О досрочном назначении трудовой пенсии



Дело №2-1359/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 года г.Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Болотской Р.В.,

с участием адвоката Латышева В.С.,

при секретаре Васильковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ларина А.Р. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста,

УСТАНОВИЛ:

Ларин А.Р. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста, указав в обоснование требований, что с **.**.**** по **.**.**** он работал в УМиАТ СПАО «Орелагропромдорстрой», а с **.**.**** по **.**.**** в Орловском филиале ТОО фирмы «Акдорос» по адресу: *****. При этом с **.**.**** в соответствии с Перечнем, определенным Правительством РФ **.**.****, территория Орловского района Орловской области и поименованные в ней территории сельских поселений, где фактически располагались указанные фирмы, являются зоной с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. При обращении в мае 2011 г. к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста ему в этом было отказано по тем основаниям, что территория предприятия, на котором он работал, не входит в зону загрязнения в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. Считает, что поскольку он с 1986 г. по 1998 г. постоянно работал на предприятии, которое располагалось в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, то он приобрел право на снижение пенсионного возраста на три года, в связи с чем, просит суд признать за ним право на назначение пенсии на льготных условиях с учетом снижения пенсионного возраста и обязать ответчика назначить пенсию со снижением возраста на три года.

В судебном заседании истец Ларин А.Р., его представитель по ордеру адвокат Т. заявленные требования поддержали, уточнили и просили суд признать за истцом право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года и назначить ему трудовую пенсию с момента достижения необходимого возраста, т.е. с **.**.****

При этом Ларин А.Р. суду пояснил, что в периоды его работы с **.**.**** по **.**.**** он работал в УМиАТ СПАО «Орелагропромдорстрой», а с **.**.**** по **.**.**** в Орловском филиале ТОО фирмы «Акдорос», территория которых считалась зоной радиационного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Юридическим адресом организации УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой» и Орловского филиала ТОО фирмы «Акдорос» являлся: *****. Однако фактически предприятия располагались близь д. Коневка Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области.

В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ю. возражала против удовлетворения исковых требований истца по тем основаниям, что в период времени с **.**.**** по **.**.**** истец работал в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой», юридическим адресом которого является: *****, и в Орловском филиале ТОО фирмы «Акдорос», юридическим адресом которого также являлся адрес: *****. Указанный населенный пункт не поименован в Перечнях населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. Документального подтверждения факта нахождения вышеуказанных организаций в д. *****, расположенной на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в представленных для назначения пенсии документах не имеется. Кроме того, пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. За признанием права на пенсию истец обратился в суд, и право устанавливается судом, в связи с чем, оно возникает с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного оснований для признания за Лариным А.Р. права на назначение пенсии с **.**.**** не имеется. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные Лариным А.Р. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов гражданского дела, **.**.**** ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Ларину А.Р. было отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия документов, подтверждающих нахождение организации на загрязненной территории (л.д. 5).

Судом установлено, что Ларин А.Р. **.**.**** г.р., **.**.**** принят в УМиАТ треста «Дорспецстрой» водителем 1 класса. **.**.**** УМиАТ треста «Орелдорспецстрой» переименовано в УМиАТ треста «Орелагропромдорстрой». **.**.**** УМиАТ треста «Агропромдорстрой» переименовано в УМиАТ объединения «Агропромдорстрой». **.**.**** УМиАТ объединения «Агропромдорстрой» переименовано в арендный коллектив УМиАТ. **.**.**** УМиАТ объединения «Агропромдорстрой» переименовано в УМиАТ СП АО «Орелагропромдострой». **.**.**** Ларин А.Р. уволен в связи с ликвидацией организации. **.**.**** он был принят водителем в Орловский филиал ТОО фирмы «Акдорос», и **.**.**** уволен в порядке перевода на автобазу №*** ОАО «Орелдорстрой».

Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке Ларина А.Р.; архивной справкой №***-Л от **.**.****; архивной справкой №***-Л от **.**.****; архивной справкой №***-Л от **.**.**** (л.д. 13-17, 10, 11, 37).

Согласно справкам администрации Платоновского сельского поселения, УМиАТ треста «Дорспецстрой», УМиАТ треста «Орелагропромдорстрой», УМиАТ объединения «Агропромдорстрой», Арендный коллектив УМиАТ, УМиАТ СПАО «Орелагропромдорстрой», а также ТОО фирмы «Акдорос» действительно располагались на территории земель Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской в районе д. *****. С **.**.**** по **.**.**** данная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 6, 7).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от **.**.**** следует, что юридическим адресом ОАО «Орелагропромдорстрой» является: *****. Указанное предприятие ликвидировано вследствие банкротства (л.д.81-84).

Судом достоверно установлено, что базы УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой» находились в границах деревни *****. Данное обстоятельство подтверждается схемой утверждения адресов Платоновского сельского совета Орловского района Орловской области (л.д.63).

Из объяснений истца следует, что база УМиАТ СПАО «Орелагропромдорстрой» располагалась на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области по адресу: *****, а после ликвидации данного предприятия на территории указанной базы был расположен Орловский филиал ТОО фирмы «Акдорос».

Данные обстоятельства подтвердил допрошенный в качестве свидетеля Б., являющийся депутатом Платоновского сельского совета народных депутатов, который показал, что базы УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой» находились на территории Администрации Платоновского сельского поселения в районе д. Коневка, на расстоянии около 1-2 км. После ликвидации данного предприятия, по указанному адресу стал располагаться Орловский филиал ТОО фирмы «Акдорос» (л.д. 76-77).

В соответствии с государственной лицензией на осуществление строительной деятельности серии ОРЛ №*** адресом Орловского филиала ТОО фирмы «Акдорос» является: *****, организация поставлена на налоговый учет (л.д. 54-57, 42-43).

Из представленной суду копии схемы утвержденных адресов по *****, *****, ***** Платоновского сельсовета и копии Постановления от **.**.**** №*** «Об утверждении протокола №*** от **.**.**** территориальной адресной комиссии Орловского района в связи с присвоением новых наименований улиц администрацией г.Орла» видно, что старым адресом Орловского филиала ТОО фирма «Акдорос» являлся: *****, однако утвержденным адресом - *****, Платоновский с/с, *****. (л.д. 60-62, 63).

Данное обстоятельство подтверждается справкой №***Н от **.**.**** Управления архитектуры и градостроительства Администрации ***** о том, что Орловский филиал ТОО фирмы «Акдорос» находился по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновский сельский совет, *****. (л.д. 86).

Допрошенная в качестве свидетеля заместитель главы администрации Платоновского сельского поселения М. суду подтвердила, что Орловский филиал ТОО фирмы «Акдорос» появился на месте производственных баз УМиАТ СПАО «Орелагропромдорстрой», которые располагались по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновский сельский совет, *****. С 1986 по 1998г. указанная территория Платоновского сельского совета относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.101-103).

Допрошенные в судебном заседании свидетели Ж., С. и Л. подтвердили факт работы истца по совместной работе в УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой», а затем в Орловском филиале ТОО фирмы «Акдорос».

Так, свидетель Ж. суду показал, что он работал вместе с Лариным А.Р. в ТОО фирма «Акдорос», где Ларин А.Р. работал водителем. Юридическим адресом указанного предприятия был адрес: *****. Однако указанное предприятие фактически располагалось на территории Платоновского сельского совета Орловского района Орловской области, которая относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 77-78).

Свидетель С. суду показал, что работал с Лариным А.Р. в УМиАТ СПАО «Орелагропромдорстрой», где последний работал водителем. Во время строительства организации Ларин А.Р. находился на строительстве объекта: возил грунт, кирпичи, асфальт, песок и др. Новым адресом базы УМиАТ СПАО «Орелагропромдорстрой» являлся адрес: *****. Однако фактические указанное предприятие располагалось на территории Платоновской сельской Администрации в границах деревни Коневка, которая относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 78).

Свидетель Л. суду показал, что работал в УМиАТ СПАО «Орелагропромдорстрой» водителем вместе с Лариным А.Р. После ликвидации данной организации Ларин А.Р. перешел работать в Орловский филиал ТОО фирмы «Акдорос», которая располагалась по тому же адресу, что и УМиАТ – Орловская

Область, *****, Платоновский с\с, ***** (л.д. 103).

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, так как они являются последовательными, непротиворечивыми и согласуются с другими доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела, а также с пояснениями самого истца в судебном заседании. Кроме того, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (л.д. 58, 95). При этом показания свидетелей подтверждаются их трудовыми книжками, а также решением Заводского районного суда г. Орла от **.**.****, вступившим в законную силу, на основании которого за Л. признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на три года в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 64-72, 73, 96-97, 87-90, 91-93).

В силу п.8 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст.34 названного Закона гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как следует из примечания к ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по **.**.****, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с неё или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.

В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

В соответствии с ч.3 ст.7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем

один раз в 5 лет.

В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2004 г. указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных Правительством РСФСР от 28.12.1991г. № 237-Р, действовавшем до 01.02.1998г., и Перечнем, утвержденным Правительством РФ от 18.12.1997г. №1582, действующем с 01.02.1998г., указан населенный пункт - *****, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

С 26 апреля 1986 г. территория, на которой расположено место работы истца, относилась к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.91 г.

С 01 февраля 1998 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. В данном перечне Платоновская сельская администрация не указана, в нем перечислены конкретные 14 населенных пунктов Платоновского сельского совета, куда входит *****.

Несмотря на то, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ), юридический адрес организации может не совпадать с местом ее фактического нахождения.

Суд, анализируя собранные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу, что УМиАТ СП АО «Орелагропромдорстрой», Орловский филиал ТОО фирмы «Акдорос» находились в границах зоны радиоактивного загрязнения. В связи с чем, ссылку представителя ответчика на то, что данные предприятие имели юридические адреса: *****, поэтому не относились к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно Перечней, утвержденных распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 237-Р и постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, следует признать не состоятельной.

Исходя из смысла указанных распоряжений Правительства, утвержден Перечень населенных пунктов, находившихся или находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, но не определены непосредственно границы таковых. Граница же зоны радиоактивного загрязнения, в свою очередь, не может абсолютно совпадать с административной границей того или иного населенного пункта, входящего в Перечень.

Расположение указанных выше предприятий, вне границ населенных пунктов, указанных в Перечнях, не может рассматриваться как безусловное обстоятельство, исключающее работу на загрязненной радиацией территории. Последнее же, в части расположения предприятия, и работы в нем Ларина А.Р.с постоянной занятостью на предприятии подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

Учитывая, что истец в период времени с **.**.**** по **.**.**** постоянно работал на предприятиях, расположенных в населённом пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом до **.**.****, суд считает, что он имеет право на назначение ему пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.е. на 3 года.

Поскольку Ларин А.Р. необходимого возраста достиг **.**.****, но обратился с заявлением к ответчику **.**.**** (л.д. 94), то суд полагает, что требование о назначении ему пенсии с **.**.**** является обоснованным, поскольку право на назначение трудовой пенсии по старости возникает с момента обращения в ГУ УПФ РФ с заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на ее назначение (ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ларина А.Р. удовлетворить.

Признать за Лариным А.Р. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на три года в соответствии со ст.34 Закона РФ от **.**.**** №*** «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить Ларину А.Р. досрочно трудовую пенсию по старости с **.**.****.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной через Заводской районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Р.В. Болотская