Об отмене решения об отказе в исчислении размера пенсии и компенсации недополученной части пенсии



Дело №2-319/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2012 года город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Болотской Р.В.,

при секретаре Васильковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кондраевой Т.Е. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение пенсии по возрасту досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста и перерасчете недополученной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кондраева Т.Е. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику.

В обоснование иска указала, что **.**.**** она обратилась в ГУ Отделение ПФ РФ по Орловской области с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и перерасчете недополученной части пенсии. ГУ Отделением ПФ РФ по Орловской области ей было отказано в назначении пенсии по старости досрочно и ее перерасчете в связи с тем, что в оспариваемые ею периоды она работала в филиале ОАО «Орелагропромстройтранс» Орловское АТП №***, при этом юридическим адресом данного предприятия является: г. Орел, ***** парк, *****, территория которого не относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС. Она не согласна с указанным отказом по тем основаниям, что УМиАТ Облколхозстрой, затем Автобаза №*** треста «Агропромстройтранс», затем ПО «Агропромстройтранс» Орловское АТП №***, затем АООТ «Агропромстройтранс» Орловское АТП №***, в котором она работала в период времени с **.**.**** по **.**.****, действительно располагались на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, территория которого отнесена к зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС. При этом фактическим адресом предприятия, где она работала, является Орловская область, Орловский район, Платоновское с/п, д. Коневка, *****.

В связи с чем, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 52 лет и произвести перерасчет недополученной ею пенсии с **.**.**** по **.**.**** в размере 311940,00 рублей.

В судебном заседании истица Кондраева Т.Е. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду также пояснила, что за назначением пенсии к ответчику она обратилась по достижению возраста 55 лет, в августе 2002 г. С указанного времени она получает трудовую пенсию по старости. Однако ей стало известно о том, что поскольку она работала в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то она имеет право на досрочное снижение установленного пенсионного возраста на три года. Поскольку **.**.**** она обратилась за пенсией, то с **.**.**** она не дополучила пенсию в размере 311940,00 рублей. Поэтому просила суд иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ю. исковые требования Кондраевой Т.Е. не признала. Суду объяснила, что согласно документам пенсионного (выплатного) дела истицы, ей назначена трудовая пенсия по старости с **.**.**** по нормам Закона от **.**.**** «О трудовых пенсиях в РФ» на основании ее заявления о назначении пенсии от **.**.**** При этом сроки назначения трудовой пенсии по старости регулируются ст. 19 Закона от **.**.**** «О трудовых пенсиях в РФ». Кроме того, истицей не представлено доказательств того, что организация, в которой работала Кондраева Т.Е., располагалась в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с чем, истица права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» не имеет. Кроме того, истица не обращалась за установлением пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста по нормам ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 и не представляла правоустанавливающих документов, подтверждающих ее работу на загрязненной территории, в связи с чем, права на выплату пенсии за период с **.**.**** по **.**.**** она не имеется. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Кондраевой Т.Е. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в **.**.**** по **.**.**** Кондраева Т.Е. работала в УМиАТ «Облколхозстрой», переименованного затем в Автобазу №*** треста «Агропромстройтранс», затем в ПО «Агропромстройтранс» Орловское АТП №***, затем в АООТ «Агропромстройтранс» Орловское АТП №***, что подтверждается данными трудовой книжки истицы (л.д. 26-31).

С **.**.**** трудовые пенсии устанавливаются в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом достоверно установлено, что Кондраевой Т.Е. пенсия по старости назначена в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с **.**.****, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, пояснений истицы Кондраевой Т.Е. в судебном заседании, ранее с заявлением о назначении пенсии в установленном законом порядке в Пенсионный Фонд она не обращалась.

В силу п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст.34 названного Закона гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как видно из материалов дела, истица Кондраева Т.Е. обратилась в Пенсионный фонд РФ по Орловской области с заявлением, по уточненным данным в судебном заседании – в ноябре 2011 г., в котором просила пенсионный орган произвести перерасчет ее пенсии, поскольку она имела право на получение пенсии с 52-летнего возраста, т.е. с **.**.**** (л.д. 6-7).

**.**.**** пенсионным органом истице в установлении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста по нормам ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отказано в связи с тем, что она ранее не обращалась в пенсионный орган и не представляла правоустанавливающие документы, подтверждающие работу на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, права на выплату пенсии за период с **.**.**** по **.**.**** она не имеет (л.д. 9-11).

В соответствии со ст. 19 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости) (п. 1 в ред. Федерального закона от **.**.**** N 213-ФЗ).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

При этом в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования», в ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» также было указано, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», следует, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (п.6).

В силу п.7 указанного Постановления, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 г. и статье 23 Закона от 15.12.2001 г., но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами (п. 15 Закона).

Судом достоверно установлено, что истица Кондраева Т.Е. не относится к категории граждан, которым пенсия в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» назначается ранее дня обращения за ней.

При этом истица не лишена была возможности обратиться в соответствующие органы за назначением пенсии при достижении определенного возраста в соответствии со ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях РФ".

Довод истицы о том, что пенсионные органы не предоставили ей сведения о том, что она имеет право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не основан на законе.

Поскольку истица Кондраева Т.Е., обратившись за назначением пенсии в августе 2002 года, реализовала, таким образом, свое право на ее назначение с момента обращения за ней, то законных оснований для назначения ей трудовой пенсии с **.**.**** не имеется.

При таких обстоятельствах, суд считает, что установление факта территориального расположения организации - УМиАТ «Облколхозстрой», переименованного затем в Автобаза №*** треста «Агропромстройтранс», в ПО «Агропромстройтранс» Орловское АТП №***, в АООТ «Агропромстройтранс» Орловское АТП №***, в районе д. Коневка Орловского района Орловской области, правового значения для рассматриваемого спора не имеет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истице Кондраевой Т.Е. в признании права на получение пенсии по возрасту досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 52-летнего возраста и перерасчете недополученной пенсии по старости в размере 311940,00 рублей следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кондраевой Т.Е. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение пенсии по возрасту досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста и перерасчете недополученной пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца с момента его вынесения судом в окончательной форме.

Судья Р.В. Болотская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200