О признании права на досрочную пенсию по старости



Дело №2-160/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2012 г.                                                 г.Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьиБолотской Р.В.,

при секретареВасильковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Дурневой Л.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на назначение пенсии по старости досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии, в обоснование которых указала, что в период с **.**.**** по **.**.**** она работала в МПМК-5 Объединения «Орелагропромстрой», которое располагалось на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области. В связи с тем, что место ее работы находилось на территории с льготным социально-экономическим статусом, **.**.**** она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением о назначении указанной пенсии, полагая, что имеет право на уменьшение общеустановленного возраста выхода на пенсию. Однако ответчиком ей было отказано в назначении данной пенсии по тем основаниям, что не подтверждено место нахождения работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.

В связи с чем, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в связи со снижением пенсионного возраста и назначить ей указанную пенсию с **.**.****

В судебном заседании истица Дурнева Л.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ю. исковые требования не признала. Суду пояснила, что в период времени с **.**.**** по **.**.**** Дурнева Л.А. работала в ПМК «Облсельхозтехника», с **.**.**** по **.**.**** в кооперативе МПМК-5 объединения «Орелагропромстрой». Документов, подтверждающих место нахождения данных организаций на территории, относящейся к зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется. Кроме того, пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. За признанием права на пенсию истица обратилась в суд, и право устанавливается судом, в связи с чем, оно возникает с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного оснований для признания за Дурневой Л.А. права на назначение пенсии с **.**.**** не имеется. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования Дурневой Л.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов гражданского дела, **.**.**** ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Дурневой Л.А. было отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия документов, подтверждающих нахождение организации на загрязненной территории (л.д. 18-19).

Судом достоверно установлено, что Дурнева Л.А. **.**.**** была принята в ПМК «Облсельхозтехника» на должность техника планово-производственного отдела. **.**.**** истица переведена на должность инженера ППО. **.**.**** организация переименована в МПМК-5 объединения «Орелагропромстрой». **.**.**** Дурнева Л.А. переведена на должность старшего инженера ППО. **.**.**** уволена переводом в кооператив МПМК-5, куда принята инженером ППО 1 категории. **.**.**** истица переведена начальником ППО. **.**.**** она уволена в связи с ликвидацией предприятия.

Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой Дурневой Л.А., справкой №*** от **.**.****, выданной главой Платоновского с/п (л.д. 7, 9-17).

Между тем, согласно архивной справке Департамента сельского хозяйства Орловской области №***-Д от **.**.****, в архивном фонде Производственно-строительного кооператива «Межколхоз­ная передвижная механизированная колонна-5» (с **.**.**** по **.**.**** имел наименование - ПМК объединения «Сельхозтехника», с **.**.**** по **.**.**** - Орловская МПМК-5 Государственно-кооперативного объединения «Орелагропромстрой»), документов, подтверждающих место нахождения данной организации, на хранении не имеется ( л.д. 6).

Согласно справок администрации Платоновского сельского поселения №*** от **.**.****, №*** от **.**.**** за подписью главы администрации Б., ПМК «Облсельхозтехника», затем МПМК-5 Объединения «Орелагропромстрой», кооператив МПМК-5, действительно было расположено на территории Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской области. В период с **.**.**** по **.**.**** указанная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 8, 41).

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 34 названного Закона гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как следует из примечания к ст. 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по **.**.****, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.

В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.

В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2004 г. указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста
в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ « О
государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15
мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется
Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного
загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных Правительством РСФСР от 28.12.1991г. № 237-р, действовавшем до 01.02.1998г., и Перечнем, утвержденным Правительством РФ от 18.12.1997г. №1582, действующем с 01.02.1998г., указан населенный пункт – д. Коневка Платоновского с/с Орловского района Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, с 26 апреля 1986 г. территория, на которой расположено место работы истицы, относилась к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991 г.

С 01 февраля 1998 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. В данном перечне Платоновская сельская администрация не указана, в нем перечислены конкретные 14 населенных пунктов Платоновского сельского совета, куда входит д. Коневка Платоновской сельской администрации.

Согласно представленному фрагменту карты территории Платоновского сельского поселения с указанием на ней ПМК «Облсельхозтехника», затем МПМК-5 Объединения «Орелагропромстрой», кооператив МПМК-5, следует, что территория данного объединения находилась в зоне радиоактивного загрязнения (л.д. 42).

В материалах дела имеется также справка отделения по Орловскому району УФК по Орловской области №03-04/645 от 06.12.2011 г., в которой сообщено, что выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производились Отделением по Орловскому району УФК по Орловской области через организации Орловского района, в том числе через все организации, расположенные на территории Платоновской сельской администрации с 1994 по 2005 г. (л.д. 26)

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Т., И., М. подтвердили, что знают истицу по совместной работе в ПМК «Орелсельхозтехника», переименованного затем в МПМК-5 объединения «Орелагропромстрой». Указанное предприятие располагалась на территории Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской области, в границах деревни Коневка, которая относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом им на указанных предприятиях производилась доплата к заработку за работу на территории, пострадавшей вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также предоставлялись дополнительные отпуска (л.д. 48-49, 77-78, 78-79).

Не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется, их показания суд находит правдивыми и согласованными с материалами дела, а также с пояснениями самой истицы в судебном заседании. Показания свидетелей подтверждаются копиями их трудовых книжек, а также вступившими в законную силу решениями суда в отношении свидетелей И., Т. (л.д. 20-25, 43, 45-46, 53-63, 65, 67-70, 71-74).

Несмотря на то, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ), юридический адрес организации может не совпадать с местом ее фактического нахождения.

Исходя из вышеизложенного, суд, анализируя собранные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу, что ПМК «Облсельхозтехника», переименованный затем в МПМК-5 объединения «Орелагропромстрой», и кооператив МПМК-5 объединения «Орелагропромстрой» находились в границах зоны радиоактивного загрязнения.

Ссылка представителя ответчика на то, что данные предприятие имели юридический адрес: *****, поэтому не относились к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно Перечней, утвержденных распоряжением Правительства РСФСР от **.**.**** №***-Р и Постановлением Правительства РФ от **.**.**** №***, является несостоятельной.

Исходя из смысла указанных распоряжений Правительства, утвержден Перечень населенных пунктов, находившихся или находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, но не определены непосредственно границы таковых. Граница же зоны радиоактивного загрязнения, в свою очередь, не может абсолютно совпадать с административной границей того или иного населенного пункта, входящего в Перечень.

Расположение предприятий в данном случае вне границ населенных пунктов, указанных в Перечнях, не может рассматриваться как безусловное обстоятельство, исключающее работу на загрязненной радиацией территории. Последнее же, в части расположения предприятия и работы в нем Дурневой Л.А., подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Дурнева Л.А. в период времени с **.**.**** по **.**.**** работала в ПМК «Облсельхозтехника», переименованном затем в МПМК-5 объединения «Орелагропромстрой», с **.**.**** по **.**.**** в кооперативе МПМК-5 объединения «Орелагропромстрой», расположенных в населенном пункте, относящемся к зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, суд считает, что она имеет право на назначение ей пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на три года.

В силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку Дурнева Л.А. необходимого возраста достигла **.**.****, однако к ответчику обратилась с заявлением **.**.**** (л.д. 64), то суд полагает, что требование о назначении ей пенсии с **.**.**** является обоснованным, так как право на назначение трудовой пенсии по старости возникает с момента обращения в ГУ УПФ РФ с заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на нее (ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дурневой Л.А. удовлетворить.

Признать за Дурневой Л.А. право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 (три) года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить Дурневой Л.А. и производить выплату пенсии по старости с **.**.****.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Р.В. Болотская