О включении периодов в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело №2-1315/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Болотской Р.В.,

при секретаре Васильковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Тевтюева В.И. обратилась в суд к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указала, что с **.**.**** по настоящее время она работает в санатории «Дубрава» в должности медицинской сестры отделения санаторно-курортного лечения и реабилитации. Работает постоянно, полный рабочий день, на полную ставку. **.**.**** она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей пенсии на льготных условиях, однако ей в этом было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Ответчик не включил в стаж период ее работы в санатории «Дубрава» с **.**.**** по настоящее время, поскольку наименование учреждения «санаторий» не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка №*** и ранее действующими списками. Считает данный отказ ответчика незаконным.

В связи с чем, просила суд обязать пенсионный орган включить указанный период в специальный стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью, и назначить ей трудовую пенсию по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью с **.**.****.

В судебном заседании истица Тевтюева В.И. исковые требования уточнила и просила суд включить периоды ее работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры лечебного отделения ОГУП санаторий «Дубрава», с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры отделения санаторно-курортного лечения в ОГУП «Санаторий «Дубрава» в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от **.**.**** №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать ответчика назначить и производить выплату указанной пенсии по старости с **.**.****

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Д. уточненные исковые требования не признала, пояснила, что период работы Тевтюевой В.И. в ОГУП «Санаторий «Дубрава» в должности медицинской сестры не подлежит зачету в специальный стаж, так как данное учреждение не поименовано разделом «Наименование учреждений» Списка №*** и ранее действовавшими списками. Кроме того, права на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» истица не имеет в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Поскольку у истицы на день обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии с **.**.****, право на пенсию не возникло, то правовых оснований для назначения ей пенсии с **.**.**** не имеется. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Тевтюевой В.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочное назначение трудовой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 указанного выше ФЗ РФ, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, вступившие в силу 12.11.2002 г.

В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002г. № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. №2-П для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. для периодов работы до 01.11.1999г. возможно применение постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 и для периодов работы после 01.11.1999 г. и по 12.11.2002 г. Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066.

Из решения Верховного суда РФ от 02 марта 2009 г. №ГКПИ09-51 следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.

Из материалов гражданского дела усматривается, что **.**.**** Тевтюевой В.И. ответчиком отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием специального стажа на соответствующих видах работ (л.д. 9-10).

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как следует из трудовой книжки истицы, **.**.**** она принята на должность медицинской сестры лечебного отделения в ОГУП санаторий «Дубрава». Приказом Управления здравоохранения Орловской области №*** от **.**.**** Областное государственное унитарное предприятие санаторий «Дубрава» переименовано в Областное государственное унитарное предприятие «Санаторий «Дубрава». **.**.**** в связи с изменением штатного расписания истица стала занимать должность медицинской сестры отделения санаторно-курортного лечения и реабилитации в ОГУП «Санаторий «Дубрава». В указанной должности работает по настоящее время. Данные о переименовании санатория «Дубрава» подтверждаются также исторической справкой ОГУП «Санаторий «Дубрава» №*** от **.**.**** (л.д. 11-13, 91).

Оспаривая право истицы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчик ссылается на то обстоятельство, что учреждение «санаторий» (общего многопрофильного типа) не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка №***, а также ранее действующим законодательством. Данный довод ответчика несостоятелен по следующим основаниям.

Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, и Списка №781, в разделе «Наименование учреждений» указаны санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Согласно справке, выданной начальником отдела кадров ОГУП «Санаторий «Дубрава», истица Тевтюева В.И. постоянно работает в ОГУП «Санаторий «Дубрава» в должности медицинской сестры отделения санаторно-курортного лечения и реабилитации с **.**.**** и по настоящее время, полный рабочий день, на полную ставку (л.д. 19, 92).

ОГУП «Санаторий «Дубрава» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц **.**.****, о чем выдано соответствующее свидетельство (л.д. 59).

Уставом ОГУП «Санаторий «Дубрава» (новая редакция) от 2010 г. предусмотрено осуществление санаторно-курортного лечения, медицинской и фармацевтической деятельности (л.д.14-18, 77-90).

Аналогичные функции предприятия, в том числе лечебно-оздоровительная деятельность, закреплены Уставом ОГУП «Санаторий «Дубрава» в редакции 2003 года, 2008 г. (л.д. 47-49, 100-103).

Сведения, указанные в вышеназванных документах, подтверждены программой санаторно-курортного лечения пациентов, штатным расписанием ОГУП «Санаторий «Дубрава» (л.д. 53-57, 104-105, 106-110).

Из материалов дела следует, что ОГУП «Санаторий «Дубрава» относится к лечебно-профилактическим учреждениям, производящим санаторно-курортное лечение больных, в том числе в области: гематологии, неврологии, психотерапии, ревматологии, травматологии, ортопедии и др. (п.3.2.1. Устава).

Данное обстоятельство подтверждается также лицензией №*** от **.**.****, выданной руководителем Росздравнадзора по Орловской области, Положением о медицинской службе в ОГУП «Санаторий «Дубрава», лечебно-оздоровительными программами по лечению костно-мышечной системы и пациентов с неврологией, согласованными в лицензирующем органе и утвержденными главным врачом Предприятия (л.д. 93-95, 98-99, 111).

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ОГУП «Санаторий «Дубрава» является многопрофильным санаторием, в котором осуществляется лечение по нескольким профилям, предусмотренным в разделе «Наименование учреждений» Списка №***.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», подлежат включению периоды работы Тевтюевой В.И. с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры лечебного отделения ОГУП санаторий «Дубрава», с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры отделения санаторно-курортного лечения в ОГУП «Санаторий «Дубрава» (л.д. 92).

Оценивая собранные по делу доказательства, суд считает, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в органы ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области истица имела право на указанную пенсию, однако не располагала необходимыми документами, подтверждающими это право, и не смогла представить их в установленный законом срок по независящим от нее причинам.

Таким образом, требование Тевтюевой В.И. о назначении ей пенсии с **.**.**** (дата обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии) законно, так как в силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии) - л.д. 64-65.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области удовлетворить.

Включить ФИО2 в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды ее работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры лечебного отделения ОГУП санаторий «Дубрава», с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности медицинской сестры отделения санаторно-курортного лечения в ОГУП «Санаторий «Дубрава».

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату ФИО2 досрочной трудовой пенсии по старости с **.**.****.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Р.В. Болотская