Дело № 2-611/11 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2011 года город Орёл
Заводской районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Коптевой А.В.,
при секретаре Махутдиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мамонова С.Д. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области об установлении тождественности выполняемой работы, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты первоначального обращения к ответчику,
УСТАНОВИЛ:
Мамонов С.Д. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об установлении тождественности выполняемой работы, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты первоначального обращения к ответчику.
В обоснование иска указал, что **.**.**** обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ему было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа педагогической деятельности, поскольку период работы **.**.**** по **.**.**** в должности учителя в Городском диагностико-педагогическом комплексе был исключен из подсчета специального стажа по причине отсутствия наименование учреждения в Списке от **.**.**** №***, а также в ранее действовавших списках. С данным отказом он не согласен, так как осуществлял педагогическую деятельность по обучению и воспитанию детей в одном и том же учреждении, наименование которого неоднократно менялось, однако функции и задачи его как муниципального учреждения системы образования не изменились, не произошло изменений и в его должностных обязанностях. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью осуществляется в зависимости от вида деятельности, а не от правого статуса учреждения. Просит суд установить тождество работы в должности учителя в диагностико-педагогическом комплексе работе в должности учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развития; включить период работы с **.**.**** по **.**.**** в должности учителя в «Диагностико-педагогическом комплексе» в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня первого обращения, т.е. с **.**.****.
В судебном заседании Мамонов С.Д. исковые требования поддержал в полном объеме. Изложенные в иске обстоятельства подтвердил.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ю. исковые требования не признала. Указала, что у истца отсутствует требуемый законом специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, так как наименование учреждение «Городской диагностико-педагогический комплекс», где он в спорный период работал, не предусмотрено Списком.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.**** №***, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из трудовой книжки Мамонова С.Д., он **.**.**** принят на должность учителя трудового обучения в вспомогательную школу №***, **.**.**** вспомогательная школа №*** реорганизована в городской диагностико-педагогический комплекс, куда Мамонов С.Д. назначен учителем труда в порядке перевода. Также имеется запись от **.**.**** о том, что записи о реорганизации учреждения и переводе считать ошибочными. **.**.**** Мамонов С.Д. уволен по собственному желанию. С **.**.**** вновь принят учителем трудового обучения в указанное учреждение, где продолжает работать по настоящее время.
(л.д. 10-11).
**.**.**** Мамонов С.Д. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с целью назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ему было отказало ввиду отсутствия требуемого специального 25-летнего стажа: в педагогический стаж не засчитан период его работы с **.**.**** по **.**.**** в должности учителя труда в Диагностико-педагогическом комплексе, так как указанное учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка от **.**.**** №*** и ранее действовавшими Списками. Стаж истца на соответствующих видах работ исчислен в размере 20 лет 07 месяцев 18 дней.
(л.д. 9, ).
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ от **.**.**** №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочное назначение трудовой пенсии по старости предусмотрено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с указанной нормой применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.02 г. №781, вступившим в силу 12.11.02 г. Списком в разделе 1.5 «Наименования учреждений» предусмотрено «Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с отклонениями в развитии».
Согласно п. 4 указанных Правил, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В силу действовавших до 1.01.02г. ст.ст. 80, 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» - пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ (в ред. ФЗ РФ от 15.01.93г.).
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.04г. №2-П для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 10 п.1 ст. 28 Закона №173-Ф3 от 17.12.01г. может применяться постановление Совета Министров РСФСР от 6.09.91г. №463 для периодов работы до 1.11.99г. и для периодов работы после 01.11.99г. и до 12.11.02г. постановление Правительства РФ от 22.09.99г. №1067.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного суда РФ от 6.03.03г. «По запросу Сормовского районного суда г. Нижний Новгород о проверке конституционности п.п.2, п.2 и п.З ст. 27 и п.1, п.2 ст. 31 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» ФЗ от 17.12.01г. «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии, предусматривается также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданином до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, Правительство РФ не наделено правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо ограничения, права на пенсионное обеспечение.
Главным условием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, является педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.
В ходе рассмотрения дела установлено, что муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение г. Орла «Диагностико-педагогический комплекс» (детский сад-школа) создан постановлением администрации г. Орла №*** от **.**.**** на базе вспомогательной школы №*** и детского сада №*** для детей с нарушением интеллекта как образовательное учреждение, осуществляющее общеобразовательную, профессиональную ориентацию, направленную на подготовку детей, имеющих отклонения, к овладению доступными специальностями.
(л.д. 14, 16-21).
В соответствии с приказом №*** от **.**.**** начальника управления образования Администрации г. Орла, наименование муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №*** г. Орла изменено на муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №*** г. Орла.
(л.д. ).
В соответствии с Уставом данного учреждения основными целями и задачами образовательного процесса является: создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей умственно отсталых детей на основе специальных педагогических подходов, их ранняя социализация средствами специального образования и дальнейшая интеграция в общество; обеспечение каждому ученику максимально возможного уровня развития личности и образования; социально-психологическая реабилитация и адаптация к условиям жизни в современном мире; коррекция недостатков умственного, физического и речевого развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения, воспитательной работы, специальных групповых и индивидуальных занятий, а также лечебно-профилактических мероприятий; профессиональная ориентация, направленная на подготовку к овладению специальностями, доступными для данной категории детей; оказание специализированной психолого-педагогической поддержки родителям (законным представителям) в развитии и воспитании умственно отсталых детей; разработка, апробирование, внедрение различных вариативных моделей образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
(л.д. 33-35).
Представленные суду Уставы Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения г.Орла «Диагностико-педагогический комплекс» от 1996 года, Муниципального образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида №*** г.Орла» от 1999 года, Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся. Воспитанников с отклонениями в развитии – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №*** г.Орла» от 2006 года свидетельствуют об аналогичной направленности деятельности учреждения.
(л.д. 16-21, 22-26, 27-32).
В соответствии с постановлением Администрации гор. Орла №*** от **.**.****, приказом Администрации г.Орла №*** от **.**.**** отменено как ошибочное постановление администрации г. Орла №*** от **.**.**** о создании диагностико- педагогического комплекса, а учреждению возвращено первоначальное наименование.
(л.д.14).
В соответствии с должностной инструкцией №*** учителя Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №*** г. Орла, принятой на заседании педагогического совета школы **.**.****, Мамонов С.Д. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, специализации, осознанному выбору и освоению образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные. А также цифровые образовательные ресурсы и т.д.
(л.д. 36-38).
Допрошенные свидетели Б., Т. суду пояснили, что школа №*** с **.**.**** стала именоваться Диагностико-педагогическим комплексом. Однако, направление деятельности осталось прежнее, также как и функциональные обязанности учителей, в том числе и Мамонова С.Д., который работал в должности учителя труда с 1985 года.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 3.06.04г. в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что с созданием диагностико-педагогического комплекса функции и задачи его как муниципального учреждения системы образования не изменились, не произошло изменений и в должностных обязанностях истицы как учителя. По своей функциональной принадлежности диагностико-педагогический комплекс относится к специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, предусмотренному п. 1.5 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., то есть, имеет место тождество учреждения независимо от его названия, и работа истца в спорный период должна быть включена в специальный трудовой стаж.
Требование истца о назначении ему пенсии с **.**.**** также подлежит удовлетворению в соответствии с п.п.1,2 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, т.е. у истца такое право возникло с момента первоначального обращения к ответчику – **.**.****.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мамонова С.Д. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области об установлении тождественности выполняемой работы, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты первоначального обращения к ответчику, удовлетворить.
Установить тождество работы Мамонова С.Д. в должности учителя городского Диагностико- педагогического комплекса работе в должности учителя Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №*** г.Орла.
Включить периоды работы Мамонова С.Д. с **.**.**** по **.**.**** в должности учителя в городском Диагностико-педагогическом комплексе в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.01г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Мамонову С.Д. с даты первоначального обращения в пенсионный орган, то есть с **.**.****.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья А.В.Коптева