Решение от 12.01.2011г. по иску прокурора Заводского района г. Новокузнецка в интересах Демских к Администрации Заводского района г. Новокузнецка



Дело № 2-145/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи - Горковенко С.А.,

при секретаре - Кадышевой И.Б.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Новокузнецке 12.01.2011 года гражданское дело по иску прокурора Заводского района города Новокузнецка в интересах Демских Галины Александровны к Администрации Заводского района города Новокузнецка о признании незаконным приказа Администрации Заводского района г. Новокузнецка в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях совместно с женой, понуждении к восстановлению на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с установлением очереди на момент принятия решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Заводского района города Новокузнецка Кемеровской области обратился в суд с иском к Администрации Заводского района города Новокузнецка, в котором просит признать незаконным приказ Администрации Заводского района города Новокузнецка от ... ... «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях Демских Виктора Ивановича совместно с женой Демских Галиной Александровной;

обязать Администрацию Заводского района города Новокузнецка восстановить Демских Галину Александровну на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с установлением очереди на момент принятия решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Свои требования мотивировала тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации района жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны. 15.02.2010 года проверкой установлено следующее.

03.08.2005 года администрацией района издан приказ ... «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее - приказ), в соответствии с которым ряд граждан был снят с учета в администрации района в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положения данного приказа в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях Демских В.И. совместно с женой - Демских Г.А. противоречат требованиям федерального законодательству по следующим основаниям.

Демских Виктор Иванович состоял в администрации района на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях как участник ВОВ, совместно с женой - Демских Галиной Александровной (заявление о постановке на учет от ...).

В последующем, по отдельному заявлению указанных граждан, на основании договора безвозмездного пользования, между ними и ГУ «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство» им было предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной собственности ... в доме по адресу ....

В последующем, по отдельному заявлению указанных граждан на основании договора безвозмездного пользования, между ними и ГУ «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство» им было предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной собственности Кемеровской области в доме по адресу: ...

В соответствии с приказом Коллегии Администрации Кемеровской области от ... ...-р данный дом находится в реестре государственной собственности Кемеровской области в составе специализированного жилищного фонда Кемеровской области, имеет статус областного дома для ветеранов.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 1 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 73-03 «Об областных домах для ветеранов» под областными домами для ветеранов для целей данного Закона понимаются специализированные дома, расположенные на территории Кемеровской области, для проживания отдельных категорий граждан, предусмотренных ст. 2 данного Закона и нуждающихся в специальной социальной защите. Областные дома для ветеранов находятся в государственной собственности Кемеровской области и входят в состав специализированного жилищного фонда Кемеровской области. Жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются по договору безвозмездного пользования, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем.

В связи с указанными нормами данные жилые помещения являются жилым помещениям специализированного жилищного фонда, а именно"" жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан, предусмотренными п.п. 7, п. 1, ст. 92 ЖК РФ.

Таким образом, предоставление жилых помещений в данном доме является предоставлением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в порядке ст. 109 ЖК РФ в соответствии с которой предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным данным разделом.

В соответствии с п. 1 ст. 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

Однако, в связи с заключением данного договора администрацией района был издан рассматриваемый приказ, которым указанные граждане были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации района.

Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Также, в соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

В соответствии с п. 1 ст. 56 граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Таким образом, предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования не является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В связи с вышеизложенным указанные положения рассматриваемого приказа администрации района противоречат ст. 55, п. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. 2 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», а также нарушает права указанных граждан, предусмотренные п. 4 ст. 15 от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений.

В настоящий момент Демских В.И. умер, указанный договор безвозмездного пользования заключен с Демских Галиной Александровной.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В судебном заседании помощник прокурора Быленок Т.В. настаивала на заявленных требованиях, поддержала все обстоятельства изложенные в исковом заявлении.

Демских Г.А. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель Демских Г.А. - ...6, действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании поддержала заявленные требования прокурора.

Представитель ответчика - Администрации Заводского района города Новокузнецка Ладан И.В., действующая на основании доверенности №1 от 11.01.2011 года, исковые требования не признала.

Представитель третьего лица - Администрации города Новокузнецка, привлеченной к участию в деле определением суда от 13.05.2010 года (л.д.29-30) в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты Кемеровской области в суд не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просит дело рассмотреть в отсутствии своего представителя. Представил письменное возражение, в котором просит отказать в заявленных требованиях, департамент возражает по существу заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Орган местного самоуправления, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Кемеровской области от 10.06.2005 № 68-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон) в соответствии с п. 7 ст. 13 и ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ установлен порядок ведения органами местного самоуправления в Кемеровской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ст. 2 данного Закона принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятиис учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Согласно Положению о департаменте, утвержденному постановлением Коллегии
Администрации Кемеровской области от 15.05.2009 № 210 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты населения Кемеровской области» департамент является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенциии возглавляет государственную систему социальных служб Кемеровской области, координирует деятельность органов социальной защиты населения муниципальных образований Кемеровской области, обеспечивает в пределах своей компетенции проведение единой государственной социальной политики и осуществляет управление в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принятие решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, находится вне компетенции департамента.

Представитель третьего лица - Комитет социальной защиты Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Государственное учреждение «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство» в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье, прежде всего, социально незащищенных.

В соответствии с ч.1 ст. 1 ГК РФ Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Закрепляя право каждого на жилище, и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению.

В соответствии со ст. 6 ч 2 Закона РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3- 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ сохранение права гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях до получения им жилого помещения по договору социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия его с учета.

В соответствии со ст. 56 ч 1 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, их выезда на место жительство в другое муниципальное образование, получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка под строительство жилого дома, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса принятии на учет.

В соответствии со ст. 52 ч 3 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семьи погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положением ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 23.2. указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем инвалидов и участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ.

В соответствии с п. 2 ст. 21 независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившему (вступившему) в повторный брак.

Судом установлено, что ... Демских В.И. обратился в Администрацию Заводского района города Новокузнецка с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади (л.д.49). В заявлении указывает, что его семья состоит из двух человек.

Приказом Администрации города Новокузнецка от ... ... Демских В.И. поставлен на учет, установлена очередь, как ветерана ВОВ за ... (л.д.50).

Согласно Распоряжению коллегии Администрации Кемеровской области ...-р от ... жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: улица ... в городе Новокузнецк включен в реестр государственной собственности Кемеровской области в составе специализированного жилищного фонда Кемеровской области (л.д. 8).

Согласно заявлению от ... Демских В.И. и его жене Демских Г.А. предоставлено жило помещение в Областном доме ветеранов по адресу: город Новокузнецк улица ... (л.д.18).

... Демских Виктор Иванович, ... года рождения - умер, что подтверждается записью акта о смерти ... от ... (л.д.41).

Согласно договору ... безвозмездного пользования жилым помещением в областном доме для ветеранов от ... Демских Г.А. предоставлено в пользование жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, жилой площадью 28,4 кв.м. по адресу: ... для проживания в нем (л.д.21-23).

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ... жилой дом по ... (далее областной дом ВОВ) находится в собственности субъекта РФ - Кемеровской области (л.д.6).

Согласно п. 1.1 данного договора предусмотрено, что Балансодержатель передает Пользователю и члену его семьи в безвозмездное пользование жилое помещение.

Согласно п. 3.3 Балансодержатель вправе запретить вселение в занимаемое Пользователем жилое помещение граждан в случае, если такие граждане не указаны в настоящем договоре, оно не подлежит приватизации, передаче в поднаем, обмену.

Согласно приказу Администрации Заводского района города Новокузнецка ... от ... снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях граждан Демских Виктор Иванович - из льготной очереди, участника ВОВ, получил 2-х комнатную квартиру, жилой площадью 28,4 кв.м., по адресу: ... (л.д.12-13).

В связи с тем, что правоотношения по снятию истца с учета возникли в августе 2005 года, то есть в период действия ЖК РФ, то и руководствоваться при разрешении заявленного иска следует нормами ЖК РФ.

Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, является исчерпывающим и такого основания, как предоставление гражданину в безвозмездное пользование жилого помещения, не содержит.

Исходя из приведенных норм закона «О Ветеранах» следует, что право на льготное получение жилья на момент постановки на учет у Демских Г.А. имелось, как у члена семьи участника ВОВ - Демских В.И. После смерти супруга, участника ВОВ, она имеет право на льготное получение жилья как член семьи умершего участника ВОВ.

После смерти мужа, Демских Г.А. не утрачены основания для нахождения в очереди для льготного получения жилья в связи с тем, что ее муж был поставлен на учет, указав ее как члена семьи.

Демских В.И. оспариваемым приказом снят с учета в Администрации Заводского района города Новокузнецка незаконно, так как ему было предоставлено жилое помещение, находящееся в специализированном жилищном фонде, по договору безвозмездного пользования, а не по договору социального найма, как предусмотрено нормами ст.ст. 55,56 ЖК РФ.

Нормами ЖК РФ предусмотрено предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений по договору социального найма (глава 7 ЖК РФ), а не по иным основаниям.

Доказательств иного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ участниками процесса суду не представлено.

Поскольку Демских В.И. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с положениями ЖК РФ не представлено, он не подлежал снятию с учета нуждающегося в жилом помещении граждан.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых освобожден истец, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 НК РФ с ответчика Администрации Заводского района города Новокузнецка на основании ст.333.19 НК РФ в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным приказ Администрации Заводского района г. Новокузнецка от ... ... «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Демских Виктора Ивановича, ... года рождения, совместно с женой - Демских Галиной Александровной, ... года рождения.

Обязать Администрацию Заводского района г. Новокузнецка восстановить Демских Галину Александровну, ... года рождения, на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях с установлением очереди на момент принятия решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Взыскать с Администрацию Заводского района г. Новокузнецка в местный бюджет государственную пошлину за подачу иска в суд в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 18.01.2011 года.

Судья С.А. Горковенко