Дело № 2 - 1378/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новокузнецк 24 сентября 2010 г.
Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Катусенко С.И.
при секретаре Толстовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижельского В.И. к ООО «Управляющая жилищная компания» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Нижельский В.И. обратился в суд с иском к ООО «УЖК» о защите прав потребителей, в котором просит обязать ООО «Управляющая жилищная компания» составить акт о некачественно оказанной услуге по искусственном освещению подъезда № по адресу: (ул....), выдать ему акт, предоставить ему расчёты по уменьшению цены за некачественно оказанной услуге по искусственному освещению подъезда № по адресу: (ул....) за период с *..*..* по *..*..*, взыскать с ООО «УЖК» компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей; наложить на УЖК», за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования, потребителя, штраф в размере ~`~`~ % от суммы, присужденной в его пользу.
Свои требования мотивировал тем, что их домом с *..*..* управляет ООО «УЖК», поэтому он как собственник двухкомнатной квартиры, расположенной в этом доме обратился с заявлением от *..*..* к ООО «УЖК», в котором просил ответчика составить акт о некачественном (недостаточном) искусственном освещении его подъезда и выдаче ему акта.
Недостаточная освещённость была впоследствии подтверждена замерами (протокол № от *..*..*), которые были произведены по решению Заводского районного суда от *..*..*
В заявлении от *..*..* Нижельский В.И. просил ответчика произвести уменьшение цены за некачественно оказанную услугу, данное требование основывается на ст. 29 ч. 1 Закона «О защите прав потребителей», где сказано, что «потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе потребовать, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, при чём данное требование подлежит удовлетворению в 10-дневный срок (ст. 31 ч. 1). Но ответчик проигнорировал все его требования, хотя у него было вполне достаточно для этого времени, поэтому он в очередной раз вынужден обратиться в суд.
В соответствии с «Правилами изменения размера платы…» № от *..*..* услуга считается оказанной с ненадлежащим качеством в случае её несоответствия требованиям «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» п. 3, а в силу п. 6 «в случае оказания услуг ненадлежащего качества, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание,» факт выявления ненадлежащего качества услуг отражается в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (п.15), данный акт составляется по «Правилам предоставления коммунальных услуг» № 307 от 23.03.2006 г.
Согласно данным Правилам акт составляется в 2-х экземплярах, а датой окончания предоставления некачественных услуг- считается дата подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления данной услуги ( п. 74).
В связи с нарушением его прав, как потребителя, на составление акта и уменьшение цены за качественно оказанную услугу, ответчиками был причинён ему моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях и переживаниях: обиды, возмущения от упорного неисполнения его законных требований, игнорирования письменных обращений, унижения его самолюбия, причинения личных неудобств, тем, что он постоянно вынужден обращаться сначала к ответчику, а затем в суд, так как ответчик ничего не исполняет.
Истец Нижельский В.И. в судебном заседании настаивает на своих исковых требованиях, привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что на его письменные заявления ООО «УЖК» ответы не представили, устно пояснили, что замер освещенности в подъездах - услуга платная, что в ООО « УЖК « нет такого прибора, которым можно замерить искусственное освещение, *..*..* был составлен протокол замера, из которого следует, что освещение в подъезде ненадлежащего качества, акты до сих пор не составлены. Данные акты еиму необходимы для перерасчета оплаты за данную услугу. О том, что ООО «УЖК» отвечает за качественное искусственное освещение было установлено судом *..*..*
Представитель ответчика - ООО «УЖК» Шелковникова А.С. требования Нижельского В.И. не признала, представила письменный отзыв на исковые требования Нижельского В.И., указав, что по заявлениям истца от *..*..* и от *..*..* к ООО «УЖК» о недостаточной освещенности на лестничной клетке акты составлены не были, перерасчет не произведен, замеры не производились в тот период, так как у ООО «УЖК» нет полномочий на замеры искусственной освещенности, услуга является платной. Услуга по освещению мест общего пользования в *..*..* году входила в тариф «содержание и ремонт жилья», так как Совет народных депутатов давал расшифровку тарифа. На основании п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей». Этим же Постановлением установлено, что разъяснения по применению данных Правил дает Министерство регионального развития РФ, письмо от 18.06.2007 года № 11356-ЮТ « Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» однозначно говорит о том, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего пользования имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». В *..*..* году, в *..*..* году тарифами, утвержденными СНД г. Новокузнецка не предусматривается статья «освещение мест общего пользования» в составе статьи «содержание и ремонт жилья». Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 27 от 16.02.2010 года «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.10.2006 г. № 141 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Кемеровской области» установлен расход энергии на электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в размере 7 квт.ч. в месяц на одного человека. В п. 3 Постановления говорится о том, что «при применении норматива необходим объем внутриквартирного потребления электрической энергии увеличивать на расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, с учетом количества проживающих человек». На основании изложенного, ООО «УЖК» будет вносить изменения в порядок расчета за «электроэнергию». В связи с этим подготовлены предложения для вынесения данных вопросов на согласование с собственниками жилых помещений и утверждения в соответствии с действующим законодательством. В связи с этим считает, что предоставление перерасчета по дому (ул....) в связи с не предоставлением услуги по освещению мест общего пользования или предоставления этой услуги ненадлежащего качества, о чем свидетельствует Протокол № от *..*..* измерений искусственного освещения, невозможно, так как начисление за освещение мест общего пользования ООО «УЖК», начиная с *..*..* не производилось. Причинение морального вреда истец не доказал.
Судом исследованы письменные материалы дела:
-поквартирная карточка по (ул....), подтверждающий факт регистрации Нижельского В.И. по (ул....) с *..*..* (л.д. 4);
- заявление Нижельского В.И. от *..*..* в ООО «УЖК» о проведении замеров освещенности в подъездах на каждом этаже и межэтажных площадках, о составлении акта и выдаче ему для перерасчета (л.д.5);
- заявление Нижельского В.И. от *..*..* в ООО «УЖК» о составлении акта и произведении уменьшения цены за некачественную освещенность подъезда в период с *..*..* по *..*..* до *..*..* (л.д. 6);
- протокол № от *..*..* об измерении искусственного освещения в подъезде (ул....), согласно заключению которого: искусственное освещение на лестничных площадках в подъезде (ул....) не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» с изменениями и дополнения № (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10). (л.д. 7);
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО «УЖК» (л.д. 13);
- копия Устава ООО «УЖК», согласно которому общество создано для управления обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества с целью удовлетворения потребностей в качественных жилищно-коммунальных услугах (л.д. 15-21);
- копия перерасчёта в соответствии с Постановлением ~`~`~ № от *..*..* «Об установлении платы за содержание, ремонт и наём жилья…» статья «освещение мест общего пользования» входит в состав платы по статье «содержание жилья» и составляет ~`~`~ руб./кв.м. в период отсутствия освещения с *..*..*-*..*..* в местах общего пользования был произведен перерасчет в (ул....), в том числе в (ул....), собственником которой является истец Нижельский В.И.;
Предоставление перерасчёта по дому (ул....) в связи с непредставлением услуги по освещению мест общего пользования или предоставления этой услуги ненадлежащего качества, о чем свидетельствует протокол № от *..*..* измерений искусственного освещения, невозможно в связи с тем, что начисление за освещение мест общего пользования ООО «УЖК» начинается с *..*..* не производилось (л.д. 24-25);
- копия письма Минрегиона РФ от 18.06.2007 года № 11356-ЮТ/07 об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги (л.д. 26-27);
- постановление Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (л.д. 28-36);
- постановление от 16.02.2010 года № 27 о внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.10.2006 г. № 141 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Кемеровской области» (л.д. 37);
- копия решения ~`~`~ от *..*..*, на основании которого на ~`~`~ « возложена обязанность произвести замеры искусственной освещенности на всех площадках ~`~`~ подъезда по (ул....) (л.д. 38-39).
Принимая во внимание доводы лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, суд полагает, что подлежат удовлетворению требования Нижельского В.И.: обязать ООО «Управляющая жилищная компания» составить акт о некачественно оказанной услуге по искусственном освещению подъезда № по адресу: (ул....), выдать акт Нижельскому В.И.; обязать ООО «Управляющая жилищная компания» предоставить Нижельскому В.И. расчёты по уменьшению цены за некачественно оказанной услуге по искусственному освещению подъезда № по адресу: (ул....) за период с *..*..* по *..*..*
Суд пришел к данному выводу по следующим основаниям.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями… и исполнителями… при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о работах, услугах и об их изготовителях исполнителях, продавцах…
Потребитель согласно данному Закону - гражданин… заказывающий, приобретающий или использующий работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы…, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору
Ст. 8 Закона предусматривает, что «1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе режиме его работы и реализуемых им работах, услугах…
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей …способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке...»
Ст.10 Закона предусматривает, что изготовитель, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
2. Информация о работах, услугах в обязательном порядке должна содержать:
сведения об основных потребительских свойствах товаров работ, услуг…правила и условия эффективного и безопасного использования работ, услуг…
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к работам, услугам… или иным способом, принятым для отдельных видов работ, услуг. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
ст. 3 Правил Предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. № 307 дает понятие исполнителя услуг, потребителя, аналогичное Закону « О защите прав потребителей».
Ст. 49 и ст.51 данных правил предусматривает аналогичные обязанности исполнителя услуг и права потребителя, что и в Законе « О защите прав потребителей».
Управляющая организация (исполнитель) - юридическое лицо, управляющее многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; нести иные обязанности и осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.
Потребитель вправе получать от исполнителя сведения о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре) …сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг; получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты; осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором (Правила Предоставления коммунальных услуг...).
Судом установлено, что Нижельский В.И. является собственником квартиры по (ул....), которая находится в ~`~`~ подъезде.
Как потребитель услуг Нижельский В.И. имеет право получать услуги надлежащего качества, быть информирован о качестве предоставляемых услуг.
Как следует из показаний истца в подъезде плохое освещение, а чтобы потребовать качественное освещение, ему необходима информация о том, соответствуют ли приборы освещения и качество предоставляемого освещения установленным санитарным нормам и правилам, жилищные органы отказываются дать такую информацию.
С данным заявлением Нижельский В.И. обратился в ООО « УЖК» *..*..*, *..*..* Нижельский В.И.обратился с заявлением, в котором просил составить акт и произвести уменьшение цены за некачественные и оказанные в неполном объеме услуги за недостаточную освещенность в подъезде в период с *..*..* по *..*..*,однако, замеры освещенности произведены добровольно не были, перерасчет не произведен, какого - либо ответа на данное заявление истец Нижельский В.И. не получил, чем нарушены требования Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 « о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановления Правительства РФ 13.08.2006г. № 491 « Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме..».. ФЗ « О защите прав потребителей».
Ст. 161. ЖК РФ предусматривает, что «управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом…».
п. 64 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 « о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» предусматривает, что в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем …
Согласно п. 65. данного Постановления сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.
п. 69 данного Постановления обязывает управляющую компанию в акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указывать нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Согласно п.70 Постановления датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества…
п. 71 Постановления № 307 предусматривает, что акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
В соответствии с п. 74 Постановления период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил;
б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
Истец Нижельсктий В. И. обратился в суд с иском о возложении обязанности на ООО « УЖК» произвести замеры искусственной освещенности на всех площадках 5 -го подъезда по (ул....), его требования были удовлетворены и *..*..* было принято решение, на основании которого на ООО « УЖК « возложена обязанность произвести замеры искусственной освещенности на всех площадках ~`~`~ подъезда по (ул....).
Как установлено судом, решение было исполнено лишь *..*..*, составлен протокол, из которого следует, что искусственное освещение на лестничных площадках в подъезде № по (ул....) не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» с изменениями и дополнения № 1 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10), однако, акт о некачественно выполненной услуге по искусственной освещенности подъезда Нижельскому В.И. не был выдан и не составлен до настоящего времени, чем нарушены требования Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановления Правительства РФ 13.08.2006г. № « Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»
Суд принимает решение по заявленным требованиям.
Суд полагает, что требования истца Нижельского В.И. не противоречат действующему законодательству.
На основании вышеизложенного суд считает необходимым обязать ООО «Управляющая жилищная компания» составить акт о некачественно оказанной услуге по искусственном освещению подъезда № по адресу: (ул....), выдать акт Нижельскому В.И. и обязать ООО «Управляющая жилищная компания» предоставить Нижельскому В.И. расчёты по уменьшению цены за некачественно оказанной услуге по искусственному освещению подъезда № по адресу: (ул....) за период с *..*..* по *..*..*- день составления искового заявления.
Ст. 150 ГК РФ предусматривает, что «Жизнь и здоровье…иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы…
2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.»
В соответствии со ст. 151 ГК РФ « Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права …, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ «Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: в иных случаях, предусмотренных законом.»
Согласно ст. 1101 ГК РФ « 1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.»
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» «моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом и т.д.) прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами РФ, регулирующими отношении в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины».
~`~`~
Поскольку судом установлено, что ООО «УЖК» нарушены права Нижельского В.И., то подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда в размере 200 рублей, суд полагает, что данная сумма разумна и справедлива, при этом суд учитывает доводы истца Нижельского В.И., который указывает, что причиненный ему моральный вред выражается в нравственных страданиях и переживаниях, обиде, возмущения от упорного неисполнения его законных требований, игнорировании его письменных обращений, унижения его самолюбия, причинения личных неудобств, тем, что он постоянно вынужден обращаться сначала к ответчику, а затем в суд, а ответчик добровольно ничего не исполняет, однако, суд также учитывает, что тем, что заявления Нижельского В.И. от *..*..* и от *..*..* добровольно ответчиком не исполнены не привело для истца каких -либо тяжких последствий ни для его здоровья, ни для его имущества.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «УЖК» подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» в сумме 200 рублей.
Кроме того, в соответствии со ст.13 ч.6 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика ООО «УЖК» следует взыскать штраф в размере 100 рублей в доход местного бюджета за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать ООО «Управляющая жилищная компания» составить акт о некачественно оказанной услуге по искусственном освещению подъезда № по адресу: (ул....), выдать акт Нижельскому В.И..
Обязать ООО «Управляющая жилищная компания» предоставить Нижельскому В.И. расчёты по уменьшению цены за некачественно оказанной услуге по искусственному освещению подъезда № по адресу: (ул....) за период с *..*..* по *..*..*.
Взыскать с ООО «Управляющая жилищная компания» в пользу Нижельского В.И. денежную компенсацию морального вреда 200 рублей.
Взыскать с ООО «Управляющая жилищная компания» в доход местного бюджета штраф в 100 рублей и госпошлину 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья С.И. Катусенко
Мотивированное решение изготовлено - 01.10.2010г.
Судья С.И. Катусенко