 18-20, 21-57).

Из условий типовых договоров, заключенных с собственниками жилых помещений в указанных домах, следует, что управляющая организация приняла на себя обязательства по надлежащему содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В свою очередь собственник как сторона по договору, оплачивает эти услуги управляющей организации. При этом ни договорами, ни иными документами не определён состав общего имущества в многоквартирном доме, переданного собственниками в управление ЗАО «ЖРЭУ-2».

Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.3 названных договоров, выполнение обязательств ЗАО «ЖРЭУ - 2» обеспечивается самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы.

**.**.**** управляющей организацией заключен договор №*** с ООО «ЖЭУ №***» на выполнение работ по техническому обслуживанию указанных выше многоквартирных жилых домов, санитарному содержанию и благоустройству придомовых территорий. В состав работ, определенный условиями договора, а так же приложением №*** к договору, входит: санитарное содержание придомовых территорий и их по благоустройство, уборка придомовых территорий и контейнерных площадок, вывоз крупногабаритного мусора. Периодичность выполнения данных работ договором не установлена, но согласно пунктам 3.1, 3.1.1 подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с действующими нормами эксплуатации жилищного фонда и условиями договора (л.д. 72-83).

В соответствии с договором №*** от **.**.**** МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» приняло на себя обязательства по вывозу ТБО из мест их сбора в соответствии с графиком (л.д.84-91).

Согласно ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Одним из способов управления многоквартирным домом является возложение данных функций на управляющую организацию.

Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе - о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей, и в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.

Содержание общего имущества включает в себя:

- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

- сбор и вывоз твердых бытовых отходов;

- содержание и уход за элементами благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п. 11).

Согласно пунктам 16, 42 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается путем возложения на управляющую организацию перечисленных обязанностей ответственности за их исполнение.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьями 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Отходы потребления подлежат сбору и хранению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основные требования к санитарному состоянию населенных мест, включая уборку и содержание придомовых территорий, определены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 и Положением о порядке санитарного содержания и уборки городских территорий, утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.11.2000 № 46/148-ГС.

В соответствии с названными нормативными актами система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать: рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов по договорам – графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом (пункты 1.2, 1.8 СанПинН); своевременную уборку мест общего пользования, уборку мест придомовой территории, систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников без переполнения и загрязнения территории (пункты 1.8, 3.7.1 Правил).

Для выполнения данных требований на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения стандартных металлических контейнеров. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.

Согласно п.п. 2.1.3, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.9 СанПиН, п. 3.7.1 Правил Периодичность вывоза отходов из мусоросборников согласовывается с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Удаление негабаритных отходов из домовладений производится по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.

Из п. 6.3 СанПиН следует, что выполнение данных условий обеспечивается управляющей организацией самостоятельно или посредством своевременного заключения договоров на удаление бытовых отходов, оборудования площадок под мусоросборниками, принятия мер по регулярной мойке и дезинфекции сборников отходов и площадок под ними.

Ответственность за соблюдение перечисленных требований возложена на организацию, в ведении которой находится жилой дом (п. 2.210 СанПиН).

Проверкой, проведенной Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено и зафиксировано в актах от **.**.****, что изложенные выше требования к санитарному состоянию придомовых территорий жилых домов, находящихся в управлении ЗАО «ЖРЭУ — 2», не соблюдены, а именно: контейнерная площадка, расположенная вблизи ***** надлежащим образом не оборудована: правая стенка площадки покосилась, два мусоросборных контейнера, которые переполнены твердыми бытовыми отходами, площадка захламлена крупногабаритным мусором в виде деревянных досок, веток деревьев, картонных коробок. Площадка возле ***** в г. Орле, где установлены два контейнера, захламлена твердыми бытовыми отходами в виде полиэтиленовых пакетов, остатков пищи, другим мелким бытовым мусором. Все контейнеры переполнены твердыми бытовыми отходами. Контейнерная площадка, расположенная в непосредственной близости от ***** надлежащим образом не оборудована, ограждение площадки частично отсутствует: отсутствует задняя стенка, с левой и правой стороны площадки стенки покосились, Все четыре контейнера переполнены твердыми бытовыми отходами (л.д. 69-71).

Выявленные нарушения явились следствием неисполнения ООО «ЖЭУ №***» и МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» обязательств по уборке придомовой территории от твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, возложенных как законом, так и договором с ЗАО «ЖРЭУ - 2», включая площадку, где установлены контейнеры, и отсутствия контроля со стороны управляющей организации, как заказчика этих услуг, за их исполнением. В обязанности МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» вывоз крупногабаритного мусора не входит, в связи с чем указанные требования в этой части удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, суд приходит к убеждению, что не выполнение ответчиками требований Федерального законодательства, является нарушением прав и законных интересов неопределённого круга лиц, суд полагает необходимым удовлетворить заявление Орловского природоохранного прокурора г.Орла частично.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «ЖРЭУ №***», ООО «ЖЭУ №***», МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего санитарного содержания придомовой территории, взыскании судебных расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Так как прокурор, обращаясь с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего иска (п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), следовательно, пошлина подлежит взысканию с ответчиков.

Следовательно, размер госпошлины, подлежащий взысканию с ответчиков, составляет по 1333 рубля 33 копейки с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление №***», ООО «Жилищное эксплуатационное управление №***», МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» о понуждении к совершению действий по обеспечению надлежащего санитарного содержания придомовой территории, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

Обязать Закрытое акционерное общество «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление №***», Общество с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление №***» в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить уборку от твердых бытовых отходов и мусора дворовой территории дома №*** по *****, включая территорию, прилегающую к мусоросборным контейнерам.

Обязать Закрытое акционерное общество «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление №***», Общество с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление №***» в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу оборудовать ограждением площадку для размещения мусоросборных контейнеров, расположенных в непосредственной близости от ***** и восстановить ограждение площадки для размещения мусоросборных контейнеров, расположенную в непосредственной близости от дома №21 по переулку Молодогвардейский в г.Орле.

Обязать Закрытое акционерное общество «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление №***» в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с территории, прилегающей к мусоросборным контейнерам, расположенных в непосредственной близости от ***** №*** по *****, №*** по *****.

Обязать Муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить вывоз твердых бытовых отходов из мусоросборных контейнеров, расположенных в непосредственной близости от ***** по *****, №*** по *****.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «ЖРЭУ – 2», Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ №***», Муниципального казенного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» государственную пошлину в размере 1333 рубля 33 копейки с каждого в доход бюджета Муниципального образования «Город Орел».

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Е.В. Ендовицкая

-32300: transport error - HTTP status code was not 200