Дело № 2-761/11 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 апреля 2011 года г. Орел Заводской районный суд г. Орла в составе: председательствующего судьиКоптевой А.В., при секретареМахутдиновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по иску Ловчиковой Т.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. УСТАНОВИЛ: Ловчикова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты первоначального обращения к ответчику. В обоснование указала, что **.**.**** обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в чём ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Ответчиком не включен в стаж на соответствующих видах работ период её работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры детского сад-ясли №***, поскольку учреждение «детский сад-ясли» не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списков №*** и №***. Полагая отказ необоснованным, первоначально просила суд признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью; обязать ответчика выплатить задолженность досрочной трудовой пенсии со дня обращения к ответчику; включить в трудовой стаж период работы в детском саду-яслях №*** в должности медсестры физиокабинета с **.**.**** по **.**.****. В судебном заседании истица Ловчикова Т.А. уточнила заявленные требования, просила суд включить период работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры в детском саду-яслях №*** в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с даты первоначального обращения к ответчику, то есть с **.**.**** Изложенные в иске обстоятельства подтвердила в полном объеме. Суду пояснила, что Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривалось включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. В данном Перечне ясли-сад отнесен к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. В оспариваемый ею период действовали указанные нормативные акты. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Т. уточненные исковые требования не признала. Суду пояснила, что истица не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку не имеет необходимого стажа на соответствующих видах работ. Период её работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры в детском саду-яслях №*** не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку указанное учреждение не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списка №***, а также ранее действовавшими списками. На день обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии – **.**.****, у истицы право на пенсию не возникло, в связи с чем, нет правовых оснований для назначения истице пенсии с даты обращения. Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Ловчиковой Т.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Как усматривается из материалов дела, **.**.**** Ловчикова Т.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от **.**.**** Ловчиковой Т.А. в удовлетворении указанного заявления отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Её специальный стаж исчислен в размере 29 лет 04 месяцев 24 дней. Ответчиком в специальный стаж не были включены периоды работы Ловчиковой Т.А. в должности медсестры в детском саду-яслях N 36 с 11 марта 1990 года по 15 января 1991 года, поскольку учреждение «детский сад-ясли» не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списка №781, а также ранее действующим законодательством (л.д. 15-17). Частью 2 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам. Вышеуказанными Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действующим с 01.01.2002 г., к таким должностям относятся: средний медицинский персонал, в том числе и медицинская сестра. В разделе «Наименование учреждений» детские сады, ясли, ясли-сады не указаны. Действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах. Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены. Вместе с тем, Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периоды работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. В соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Из трудовой книжки истицы Ловчиковой Т.А. следует, что она, имея среднее специальное образование с квалификацией медицинской сестры, **.**.**** в порядке перевода из Городской больницы скорой медицинской помощи им.Семашко была принята на должность медсестры в ясли-сад №36, где работала до **.**.**** (л.д. 7-12). Данное обстоятельство также подтверждается копией приказа отдела народного образования исполкома Заводского районного Совета народных депутатов №***-К-б от **.**.**** и копий приказа №*** от **.**.**** по детскому саду №*** (л.д. ), копией диплома АТ №*** от **.**.**** (л.д. 13). В штатных расписаниях по детскому саду №*** на 1990-1991 годы указанна, в том числе, должность медсестры (л.д. ). Допрошенные в судебном заседании свидетели Ю. и Б. суду показали, что деятельность истицы была связана с медицинской деятельностью, она приводила физиопроцедуры детям с ослабленным здоровьем: кварцевание, ингаляции, процедуры по предписаниям врача. Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется, так как они были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Таким образом, период работы Ловчиковой Т.А. в должности медсестры в детском саду-яслях N 36 с **.**.**** по **.**.**** подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку в указанный период её работы действовали Положение и Перечень от 17.12.1959г. Требование истицы о назначении ей пенсии с **.**.**** также подлежит удовлетворению в соответствии с п.п.1,2 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, т.е. у истцы такое право возникло с момента первоначального обращения к ответчику – **.**.****. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ловчиковой Т.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты первоначального обращения к ответчику,, удовлетворить. Включить период работы Ловчиковой Т.А. с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры в детском саду-яслях №*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Ловчиковой Т.А. выплату пенсии с **.**.****. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение десяти дней с момента его вынесения. Судья А.В. Коптева