Об обязании установить звуковые сигналы на светофорном объекте для инвалидов



Дело №2-920/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2011 г. город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Болотской Р.В.,

с участием помощника прокурора Заводского района г. Орла Бекезиной О.В.,

при секретаре Васильковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Заводского района г.Орла, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к МУ «Управление коммунальным хозяйством г.Орла» о понуждении оборудовать светофорные объекты звуковыми устройствами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заводского района г.Орла, действующий в интересах неопределённого круга лиц, первоначально обратился в суд с иском к Администрации г. Орла, МУ «УКХ г. Орла» с вышеуказанными требованиями, указав в их обоснование, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены светофорные объекты, расположенные по адресам: г. Орел, ул. Гостиная, пл. Карла Маркса – пер. Воскресенский, пер. Воскресенский – ул. Комсомольская, ул. Комсомольская – ул. 1-Посадская, ул. 1-Посадская – ул. Карачевская, переход ул. Комсомольская (около магазина «Чайка»), ул. Комсомольская – ул. Мопра, ул. Комсомольская – Карачевское шоссе, ул. Комсомольская (в районе Южного рынка, «Ботаника», магазин «Стрела»), ул. Комсомольская – ул. Кромская, ул. Васильевская (в районе пешеходного перехода к организации «Всероссийское общество слепых»), которые, в нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», не оборудованы звуковыми сигналами. Указанные нарушения требований закона существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, находящимися в районе расположения вышеуказанных светофорных объектов.

В связи с чем, просил суд обязать МУ «УКХ г. Орла» в месячный срок оборудовать светофорные объекты, расположенные по адресам: г. Орел, ул. Гостиная, пл. Карла Маркса – пер. Воскресенский, пер. Воскресенский – ул. Комсомольская, ул. Комсомольская – ул. 1-Посадская, ул. 1-Посадская – ул. Карачевская, переход ул. Комсомольская (около магазина «Чайка»), ул. Комсомольская – ул. Мопра, ул. Комсомольская – Карачевское шоссе, ул. Комсомольская (в районе Южного рынка, «Ботаника», магазин «Стрела»), ул. Комсомольская – ул. Кромская, ул. Васильевская (в районе пешеходного перехода к организации «Всероссийское общество слепых»), звуковыми устройствами, дублирующими звуковые сигналы светофоров, для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.

Определением Заводского районного суда г. Орла от **.**.**** в качестве третьего лица привлечено УГИБДД УВД Орловской области и Администрация г. Орла, исключив ее от участия в деле в качестве соответчика (л.д. 24).

В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г. Орла Ю. исковые требования уточнила, просила суд обязать МУ «УКХ» в месячный срок оборудовать светофорные объекты, находящиеся на пересечении пер. Воскресенский – ул. Комсомольской и переход ул. Комсомольской (около магазина «Чайка») звуковыми устройствами, дублирующими звуковые сигналы светофоров, для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации. Дала суду пояснения, аналогичные основаниям искового заявления.

В судебном заседании представитель ответчика МУ «УКХ г.Орла» по доверенности Б. не возражал против удовлетворения судом исковых требований и пояснил, что не оспаривает право инвалидов передвигаться наравне со здоровыми гражданами и не оспаривает обязанность ответчика оборудовать светофорные объекты, находящиеся на пересечении пер. Воскресенский – ул. Комсомольской и переход ул. Комсомольской (около магазина «Чайка») звуковыми устройствами, дублирующими звуковые сигналы светофоров, для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации. Однако не решен вопрос в части финансирования и технического исполнения, поэтому оборудовать светофорные объектыв течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу не представляется возможным.

В судебном заседании представитель Администрации г. Орла по доверенности Т. возражала против удовлетворения судом исковых требований, поскольку полагает оборудование указанных светофорных объектов звуковыми сигналами нецелесообразным, так как не имеется интенсивности движения на спорных объектах дорог. Просила суд в иске отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица УГИБДД УВД по г.Орлу по доверенности Ч. не возражал против удовлетворения судом заявленных требований прокурора Заводского района г.Орла, действующего в интересах неопределённого круга лиц.

Суд, выслушав стороны, третьих лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что **.**.**** Прокуратурой района по поручению прокуратуры Орловской области проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки выявлены светофорные объекты, находящиеся в том числе на пересечении пер. Воскресенский – ул. Комсомольская, и ул. Комсомольская (около магазина «Чайка»), не оборудованные, в нарушение норм действующего законодательства, звуковыми устройствами, дублирующими световые сигналы светофора (л.д. 5, 6).

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ в редакции от 24.07.2009 г. органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Таким образом, имеет место нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также п. 7.4.3 Государственного Стандарта Российской Федерации 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), согласно которому на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

Согласно ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к во­просам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятель­ности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, содержание автомобильных дорог на улицах города Орла от­носится к обязанности администрации города Орла.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безо­пасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, уча­ствующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном дви­жении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материально-финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являют­ся расходными обязательствами муниципальных образований.

Администрацией г.Орла в целях осуществления управленческих функций в сфере благоустройства г.Орла создано муниципальное учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла».

На основании Устава МУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» является юридиче­ским лицом и самостоятельно отвечает за свою деятельность (л.д. 10-16).

Основной задачей учреждения является разработка и осуществление мероприятий по ремонту и содержанию объектов, находящихся на балансе, в опера­тивном управлении учреждения, а также отдельных объектов по благоустройству му­ниципального образования.

Как усматривается из постановления мэра г. Орла № 4468 от 30.12.10 «О принятии в муниципальную собственность имущества казны Орловской области», МУ «УКХ г. Орла» принято для обеспечения сохранности и эффективности использования имущество, перечень которого является приложением к данному постановлению, в т.ч. светофорные объекты, расположенные по адресам: г. Орел, пер. Воскресенский, ул. Комсомольская (л.д. 8-9).

Письмом начальника МУ «УКХ г. Орла» в адрес прокуратуры Заводского района г. Орла от **.**.**** подтверждается право оперативного обслуживания светофорных объектов в МУ УКХ г. Орла. Однако причина отсутствия звуковых сигналов на данных световых объектах МУ УКХ г. Орла не известна (л.д. 7).

Из письма председателя Всероссийского общества инвалидов «Орловская Областная организация» М. от **.**.**** следует, что указанная организация ходатайствует об оборудовании дублирующими звуковыми сигналами ряда светофорных объектов, расположенных по адресам: г. Орел, ул. Гостиная, пл. Карла Маркса – пер. Воскресенский, пер. Воскресенский – ул. Комсомольская, ул. Комсомольская – ул. 1-Посадская, ул. 1-Посадская – ул. Карачевская, переход ул. Комсомольская (около магазина «Чайка»), ул. Комсомольская – ул. Мопра, ул. Комсомольская – Карачевское шоссе, ул. Комсомольская (в районе Южного рынка, «Ботаника», магазин «Стрела»), ул. Комсомольская – ул. Кромская, ул. Васильевская (в районе пешеходного перехода к организации «Всероссийское общество слепых»), для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации (л.д. 29).

Однако допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля М. - председатель Всероссийского общества инвалидов «Орловская Областная организация» суду пояснил, что имеется необходимость в оборудовании двух светофорных объектов, находящихся на пересечении пер. Воскресенский – ул. Комсомольской и переход ул. Комсомольской (около магазина «Чайка») звуковыми устройствами, дублирующими звуковые сигналы светофоров, поскольку именно этими пешеходными переходами регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, и им следует обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к спортивно-реабилитационному центру, который расположен по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 88а (л.д.52).

Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда оснований не имеется, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (л.д. 49).

Таким образом, имеет место нарушение требований ст. 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также п. 7.4.3 Государственного Стандарта Российской Федерации 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения, Правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», МУ «УКХ г.Орла» не исполняет должным образом обязанности по содержанию названных светофорных объектов в части оборудования их звуковыми устройствами, дублирующими звуковые сигналы светофоров, для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что данные нарушения законодательства могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличить вероятность аварийной ситуации в городе, угрожать здоровью и жизни населения – инвалидов по зрению.

Доводы представителя ответчика о том, что не решен вопрос в части финансирования и технического исполнения, поэтому оборудовать светофорные объектыв течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу не представляется возможным, не могут быть приняты во внимание.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Доводы представителя Администрации г. Орла по доверенности Т. о том, что оборудование указанных светофорных объектов, находящихся на пересечении пер. Воскресенский – ул. Комсомольской и переход ул. Комсомольской (около магазина «Чайка»), звуковыми сигналами нецелесообразно, так как не имеется интенсивности движения, являются несостоятельными, поскольку представитель третьего лица УГИБДД УВД по г.Орлу по доверенности Ч. суду пояснил, что движение на спорных объектах дорог является интенсивным, а свидетель М., являющийся председателем ООО ВОИ, показал, что спорные участки дорог инвалиды используют регулярно.

С учетом вышеизложенного, суд находит заявленные прокурором Заводского района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных Российской Федерацией, которая согласно статье 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Заводского района г.Орла, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу оборудовать светофорные объекты, находящиеся на пересечении пер. Воскресенский – ул. Комсомольской и переход ул. Комсомольской (около магазина «Чайка») звуковыми устройствами, дублирующими звуковые сигналы светофоров, для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Р.В. Болотская