Решение от 21.01.2011 г. по иску Маркова Е.П. к ГУ `24 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области`



Дело №2-98/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Лысенко Е.Е.

при секретаре Паюсовой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

21 января 2011 года

гражданское дело по иску Маркова Е.П. к ГУ «24 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной)» о взыскании среднемесячного заработка за третий месяц на период трудоустройства,

у с т а н о в и л:

Марков Е.П. обратился в суд с иском, в которым просит взыскать с ГУ «24 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной)» в его пользу предусмотренный ст.178 ТК РФ средний месячный заработок за март 2010 года, положенный выплате на период трудоустройства при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности работников организации в сумме ....

Требования мотивированы тем, что Марков Е.П. работал в 24 отряде Государственной противопожарной службы МЧС России по КО, которая была переименована в ГУ «24 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной)», в должности водителя ... с 22.12.2008 года по 29.12.2009 год. На основании приказа от 29.12.2009 года № он был уволен в связи с сокращением штата. После увольнения ему не была произведена оплата сверхурочных часов за 2009 год в размере .... 12.01.2010 года в целях поиска работы он был зарегистрирован в ГУ «Центр занятости населения» г. Новокузнецка. До настоящего времени он не трудоустроен. По решению ... районного суда г. Новокузнецка от 11.02.2010 года с ответчика в его пользу были взысканы компенсационные выплаты, связанные с увольнением в связи с сокращением численности штата организации, а именно: выходное пособие в сумме ..., средний месячный заработок в сумме .... ГУ ЦЗН г. Новокузнецка было принято решение о сохранении ему среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в соответствии со ст.178 ТК РФ. До настоящего времени ему не выплачен средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения.

20.12.2010 года в порядке ст.100 ГПК РФ истец Марков Е.П. заявил ходатайство, просит взыскать с ответчика понесенные им судебные расходы (расходы на представителя в кассационном суде, в суде первой инстанции, составление кассационной и надзорной жалоб) в сумме ... (л.д.77).

В судебное заседание истец Марков Е.П. на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что при увольнении ему не выплатили задолженность по заработной плате, только после его обращения в суд 09.04.2010 года эта задолженность была погашена в феврале 2010 года. Справку о среднемесячной заработной плате для постановки на учет в ЦЗН г. Новокузнецка он получил 29.12.2009 года, обратился в центр занятости 12.01.2010 года. Он написал заявление-анкету, указал, что ищет работу водителя, ему не была предоставлена работа, т.к. не было вакансий, он подписывал об этом выписку. 29.03.2010 года получил справку от центра занятости о том, что он своевременно встал на учет в ЦЗН г. Новокузнецка, не был трудоустроен в течение 2 месяцев. Эту справку он предоставил бухгалтерии предприятия ответчика, но они отказались ее принять, поэтому она находится у него на руках, копию этой справки он предоставил в суд при подаче искового заявления.

Представитель истца - Е.В. действующий по доверенности от дата сроком на 3 года (л.д.81), в судебном заседании на иске настаивал, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ГУ «24 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной) Б., действующая на основании доверенности от дата по до дата (л.д.91), в судебном заседании исковые требования истца не признала, суду пояснила, что справка органа службы занятости г. Новокузнецка о сохранении за истцом среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения выдана необоснованно и не соответствует закону. В справке, выданной Центром занятости населения г.Новокузнецка на оплату третьего месяца отсутствуют указания на исключительные обстоятельства, предусмотренные ч.2 ст.178 ТК РФ, а также в тексте справки ГУ ЦЗН содержится указание на наличие решения ГУ ЦЗН, при этом отсутствует номер и дата принятия решения ГУ ЦЗН. Данная справка не могла быть выдана Центром занятости населения без решения.

Представитель третьего лица - ГУ Центр занятости населения г. Новокузнецка, К., действующая на основании доверенности от дата б/н сроком до дата (л.д.104), поддержала заявленные требования истцов в полном объеме, пояснила, что органы службы занятости не трудоустраивают граждан, а являются структурой, которая выступает посредником между работодателем и обратившимся гражданином. Согласно п.3Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513) ГУ ЦЗН предоставляет государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы и предоставления информации о положении на рынке труда. Согласно разъяснениям Минздравсоцразвития от 09.11.2009№23-5/10610 своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости в целях поиска подходящей работы и отсутствие факта трудоустройства в течение трехмесячного срока со дня увольнения, является основанием для вынесения решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка в течении третьего месяца. Решение имеет произвольную письменную форму и подтверждает факт обращения гражданина в ГУ ЦЗН и отсутствие трудоустройства. При отсутствии у органа занятости возможности предложить уволенному работнику (в т.ч. получающему пенсию) подходящую работу ему выдается справка,на основании которой за ним сохраняется средний заработок за третий месяц после увольнения. В законодательстве не установлено, в какой форме ЦЗН должен выдавать решение. В справках ЦЗН г. Новокузнецка указано, что они выданы на основании решения данного органа Справка выдается на основании устного решения специалиста ГУ ЦЗН г. Новокузнецка, имеет унифицированную форму. Марков встал на учет в Центр занятости населения г.Новокузнецка 12.01.2010 года, на этот период подходящих вакансий не было, у него был статус ищущего работу, т.к. он является пенсионером. Через 3 месяца со дня увольнения 29.12.2010 года истцу была выдана справка для выплаты среднего заработка на 3 месяц трудоустройства. Исключительные обстоятельства - уволен по сокращению численности штата, обратился в их учреждение в двух недельный срок. Специалист ошибочно ответил на запрос суда, машинально указав дату обращения Маркова в ГУ ЦЗН г. Новокузнецка в дате выдачи справки 12.01.2010 года, так как такая справка может быть выдана только по истечении 3 месяцев со дня увольнения. Данные справки не фиксируется в базе данных ГУ ЦЗН г.Новокузнецка, не являются бланками строгой отчетности, т.к. это право специалиста принимать устное решение.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 77 п.4 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются: расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Согласно ст. 81.п.1 п.п.2 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Согласно ст.178.п.1, п.2 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Судом установлено, что истец на предприятии ответчика осуществлял трудовую деятельность с 12.12.2008 года по 29.12.2009 год в должности водителя автомобиля (пожарного), уволен по сокращению штата работников, по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, что отражено в трудовой книжке истица, а также в выписке из приказа (распоряжении) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) от 29.12.2009 года № (л.д.5,107).

Согласно выписки из приказа № от 29.12.2009 года о прекращении трудового договора с работниками МЧС России 24-й отряд ГПС Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области, истец был уволен из структурного подразделения ПЧ-12 с 29.12.2009 года в связи с сокращением штатов работников п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, приказ от 23.10.2009 года №, с последующей выплатой: выходного пособия в размере среднего месячного заработка, компенсацию за неиспользованный отпуск за период с 12.12.2009 года по 29.12.2009 год за 1,57 календарных дня. (л.д.5).

Согласно справке, выданной главным бухгалтером и подписанной начальником ОГПС-24 от 01.04.2010 года №: Маркову Е.П. с 29.12.2009 года по 31.03.2010 год не производились выплаты - оплата сверхурочных часов ... рублей, среднемесячный заработок на период трудоустройства за март 2010 года - ... рублей (л.д.4).

При увольнении истцу ответчиком была выдана справка от 29.12.2009 года о среднем заработке (доходе, денежном довольстве) для определения размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовке, переподготовке и повышение квалификации по направлению службы занятости, в которой указано основание: сокращение штатов сотрудников, среднемесячный заработок составил ... рублей. (л.д.16).

Судом установлено, что истец в течение двух недель со дня увольнения встал на учет в ГУ Центром занятости населения г. Новокузнецка - 12.01.2010 года, с целью трудоустройства и поиска подходящей работы, о чем свидетельствуют заполненные им следующие документы: заявление-анкета о предоставлении гражданину государственной услуги в содействии поиска подходящей работы от 12.01.2010 года (л.д.15), карточка персонального учета № заполненная на истца. ГУ ЦЗН в течение 10 дней со дня личного заявления истца предложило ему сведения об отсутствиях в банке вакансий вариантов подходящей работы, что указано в подтверждении к выписке из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий) содержащую сведения о 0 вариантах подходящей работы, данное подтверждение подписано лично истцом. Также был составлен план поиска работы (л.д.15-19).

29.03.2010 года заместителем директора ГУ Центром занятости населения г. Новокузнецка С. истцу, уволенному 29.12.2009 года из ОГПС-24 МЧС России по Кемеровской области по п.2 ст.81 ТК РФ (сокращение численности штата), была выдана справка, согласно которой, истец зарегистрирован в ГУ ЦЗН г. Новокузнецка в целях поиска подходящей работы 12.01.2010 года, не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения по его профессии, специальности, квалификации в данной местности, кроме того, в справке указано, что она была выдана на основании решения ГУ ЦЗН г. Новокузнецка о сохранении за истцом среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в соответствии со ст.178 ТКРФ. Выплата сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы в установленные на данном предприятии (учреждении, организации) дни выдачи заработной платы, по предъявлении настоящей справки, паспорта и трудовой книжки. (л.д.3).

Суд не принимает во внимание справку ГУ ЦЗН г. Новокузнецка от 12.01.2010 года о сохранении за истцом среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в соответствии со ст.178 ТКРФ, так как согласно пояснениям представителя ГУ ЦЗН г.Новокузнецка справка, направленная в адрес суда, датирована 12.01.2010 года ошибочно исполнителем запроса, так как истец встал на учет в Центр занятости населения г.Новокузнецка 12.01.2010 года, такая справка может быть выдана только по истечении 3 месяцев со дня увольнения.

Совокупность исследованных выше письменных доказательств, свидетельствуют о том, что истец, уволенный из организации ответчика в связи с сокращением штата работников, в установленный срок в течение двух недель обратился в Центр занятости населения г.Новокузнецка, но не был трудоустроен в связи с отсутствием вакансий. При таких обстоятельствах решение ГУ ЦЗН г. Новокузнецка о сохранении за истцом среднемесячной заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону.

В соответствии с п. 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

Системный анализ ст.56 и ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет суду сделать вывод, что работником, как стороной трудового договора может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора отечественное трудовое законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных Трудовым Кодексом гарантий и компенсаций в соответствии со ст. 178 ТК РФ).

Трудовым кодексом Российской Федерации не предусматривается особых норм в отношении работников - пенсионеров, а также не предусмотрены какие либо ограничения в распространении гарантий, при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, предусмотренных ч.2 ст.178 ТК РФ на работников - пенсионеров, поскольку работающие пенсионеры имеют такие же права, что и другие работники, после увольнения они трудоспособны и могут в дальнейшем трудоустроиться, как с помощью службы занятости, так и самостоятельно.

В соответствии с разъяснением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.11.2009 года №23-5/10610 в ответ на обращение Департамента труда и занятости населения Кемеровской области от 02.10.2009 года №07-04/4477: государственные гарантии работнику, уволенному из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, предусмотрены ст.178 ТК РФ. Ч. 2 ст.178 ТК РФ предусмотрено сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен, при этом ч.1 ст.178 ТК РФ является общей нормой определяющей двухмесячный срок для сохранения среднего месячного заработка уволенному работнику, а ч.2 ст.178 ТК РФ является исключением из общего правила, то есть специальной нормой, когда при наличии указанных условий среднемесячный заработок сохранятся на более длительный период - три месяца. Таким образом, основанием для вынесения решения органа службы занятости, предусмотренные ч.2 ст.178 ТК РФ, является своевременное (не позднее двух недельного срока со дня увольнения), обращение уволенного работника, в том числе пенсионера в орган службы занятости в целях поиска подходящей работы и отсутствия факта трудоустройства в течение трехмесячного со дня увольнения. Поэтому орган службы занятости по истечению трехмесячного срока со дня увольнения высвобожденного гражданина выдает ему решение в произвольной письменной форме, подтверждающее обращение гражданина (гражданина, признанного в установленном порядке безработным, или гражданина, ищущего работу, в том числе пенсионеры) в двухнедельный срок со дня увольнения в органы службы занятости в целях поиска работы и то, что он не трудоустроен в органы службы занятости в целях поиска работы и то, что он не трудоустроен в течение третьего месяца со дня увольнения. Указанный документ не устанавливает права и обязанности работодателя и его бывшего работника. Документ выдаваемый, органом службы занятости, должен лишь подтвердить обстоятельства при наличии которого могут быть реализованы указанные права и обязанности, кроме того, трудовой кодекс не содержит ограничений в части выдачи указанного документа только гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Суд считает, что решение органа службы занятости о сохранении за работником - пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в виде справки ГУ ЦЗН г.Новокузнецка обоснованно, соответствует закону и является основанием для выплаты среднемесячного заработка на период трудоустройства за третий месяц.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя разумных пределах.

Истец представил суду договор № от дата об оказании представительских услуг, согласно которому, Марков Е.П. поручил ИП обязанность по представлению, защите прав и интересов в суде уголовного и гражданского судопроизводства по поводу возмещения материального и морального ущерба, причиненного Маркову Е.П., стоимость услуг составляет ... рублей, в связи с чем - 15.06.2010 года на Е.В. была оформлена нотариально доверенность.(л.д.79,81) Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру № Марков Е.П. оплатил ... рублей ИП ...за представительство в суде (л.д.78).

Учитывая объем работы представителя истца Маркова Е.П. - Е.В.по настоящему гражданскому делу, который составил кассационною жалобу (л.д.31-33), принимал участие при рассмотрении дела Судебной коллегией по гражданским делам Кемеровского областного суда 16.06.2010 года (л.д.52), составил надзорную жалобу (л.д.60-61), принимал участие в судебных разбирательствах 21.12.2010 года (л.д.82), 29.12.2010 года (л.д.86), 12.01.2011 года (л.д.94-95), 21.01.2011 года, суд считает возможным взыскать с ответчика судебные расходы на представителя в разумных пределах в пользу истца в сумме ... рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ч.1 п.1 ст.336.36 НК РФ, ст.61.1. ч.2 абз.7 БК РФ с ответчика ГУ «24 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной)» должна быть взыскана государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подачи искового заявления в суд, в пользу государства в доход местного бюджета, пропорционально удовлетворенной части исковых требований: ... рубля.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ГУ «24 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной)» в пользу Маркова Е.П. средний месячный заработок за третий месяц на период трудоустройства - март 2010 года, в связи с сокращением штата в сумме ..., расходы на представителя в сумме ... рублей.

Взыскать с ... «24 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной)» в пользу государства в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме ... рубля.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Решение изготовлено 26.01.2011 года.

Судья (подпись) Е.Е. Лысенко

Верно. Судья Е.Е. Лысенко