Дело №2-439/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьиБолотской Р.В.,
при секретареВасильковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кретова А.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста,
УСТАНОВИЛ:
Кретов А.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста.
В обоснование требований указал, что с **.**.**** по **.**.**** он являлся работником УМиАТ «Орелдорколхозстрой», переименованного в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой», юридический адрес которого: *****. В период с **.**.**** по **.**.**** он работал в АО ДПМК «Орловская», которые расположены на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, которая с **.**.**** в соответствии с Перечнем, определенным Правительством РФ **.**.****, является зоной с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. При обращении **.**.**** к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста ему в этом было отказано по тем основаниям, что территория предприятия, на котором он работал, не входит в зону загрязнения в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. Считает, что поскольку он с 1986 г. по 1995 г. постоянно работал на предприятии, которое располагалось в населенном пункте, относящимся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, то он приобрел право на снижение пенсионного возраста с **.**.****.
В связи с чем, истец просит суд признать за ним право на назначение пенсии на льготных условиях с учетом снижения пенсионного возраста и обязать ответчика назначить ему пенсию с **.**.****
В судебном заседании истец Кретов А.Н. заявленные требования поддержал, уточнил и просил суд признать за ним право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года и назначить ему трудовую пенсию с момента обращения за пенсией, то есть с **.**.****
Суду пояснил, что в периоды его работы с 1976 г. по 1993 г. в УМиАТ «Орелдорколхозстрой», переименованного в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой», территория, на которой фактически располагалось предприятие, считалась зоной радиационного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Работники организации ежемесячно получали компенсацию за работу в загрязненной зоне. Юридическим адресом организации УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой» являлся: *****. В период времени с 1993 г. по 1995 г. он работал в АО ДПМК «Орловская». Указанная организация неоднократно переименовалась. Однако база ДСПМК «Орловская» фактически располагалась в д. Коневка Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, юридическим адресом которой считался: *****.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ю. возражала против удовлетворения исковых требований истца по тем основаниям, что в период времени с **.**.**** по **.**.**** истец работал в УМиАТ «Орелдорколхозстрой», переименованного в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой», юридическим адресом которых является: *****. В период времени с **.**.**** по **.**.**** истец работал в АО ДПМК «Орловская». Согласно представленных суду документов, юридический адрес данной организации являлся: *****. Указанный населенный пункт не поименован в Перечнях населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. Документального подтверждения факта нахождения вышеуказанных организаций в д. *****, расположенной на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в представленных для назначения пенсии документах не имеется. Считает, что судом также должен учитываться характер работы истца, поскольку он работал водителем на предприятиях и имел разъездной характер работы. Кроме того, пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. За признанием права на пенсию истец обратился в суд, и право устанавливается судом, в связи с чем, оно возникает с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного, оснований для признания за Кретовым А.Н. права на назначение пенсии с **.**.**** не имеется. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные Кретовым А.Н. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов гражданского дела, Кретов А.Н., **.**.**** г.р., **.**.**** был принят в УМиАТ «Орелдорколхозстрой» на должность шофера второго класса. Орловский областной дорожно-строительный трест Дорколхозстрой переименован в трест Дорспецстрой. **.**.**** УМиАТ треста «Орелдорспецстрой» переименовано в УМиАТ треста «Орелагропромдорстрой». **.**.**** УМиАТ треста «Агропромдорстрой» переименовано в УМиАТ объединения «Агропромдорстрой». **.**.**** УМиАТ объединения «Агропромстрой» переименовано в арендный коллектив УМиАТ объединения «Агропромдорстрой». **.**.**** УМиАТ объединения «Агропромдорстрой» переименовано в УМиАТ СП АО «Орелагропромдострой». **.**.**** Кретов А.Н. уволен в порядке перевода в ДПМК «Орловская». **.**.**** Кретов А.Н. принят в АО ДПМК «Орловская», а **.**.**** уволен по собственному желанию.
Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой Кретова А.Н., выпиской из исторической справки №***-к от **.**.****, архивной справкой №***-К от **.**.****, архивной справкой №***-К от **.**.****, архивной справкой №***-К от **.**.****, архивной справкой №***-к от **.**.****, справкой №*** от **.**.****, справкой от **.**.****, выданной директором АО ОТ ДПМК «Орловская», справкой №*** от **.**.****, выданной директором АО ДПМК «Орловская» (л.д. 8-12, 13, 14, 18, 19, 20, 21, 22, 23).
Кроме того, из выписки из исторической справки АООТ ДСПМК «Орловская» №***-ц от **.**.**** также усматривается, что с **.**.**** по **.**.**** АООТ ДСПМК «Орловская» имела наименование Дорожно-строительное управление объединения «Облколхозстрой». С **.**.**** по **.**.**** имело наименование Управление специализированных работ объединения «Облколхозстрой». С **.**.**** по **.**.**** имела наименование Орловская дорожная ПМК-1 треста «Дорколхозстрой». С **.**.**** по **.**.**** - Орловская ДСПМК треста «Агропромдорстрой». С **.**.**** по **.**.**** – арендный проектно – промышленно -строительно-ремонтное бюро. С **.**.**** по **.**.**** - арендный коллектив ДСПМК «Орловская», юридическим адресом которого является: ***** (л.д. 142).
Согласно справкам администрации Платоновского сельского поселения, УМИАТ «Орелдорколхозстрой», а также Орловская ДСПМК треста «Агропромдорстрой», переименованного затем в ДСПМК «Орловская» объединения «Орелагропромдорстрой», затем переименованного в арендный коллектив ДСМПК «Орловское», располагались на территории земель Платоновской сельской администрации *****. С **.**.**** по **.**.**** данная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 16, 17).
Судом в ходе рассмотрения данного дела достоверно установлено, что адрес места работы Кретова А.Н. менялся, что подтверждается также решениями райисполкома ***** №*** от **.**.**** и №*** от **.**.****, где адресом регистрации указан адрес: ***** (л.д.49, 73).
Из Устава СП АО «Орелагропромдорстрой» от **.**.**** следует, что общество имеет структурные подразделения, в том числе ДСПМК «Орловская» (л.д. 51-72, 82, 83-84).
Приказом №*** от **.**.**** «О переводе на аренду ППСРО «Орелагропромдорстрой» одобрена инициатива трудовых коллективов ППСРО «Орелагропромдорстрой» о создании объединения арендаторов по строительству внутрихозяйственных автомобильных дорог, ликвидировав действующее проектно – промышленно - строительно-ремонтное объединение «Орелагропромдорстрой» с **.**.**** (л.д. 75).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ №*** от **.**.****, юридическим адресом ОАО «Орелагропромдорстрой» является: *****. Указанное предприятие ликвидировано вследствие банкротства (л.д. 132-137).
Из представленной суду копии схемы утвержденных адресов по ***** парк, Завозная, ***** Платоновского сельсовета и копии постановления от **.**.**** №*** об утверждении протокола №*** от **.**.**** территориальной адресной комиссии ***** в связи с присвоением новых наименований улиц администрацией ***** видно, что старым адресом производственной базы ДСПМК «Орловская» являлся *****, Северный парк, *****, однако утвержденным адресом – *****, Платоновский с/с, *****д. 36-41).
Также судом установлено, что базы УМиАТ треста «Орелдорспецстрой», переименованного, в том числе, в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой», АО ДПМК «Орловская» находились в границах деревни *****. Данное обстоятельство подтверждается схемой размещения земельного участка и ситуационным планом земельного участка д. Коневка (л.д. 87, 139-141).
Допрошенная в качестве свидетеля юрисконсульт администрации Платоновского сельского поселения Б. суду подтвердила, что УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой», затем переименованный в ДПМК «Орловская», находился в районе границ деревни *****, это видно из проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Володарский» Орловского района Орловской области, утвержденного исполкомом Орловского района Совета народных депутатов, решение №*** от **.**.**** (л.д. 151-152).
Допрошенные в судебном заседании свидетели М. и Т. подтвердили, что знают истца по совместной работе в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой». Производственные базы указанного предприятия располагались на территории Платоновской сельской Администрации в границах деревни Коневка, которая относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Характер работы Кретова А.Н. был, в том числе, и разъездной (л.д. 121, 122- 123).
Свидетели И. и С. также пояснили суду, что работали вместе с Кретовым А.Н. в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой», а затем в АО ДПМК «Орловская». Производственные базы этих предприятий располагались на территории Платоновской сельской Администрации в границах деревни Коневка, которая относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом им на указанных предприятиях производилась доплата к заработку за работу на территории, пострадавшей вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также предоставлялись дополнительные отпуска (л.д. 121-122, 123-124).
Не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется, их показания суд находит правдивыми и согласованными с материалами дела, а также с пояснениями самого истца в судебном заседании. Показания свидетелей подтверждаются копиями их трудовых книжек (л.д. 89-97, 98-106, 107-108, 109-117).
Однако, как видно из материалов дела, при обращении к ответчику, **.**.**** ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Кретову А.Н. было отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия документов, подтверждающих нахождение организации на загрязненной территории (л.д. 6-7).
Между тем, в силу п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст.34 названного Закона гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечания к ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с неё или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2004 г. указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста
в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ « О
государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15
мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется
Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного
загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных Правительством РСФСР от 28.12.1991г. № 237-р, действовавшем до 01.02.1998г., и Перечнем, утвержденным Правительством РФ от 18.12.1997г. №1582, действующем с 01.02.1998г., указан населенный пункт – д. Коневка, Платоновского с/с, *****, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С **.**.**** территория, на которой расположено место работы истца, относилось к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.91 г.
С **.**.**** применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. В данном перечне Платоновская сельская администрация не указана, в нем перечислены конкретные 14 населенных пунктов Платоновского сельского совета, куда входит д. Коневка Платоновской сельской администрации.
Несмотря на то, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ), юридический адрес организации может не совпадать с местом ее фактического нахождения.
Суд, анализируя собранные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что УМиАТ «Орелдорколхозстрой» (переименованный в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой»), АО ДПМК «Орловская» находились в границах зоны радиоактивного загрязнения. В связи с чем, ссылка представителя ответчика на то, что данные предприятия имели юридические адреса: *****, и *****, (соответственно), поэтому, по мнению пенсионного органа, не относились к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС согласно Перечней, утвержденных распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 237-р и постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, является несостоятельной.
Исходя из смысла указанных распоряжений Правительства, утвержден Перечень населенных пунктов, находившихся или находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, но не определены непосредственно границы таковых. Граница же зоны радиоактивного загрязнения, в свою очередь, не может абсолютно совпадать с административной границей того или иного населенного пункта, входящего в Перечень.
Расположение предприятий, в данном случае, УМиАТ «Орелдорколхозстрой» (переименованного в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой»), АО ДПМК «Орловская» вне границ населенных пунктов, указанных в Перечнях, не может рассматриваться, как безусловное обстоятельство, исключающее работу на загрязненной радиацией территории. Последнее же в части расположения предприятия и работы в нем Кретова А.Н. подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Кроме того, разъездной характер работы истца в должности водителя (шофера) указанных предприятий также не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Кретова А.Н., так как существенное значение имеет непосредственная занятость истца на предприятии, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Учитывая, что истец в период времени с **.**.**** по **.**.**** постоянно работал на предприятии, расположенном в населённом пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд считает, что он имеет право на назначение ему пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на 3 года.
Поскольку Кретов А.Н. необходимого возраста достиг **.**.****, но обратился с заявлением к ответчику **.**.**** (л.д. 25), то суд полагает, что требование о назначении ему пенсии с **.**.**** является обоснованным, так как право на назначение трудовой пенсии по старости возникает с момента обращения в ГУ УПФ РФ с заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на ее назначение (ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кретова А.Н. удовлетворить.
Признать за Кретовым А.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на три года в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить Кретову А.Н. досрочно трудовую пенсию по старости с **.**.****.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной через Заводской районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
СудьяР.В. Болотская