Дело №2-461/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2011 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,
при секретаре Анпилоговой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Симаненкова А.П. к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Симаненков А.П. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении и выплате пенсии с **.**.**** по **.**.****, как ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование иска указано, что **.**.**** Симаненков А.П. обращался к ответчику за выплатой, в подтверждение права на досрочное назначение пенсии представил необходимые документы, в том числе удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, однако в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия удостоверения установленного образца. Полагает, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее дня возникновения права на нее. Просит обязать ответчика выплатить пенсию с **.**.**** по **.**.****
В судебном заседании Симаненков А.П. и его представитель Ю. исковые требования уточнили, просили признать за истцом право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.28.1 Закона РФ от **.**.**** N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от **.**.****, с изм. от **.**.****) с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с **.**.**** г., а также выплатить истцу пенсию с **.**.**** по **.**.****, по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 28-29).
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области – Б. исковые требования не признала, указала, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. В соответствии с п.20 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (утв. Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 г.) участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца. В трехмесячный срок, установленный пенсионным законодательством для предоставления недостающих документов, который истек **.**.****, удостоверение ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС истец не представил. Согласно п. 1 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (утв. Приказом МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 08.12.2006 г.) удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до **.**.****. Следовательно, рассмотрев заявление о назначении пенсии Симаненкова А.П. от **.**.****, ему было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 30 Закона РФ от **.**.**** №*** "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так как статус ликвидатора аварии на ЧАЭС не подтвержден удостоверением установленного образца. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Симаненков А.П. является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в 1986-1990г.г. находился в зоне отчуждения и участвовал в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается следующими документами, выданными уполномоченными органами: удостоверением А №*** от **.**.****, удостоверением А №*** от **.**.****, справкой Центрального Архива Министерства обороны России №*** от **.**.****, справкой №*** от **.**.****, военным билетом НМ №*** с отметкой о полученной дозе облучения (л.д. 30-48).
**.**.**** истец обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, однако, в связи с предъявлением удостоверений образца СССР, 1991 года и образца р. Украина, 1997 года, а также отсутствием удостоверения установленного образца, письмом от **.**.**** №*** истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости (л.д.8).
Решением Советского районного суда г. Орла от **.**.****, вступившим в законную силу, Симаненков А.П. признан участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах зоны отчуждения, Департамент здравоохранения и социального развития обязан оформить и выдать Симаненкову А.П. соответствующее удостоверение (л.д.5-7).
ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с **.**.**** назначило Симаненкову А.П. пенсию в размере 6765 рублей 03 копейки, что подтверждается удостоверением №***, выданным **.**.**** (л.д.10), в настоящее время выплата производится в размере 7360 рублей 35 копеек (л.д.9).
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном ст. 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Аналогичная норма, гарантирующая льготы участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в т.ч. в области пенсионного обеспечения, содержится в Законе СССР от **.**.**** №*** «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
Так, в соответствии со ст.2, 7, 14 вышеуказанного Закона лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС имеют право на компенсации и льготы, предусмотренные данным Законом, а также на пенсию по возрасту на льготных условиях, предусмотренную для работников, занятых на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда: мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения; выплату пенсии по возрасту в полном размере без учета получаемого заработка (дохода); надбавку к пенсии в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту.
Статьей 14 данного Закона также установлено, что указанным лицам выдаются общесоюзные удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являющиеся документами, подтверждающими право на льготы, предусмотренные ст.13, 14 настоящего Закона, и нагрудные знаки. Выдача удостоверений и нагрудных знаков производится министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров республик, исполкомами краевых и областных Советов народных депутатов, военными комиссариатами и органами социального обеспечения. Должностные лица несут ответственность за правильность оформления и выдачи указанных удостоверений в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Совета Министров СССР от 31 марта 1990 г. N 325 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" установлены льготы лицам (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы и принимавшим в 1986 - 1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ, с **.**.****
Согласно письму Госкомтруда СССР от 04.07.1990 г. №2125-ФК указанным лицам выдается удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являющееся документом, подтверждающим право на установленные льготы, и нагрудный знак.
Из представленных материалов следует, что соответствующее удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС было выдано Симаненкову А.П. **.**.**** в установленном законом порядке, после чего **.**.**** выдано новое удостоверение, подтверждающее право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, для работавших в зоне отчуждения (л.д.31, 30, 35).
Указанные нормативные акты СССР утратили силу на территории РФ в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1, согласно ст. 8 которого стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий. Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии соответствующего удостоверения, являются несостоятельными.
Статьей 11 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от **.**.****, участниками которого являются Российская Федерация и Республика Украина определено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до **.**.****, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Конституцией Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ст.7, ч. 1) гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, относится к компетенции законодателя (ст.39, ч. 2).
Установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе снижение возраста ее назначения, связано с неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода производственных, климатических и иных факторов и призвано компенсировать причиненный вред здоровью. Применительно к гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. При этом в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение.
Определяя категории граждан, в отношении которых государство признало обязанность по возмещению вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы, и льготные условия назначения им пенсий (в том числе снижение пенсионного возраста), законодатель должен действовать таким образом, чтобы при этом соблюдались конституционные принципы справедливости и равенства и требования к ограничениям прав и свобод граждан (ст.19, часть 1; ст.55, часть 3, Конституции РФ), поскольку различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Кроме того, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет неравного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. № 350-О).
Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
По смыслу действующего законодательства льготы для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаются с момента аварии на Чернобыльской АЭС, а отсутствие соответствующего документа не лишает гражданина права на указанные льготы.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку факт участия истца в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения в 1986-1987г.г. установлен судом и не оспаривался сторонами, имея право на получение пенсии Симаненков А.П. обращался за ее назначением в установленном законом порядке, однако в нарушение действующего законодательства в назначении пенсии ему было необоснованно отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Симаненкова А.П. удовлетворить.
Признать за Симаненковым А.П. право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 24.07.2009, с изм. от 10.11.2009) с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Симаненкову А.П. пенсию по старости с **.**.**** и произвести выплату пенсии за период с **.**.**** по **.**.****.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд в 10 – дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме – **.**.****
Судья Е.В. Ендовицкая