Решение от 16.11.2010 г. по иску Нижельского к ООО `Управляющая жилищная компания`



Дело № 2-1793/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заводской районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Бердюгиной О.В.

при секретаре Ивановой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 16.11.2010 года дело по искуНижельского к ООО «Управляющая жилищная компания» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л:

истец Нижельский обратился в суд с иском к ООО «УЖК» о защите прав потребителей, которым просит:

- обязать ООО «УЖК» составить смету на работы по замене системы канализации в его квартире по адресу: ...73 и предоставить ему;

- обязать ООО «УЖК» предоставить ему смету затрат на санитарное содержание мест общего пользования за период с ... по ... по дому ... по ...;

- взыскать с ООО «УЖК» в его пользу убытки понесенные им за ксерокопирование документов в размере 36 рублей;

- взыскать с ООО «УЖК» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей;

- наложить на ООО «УЖК» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения его требований штраф в размере 50% от суммы присужденной судом в его пользу.

Свои требования мотивирует тем, что он является собственником жилого помещения по адресу: ...73, т.е. потребителем жилищно-коммунальных услуг, которые оказывает ответчик. Имея статус потребителя, он имеет право на информацию, поэтому обратился в ООО «УЖК» с заявлениями от ... об обследовании системы канализации, составлении актов на ее замену и сметы, а также с заявлением от ... о предоставлении информации, в том числе по требованиям искового характера и по заявлению от ... о предоставлении информации. Ответчиком все его заявленные требования проигнорированы.

Кроме того, в связи с нарушением его прав, как потребителя, ответчиком ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях и переживаниях, обиды, возмущения, чувства беспомощности и безысходности, ущемления его самолюбия и достоинства, причинения личных неудобств.

Свои требования мотивируетЗаконом РФ «О защите прав потребителей», а также Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ... ... «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», согласно которому:

П. 2.1.5. Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:

а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;

б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;

П. 2.2.2. Состав работ и сроки их выполнения отражаются в плане-графике, который составляется на неделю, месяц и год.

П. 5.8.3. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:

а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - ООО «УЖК» Ш действующая на основании доверенности от ... (л.д.10), требования не признала по основаниям, изложенным, в том числе, в письменном отзыве (л.д.31-33), а именно:

- система канализации, в том числе, находящаяся в квартирах собственников и нанимателей жилых помещений, относится к общему имуществу многоквартирного дома, решение о замене которой находится в компетенции общего собрания собственников помещений, принимаемого в установленном законом порядке;

инициатором проведения подобного собрания управляющая компания не имеет права быть;

при отсутствии данного решения работы по замене канализации не могут быть включены в план работы управляющей компании, соответственно, не смета на выполнение этих работ не может быть составлена, т.к. в соответствии с правилами и нормами производства ремонтных работ и их финансового обеспечения сначала определяется объемы и виды работ в плане, а затем на утвержденные планы работ составляется смета их стоимости;

- Нижельский в августе 2010 г. обратился с письменным заявлением в ООО «УЖК» о предоставления истцу сметы затрат на санитарное содержание мест общего пользования за 2010 г., на которое ему да ответ о том, что он может ознакомиться со сметой затрат на содержание мест общего пользования за 2010 г. не ранее первого квартала 2011 года, который направлен ему заказным письмом (л.д.25-26), т.е. истец с данным требованием за 2010г. обратился преждевременно;

с заявлением о предоставлении ему сметы затрат на санитарное содержание мест общего пользования за 2008 и 2009 г.г. Нижельский в управляющую компанию не обращался, представленные им как к исковому заявлению копии заявлений от ... и от 12.08. 2010г. факт его обращения по данному поводу не подтверждают; не свидетельствует об этом и его заявление от ..., представленное в судебное заседание, т.е. в данном случае истцом не соблюден досудебный порядок, следовательно, право на принуждение ответчика к данному действию в судебном порядке отсутствуют;

- в представленной истцом копии чека не расписано за ксерокопию каких документов либо заявлений выписана данная копия чека, Нижельский мог ксерокопировать и другие документы в личных целях, поэтому считает, что истец не представил достаточных доказательств для возмещения ему этого ущерба;

- истец не доказал какими действиями со стороны ООО «УЖК» ему был причинен моральный вред, поэтому доводы о причинении ему морального вреда считает необоснованными;

- поскольку ответчик не согласен с заявленными требованиями истца, следовательно, требование о наложении штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя считает необоснованным.

На основании изложенного просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований к ООО «УЖК» о защите прав потребителей в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от ... ... отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникнуть из договоров найма жилого помещения в части выполнения работ, услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, по предоставлению нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг на технического обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан.

Так, закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг... получение информации о работах, услугах и об их исполнителях...; потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий работы и услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору».

В соответствии со ст. 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им работах...

В соответствии со ст. 10 Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора...и

Информация о работах, услугах в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах работ, услуг, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг.). Информацию об обязательном подтверждении соответствия работ, услуг. ...информацию о правилах выполнения работ, оказания услуг... Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к работам, услугам... иным способом, принятым для отдельных видов работ, услуг.

Однако, при разрешении настоящего иска суд считает необходимо руководствоваться и иными специальными нормами права, регулирующие отношения потребителей и соответствующими организациями по оказанию жилищно-коммунальных услуг, к числу которых следует отнести нормы Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от ... ... «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», Постановление Госстроя РФ от ... ... «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а также Правила предоставления гражданам коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от ... ...

Статья 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ ... ... дает понятие исполнителя услуг, потребителя и ст.ст. 49, 51 данных правил предусматривает аналогичные обязанности исполнителя услуг и права потребителя, что и в Законе « О защите прав потребителей», в соответствии с которыми управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, управляющая многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; нести иные обязанности и осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.

Потребитель вправе получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг; получать от исполнителя акт о не предоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты; осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором (Правила Предоставления коммунальных услуг гражданам от ... ...).

Разрешая требования истца в части составления и предоставления ему сметы на замены системы канализации в его квартире, судом установлено, что в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от ... ... «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»система канализации относится к общему имуществу собственников жилых помещений.

Замена системы канализации относится к текущему ремонту многоквартирных зданий.

Решение о замене системы канализации принимается на общем собрании собственников помещений.

Так, в соответствии со ст.44 п.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится принятие решения о ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказывания и выполнения, а также размер их финансирования.

При этом, инициатором проведения такого собрания могут являться только собственники, но никак ни управляющая компания.

Решение должно быть принято квалифицированным большинством голосов и оформлено протоколом проведенного общего собрания.

В соответствии с общепринятым порядком организации и финансирования производства сметы на ремонтные или любые другие работы составляются после включения данных видов работ в план деятельности организации на основании заключенных договоров или, как в данному случае, на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Данные правила существуют в силу того, что составление смет- это трудоемкое и затратное действие, требующее оплаты труда сметчика, которые, в свою очередь, включаются в стоимость выполненных работ. А когда этих работ ни в плане, ни по договору нет, то нет необходимости нести затраты на составление сметы.

Судом достоверно установлено, что общее собрание собственников многоквартирного ... по данному вопросу не проводилось, т.к. истец не представил суду доказательств проведения общего собрания по данному вопросу. Следовательно, работы по замене системы канализации в квартире истца не включены в план работы ответчика. Если такие работы не включены в план работы, то у ответчика отсутствуют основания составлять смету на данный вид ремонта и предоставлять его истцу.

А у суда, соответственно, отсутствуют основания обязывать ответчика совершить данные действия, т.к. данные требования истца основаны на желании узнать стоимость замены стояка канализации в его квартире ответчиком и аналогичная стоимость работ в иных организациях для выбора более приемлемого для него, что не соответствует вышеприведенным нормам права.

Кроме того, названные истцом Правила и норм технической эксплуатации жилищного фонда не содержат обязания исполнителя на составления смет ремонтных работ, в них также указана на то, что исполнитель первично определяет объемы и характер работ, а сметы и финансирование - это уже производственно-хозяйственная деятельность.

На основании изложенного заявленные требования истца в данной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Исковые требования истца об обязании ответчика предоставить ему смету затрат на санитарное содержание мест общего пользования за период с ... по ... по дому ... по ... удовлетворению не подлежат по основаниям:

- с письменным заявлением о предоставлении сметы затрат на санитарное содержание за период 2008-2009 гг. он в ООО «УЖК» не обращался, поэтому у истца отсутствует право требования в судебном порядке обязать ответчика выполнить данное требование, т.к. Законом «О защите прав потребителя» предусмотрен досудебный порядок разрешения спора, а истцом данный порядок не соблюден.

Представленные в обоснования заявленных требований заявления истца от ... (л.д.6), от ... (л.д. 7), от ... (л.д. 28) не содержат наименования требования аналогично исковому, а именно: в части предоставления сметы расходов на санитарное содержание мест общего пользования ... за период 2008г. -2009г.г., т.к. в заявлении от ..., на которое стал ссылаться истец в ходе судебного разбирательства указано, что он просит предоставить ему «смету расходов с ... по ... по нашему дому с постатейной расшифровкой расходов: сколько средств получено и куда они ушли ( налоги, зарплата, ТБ, рентабельность)».оде судебного разбирательства указаноасти предоставления сметы расходов на санитарное содержание мест общего пользования дома

По поводу предоставления истцу сметы затрат на санитарное содержание мест общего пользования за 2010 г. судом установлено, что истец обратился с письменным заявлением в ООО «УЖК» о предоставлении ему информации в августе 2010 г. (л.д. 7). На данное заявление ответчиком истцу дан письменный исчерпывающий ответ (л.д.25-26), в котором указано на то, что в соответствии с п.11 ст.162 ЖК РФ можно ознакомиться со сметой затрат на содержание мест общего пользования за 2010 г. не ранее первого квартала 2011 г.

Таким образом, данное обращение истца как к ответчику, так и в суд с настоящим требованием является преждевременным. А ответ ответчика не противоречит указанной им норме права.

Исковые требования истца о:

- взыскании с ООО «УЖК» в его пользу убытки понесенные им за ксерокопирование документов в размере 36 рублей;

- взыскании с ООО «УЖК» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей;

- наложении на ООО «УЖК» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворении его требований штраф в размере 50% от суммы присужденной судом в его пользу,

удовлетворению не подлежат, т.к. являются вторичными от требований в части предоставления смет в порядке информации и подлежат применению только при наличии виновных действий исполнителя в части указанных действий по непредставлению смет, которые не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

Иных доказательств суду не представлено и обратного судом не установлено. Поэтому, на основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Нижельскому в удовлетворении исковых требований к ООО «Управляющая жилищная компания» о защите прав потребителей в части обязания ООО «Управляющая жилищная компания»:

- составить и представить истцу смету на работы по замене системы канализации в квартире истца по адресу ... в ...,

- предоставить истцу смету затрат на санитарное содержание мест общего пользования за период с ... по ... по дому ... по ... в ...,

- взыскании с ООО « ЖКУ»в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей,

- взыскании с ООО «ЖКУ» в пользу истца убытков в размере 36 рублей, - наложении штрафа на ООО «Управляющая жилищная компания»

о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней.

Судья О.В. Бердюгина

Изготовлено ...

Судья О.В. Бердюгина