О признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения



Дело № 2-768/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Орел 27 апреля 2011 года

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Чурсиной Е.В.,

при секретаре Полшаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Одинец Г.А., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Р. к ФГ КЭУ «Орловская КЭЧ района» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Одинец Г.А. обратился в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Р. к ФГ КЭУ «Орловская КЭЧ района» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

В обосновании требований указал, что на основании договора социального найма №*** от **.**.**** Одинец Г.А. является нанимателем трехкомнатной ***** общей площадью 71 кв.м. Квартира была предоставлена истцу на основании выписки заседания жилищной комиссии Военного комиссариата Орловской области. Квартира относится к государственному жилищному фонду, наймодателем является ФГ КЭУ «Орловская КЭЧ района» МО РФ. **.**.**** истец обратился к ответчику ФГ КЭУ «Орловская КЭЧ района» с заявлением о передаче квартиры в личную собственность, однако получили отказ в связи с тем, что начальник ФГ КЭУ «Орловская КЭЧ района» не наделен полномочиями на передачу квартир в собственность. Истец считает отказ незаконным и просит суд признать за ним и его несовершеннолетним сыном право собственности на ***** в равных долях в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Одинец Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд признать за истцами право собственности на ***** в равных долях в порядке приватизации.

Представитель ответчика ФГКЭУ «Орловская КЭЧ района» Минобороны России по доверенности Ю. исковые требования признала в полном объеме.

Представитель третьего лица - отдела по обеспечению переданных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства комитета по координации социальных программ администрации г.Орла по доверенности Б. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Орловской области по доверенности Т., в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление, указав, что полномочиями по распоряжению спорным имуществом наделено Министерство обороны РФ. Просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Третьи лица И. и М. в судебное заседание не явился, в письменных заявлениях не возражали против удовлетворения исковых требований, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, от права приватизации жилого помещения отказались.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В судебном заседании установлено, что **.**.**** между Одинец Г.А. и ФГКЭУ «Орловская КЭЧ района» заключен договор социального найма жилого помещения №***, согласно которому ФГКЭУ «Орловская КЭЧ района» на основании выписки из решения жилищной комиссии №*** от **.**.**** предоставило Одинец Г.А. и членам его семьи в бессрочное безвозмездное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: ***** (л.д.18).

Согласно копии лицевого счета Одинец Г.А. зарегистрирован и проживает в квартире с несовершеннолетним сыном Р. по вышеуказанному адресу (л.д.17).

ФГ КЭУ «Орловская КЭЧ района» Минобороны России письмом №*** от **.**.**** отказало Одинец Г.А. в передаче в собственность спорной квартиры, поскольку учреждение не наделено полномочиями в части заключения договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан (л.д.19).

Спорное жилое помещение является трехкомнатной квартирой общей площадью 71 кв.м, что подтверждается копией технического паспорта, изготовленного ОГУ «Орловский центр «Недвижимость» по состоянию на **.**.**** (л.д.14-16).

По сведениям Управления Федеральной Регистрационной службы по Орловской области от **.**.**** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано, что спорное жилое помещение зарегистрировано на праве оперативного управления за ФГ КЭЧ «Орловская КЭЧ района» Министерства обороны РФ (л.д.93).

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ №461 от 02 мая 2010 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Орловская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации»,перечнем соответствующего недвижимого имущества, двухкомнатная ***** закреплена на праве оперативного управления за ответчиком ФГКЭУ «Орловская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, что подтверждается актом приема-передачи квартир от **.**.**** (л.д. 74, 75-79, 80-86).

Полномочия начальника ФГКЭУ «Орловская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России С. по распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций, в том числе по заключению договора социального найма, предоставлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», а также подтверждены Приказом командующего войсками Московского военного округа № 359 от 16.10.2009г. «О заключении срочного трудового договора о приеме на работу по вакантной должности начальника федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Орловская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации», копией соответствующего трудового договора, уставом ФГКЭУ «Орловская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России (л.д.56а, 56-63, 64-73).

Вместе с тем, в настоящий момент истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащей по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Истцы в приватизации ранее не участвовали, что подтверждается соответствующей справкой (л.д. 9).

И. и М. от приватизации спорного жилого помещения отказались, о чем имеются удостоверенные нотариусом согласия от **.**.**** (л.д.20-21).

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Поскольку истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, для реализации истцам такого права и его последующей регистрации необходимо признать за ними право собственности на спорную квартиру бесплатно в порядке приватизации, поскольку закон гарантирует гражданам Российской Федерации равные правовые условия для реализации данного права.

Суд полагает, что Одинец Г.А. и несовершеннолетний Р. приобрели право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***** порядке приватизации и с учетом отказа третьих лиц И. и М. от участия в приватизации, суд считает требования Одинец Г.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Р., обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку истцом Одинец Г.А. при подаче искового заявления в суд оплачена госпошлина в размере 200 рублей и исковые требования удовлетворены судом в полном объеме, то указанные расходы по оплате госпошлины подлежат взысканию с ФГ КЭУ «Орловская КЭЧ района» Министерства обороны РФ в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Одинец Г.А., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Р. удовлетворить.

Признать за Одинец Г.А., Р. право собственности на трехкомнатную ***** *****, общей площадью 71 кв.м., в порядке приватизации, в равных долях по 1/2 доли за каждым.

Взыскать с Федерального государственного эксплутационного учреждения «Орловская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ в пользу Одинец Г.А. расходы по оплате госпошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Полный текст решения будет изготовлен в срок до **.**.****.

Судья                                                                                   Е.В. Чурсина