Решение от 15.04.2011 г. по иску Комитета социальной защиты Администрации г.Новокузнецка к Крачковской Л.А.



Дело № 2-587/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 15 апреля 2011 года

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Ермоленко О.А.,

при секретаре Барминой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке гражданское дело по иску Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка к Крачковской Л.А. о взыскании незаконно полученных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка Мосиец И.Ю. просит взыскать с Крачковской Л.А. незаконно полученные денежные средства в размере 54 581 рубль 73 копейки.

Свои требования мотивирует тем, что Крачковская Л.А. состоит на учете в УСЗН Заводского района г. Новокузнецка как неполная многодетная семья. Крачковская Л.А., как многодетная мать, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, являлась получателем мер социальной поддержки, ежемесячного пособия как одинокая мать, ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка, как одинокий родитель, претендующий на прием ребенка в государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Выплаты производились на лицевой счет получателя. 21.02.2011 года в УСЗН Заводского района г. Новокузнецка поступили приказы Управления опеки и попечительства Администрации г. Новокузнецка, согласно которым с 15.09.2010 года несовершеннолетние дети Крачковской Л.А. - Крачковская С.И., ... года рождения, Крачковский З.И., ... года рождения, Крачковская К.И., ... года рождения, устроены в учреждение для детей - сирот на полное государственное обеспечение. О данном факте Крачковская Л.А. в УСЗН Заводского района г. Новокузнецка не сообщила, продолжая получать: меры социальной поддержки, денежную выплату как одинокий родитель, претендующий на прием ребенка в государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение, ежемесячную денежную выплату в размере 1000 рублей, ежемесячное пособие, пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Таким образом, Крачковской Л.А. за период с 01.10.2010 года по 28.02.2011 года незаконно были получены денежные средства в размере 54 581 рубль 73 копейки, вследствие чего нанесен ущерб федеральному бюджету и бюджету Кемеровской области.

Ответчик Крачковская Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила, возражений по иску не представила.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 19. 05.1995г. №81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Статьей 3 указанного закона установлены следующие виды государственных пособий, гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 18 Федерального закона РФ от 19. 05.1995г. №81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.

Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.

В соответствии со ст. 2 Закона Кемеровской области от 18.11.2004 г. №75-03 «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленную в Кемеровской области величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, а на ребенка-инвалида до достижения им возраста восемнадцати лет независимо от размера среднедушевого дохода семьи.

Статьей 3 Закона Кемеровской области от 18.11.2004 г. №75-03 «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка» ежемесячное пособие на ребенка устанавливается: в размере 170 рублей (размер определен с учетом районного коэффициента) на ребенка в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленную в Кемеровской области величину прожиточного минимума в расчете на душу населения. Указанный размер ежемесячного пособия на ребенка повышается на сто процентов на детей одиноких матерей и детей из неполных семей, на пятьдесят процентов на детей, родитель (родители) которых уклоняется (уклоняются) от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Для целей настоящей статьи одинокой матерью признается мать, воспитывающая ребенка, не достигшего возраста восемнадцати лет, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также, если ребенок усыновлен (удочерен) женщиной, не состоящей в браке; неполной семьей признается семья, в которой ребенка воспитывает один из родителей, не состоящий в браке.

В соответствии со ст. 4 указанного закона назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка осуществляют уполномоченные органы социальной защиты населения по месту жительства на основании письменного обращения гражданина, имеющего право на получение указанного пособия.

Согласно п. 24 Постановления Администрации Кемеровской области от 23.12.2004 г. №270 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка» получатели пособия обязаны не позднее чем в месячный срок извещать органы социальной защиты населения, назначившие пособие, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель пособия обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать 3 месяцев.

Законом Кемеровской области от 10.12.2007 г. №162 «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет» в целях социальной поддержки отдельных категорий граждан, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, устанавливается ежемесячная денежная выплата.

В соответствии со ст. 2 Закона Кемеровской области от 10.12.2007 г. №162 «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет», право на ежемесячную денежную выплату в размере 2000 рублей имеют одинокий родитель, одинокий усыновитель, одинокий приемный родитель, одинокий опекун, воспитывающие одного и более детей в возрасте от 1,5 до 7 лет и претендующие на прием ребенка (детей) в государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение, если ребенок (дети) не является (не являются) воспитанником (воспитанниками) другого из указанных учреждений. Ежемесячная денежная выплата предоставляется на каждого ребенка.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты устанавливается Коллегией Администрации Кемеровской области.

Согласно п. 4.4 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2007г. № 377 «Об утверждении Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет» денежная выплата прекращается в случае достижения ребенком возраста 7 лет, вступления гражданина в законный брак, наступления очередности и отказа гражданина от оформления ребенка в государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение, поступления ребенка в государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение или иное учреждение, изменения дохода семьи, влекущего утрату права на получение денежной выплаты.

Гражданин обязан сообщить в уполномоченный орган о наступлении обстоятельств, которые влекут за собой прекращение права на получение денежной выплаты, не позднее 10 дней после их наступления.

Денежная выплата прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли основания для прекращения ее выплаты путем вынесения уполномоченным органом решения о ее прекращении.

Сумма денежной выплаты, излишне выплаченная гражданину (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения, исчисление ее размера), взыскивается с получателя в судебном порядке.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и приемных.

Статьей 3 указанного закона установлены меры социальной поддержки многодетных семей: снижение на 30 процентов размеров оплаты коммунальных услуг в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающим в домах без центрального отопления; ежемесячная денежная компенсация на хлеб на каждого ребенка в возрасте до 18 лет; ежеквартальная денежная выплата: неполным многодетным семьям, имеющим трех детей, - 500 рублей, имеющим четырех детей, - 700 рублей, имеющим пять и более детей, - 1000 рублей; полным многодетным семьям, имеющим шесть и более детей, - 700 рублей; бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд для учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном (внутрирайонном) сообщении; первоочередной прием детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения; бесплатное питание один раз в день в период учебного процесса для учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений; один раз в месяц бесплатное посещение парков культуры и отдыха, государственных музеев, находящихся в ведении Кемеровской области, а также выставок, организуемых в них; первоочередное выделение земельных участков для ведения садоводства и огородничества; ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей. При наличии у многодетной семьи права на одинаковые меры социальной поддержки по различным основаниям такие меры социальной поддержки не суммируются.

Согласно постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.02.2006г. № 53 «О реализации Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 123-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области»» предоставление мер социальной поддержки прекращается в случаях: изменения получателем мер социальной поддержки места жительства; изменения состава семьи и (или) дохода семьи, влекущего утрату права на получение мер социальной поддержки; представления заявителем и членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления мер социальной поддержки.

Получатель мер социальной поддержки обязан сообщать в уполномоченный орган о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий предоставления мер социальной поддержки (изменение состава семьи и места жительства, увеличение среднедушевого дохода семьи до величины, превышающей величину прожиточного минимума, помещение ребенка (детей) на полное государственное обеспечение, лишение родительских прав и др.), не позднее 10 рабочих дней после наступления указанных событий и возвратить в уполномоченный орган справку о праве на меры социальной поддержки и (или) справку о праве учащегося государственного и муниципального общеобразовательного учреждения на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта общего пользования (за исключением такси), на автомобильном транспорте общего пользования пригородного (внутрирайонного) сообщения.

В случае выявления факта необоснованного получения мер социальной поддержки их предоставление прекращается.

Необоснованно полученные меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, возвращаются в денежном выражении их стоимости добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - в судебном порядке.

Судом установлено, что Крачковская Л.А. имеет троих несовершеннолетних детей: Крачковскую С.И., ... года рождения, Крачковского З.И., ... года рождения, Крачковскую К.И., ... года рождения, в отношении которых является одинокой матерью, и состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Заводского района г. Новокузнецка как неполная многодетная семья.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» как многодетная семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, Крачковская Л.А. являлась получателем мер социальной поддержки:

ежемесячной денежной выплаты предоставляемой многодетным семьям в размере 1000 рублей, с 01 февраля 2010г. по 28 февраля 2011г.;

ежемесячной компенсацией на хлеб на каждого ребенка с 01 марта 2010г. по 28 февраля 2011г. в размере 80 копеек в день на каждого ребенка;

компенсации за жилищно-коммунальные услуги с 01 июля 2010г. по 28 февраля 2011 г. в размере: с 01.10.2010 г. по 31.12.2010 г. - 107, 52 рублей ежемесячно, с 01.01.2011 г. по 28.02.2011 г. - 117, 51 рублей ежемесячно;

- ежеквартальной денежной выплаты неполным многодетным семьям, имеющим 3-х детей в размере 500 рублей ежеквартально с 01 марта 2010 г. по 28 февраля 2011г.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 18.11.2004 г. №75-03 «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка» с 01.03.2010 г. по 31.01.2011 г. ответчица являлась получателем ежемесячного пособия как одинокая мать на детей: с 01.03.2010 г. по 31.12.2010 г. в размере 1140 рублей на 3-х детей (380 рублей на каждого ребенка), с 01.01.2011 г. по 31.01.2011 г. в размере 1260 рублей на 3-х детей (420 рублей на каждого ребенка).

В соответствии с Законом Кемеровской области от 10.12.2008 г. №162 «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет», с 01.02.2010 г по 31.01.2011 г. ответчица являлась получателем ежемесячной денежной выплаты в размере 2000 рублей на каждого ребенка как одинокий родитель, претендующий на прием ребенка (детей) в государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение на детей: Крачковского З.И., ... г.р., Крачковскую С.И., ... г.р.

В соответствии с ФЗ РФ от 19. 05.1995г. №81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с 03.12.2009 г. по 28.02.2011 г. ответчица являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на ребенка Крачковскую Карину Исоевну, 19.11.2009 г.р.: с 03.12.2009 г. по 31.12.2009г. ответчица получала 4870,06 рублей ежемесячно, с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. - 5357, 07 рублей ежемесячно, с 01.01.2011 г. по 28.02.2011г. - 5705, 27 рублей ежемесячно.

Выплаты производились на лицевой счет Крачковской Л.А.

На основании приказа Управления опеки и попечительства Администрации г. Новокузнецка от 15.09.2010 года несовершеннолетние дети ответчицы Крачковской Л.А. устроены в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение, где и находятся в настоящее время. Решением Заводского районного суда г. Новокузнецка от 24.02.2011 года Крачковская Л.А. была ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетних детей Крачковской С.И., ... года рождения, Крачковского З.И., ... года рождения, Крачковской К.И., ... года рождения.

Однако в нарушение обязанностей, возложенных на получателя мер социальной поддержки, Крачковская Л.А. не известила Управление социальной защиты населения Заводского района г. Новокузнецка о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособий, продолжая получать: меры социальной поддержки, денежную выплату как одинокий родитель, претендующий на прием ребенка в государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение, ежемесячную денежную выплату в размере 1000 рублей, ежемесячное пособие, пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

Таким образом, Крачковской Л.А. незаконно были получены:

ежемесячная денежная выплата, предоставляемая многодетным семьям в размере 1000 рублей: за период с 01.10 2010г. по 28.02.2011г. в сумме 5000 рублей;

ежемесячная компенсация на хлеб за период с 01.10.2010 г. по 28.02.2011г. в сумме 362,40 рублей;

компенсация за жилищно-коммунальные услуги с 01.10.2010г. по 28.02.2011г. в сумме 557, 58 рублей;

ежеквартальная денежная выплата неполным многодетным семьям, имеющим 3-х детей в сумме 500 рублей за период с 01.10.2010 г. по 31.12.2010 г.;

ежемесячное пособие на 3-х детей как одинокая мать с 01.10.2010 г. по 31.01.2011 г. в сумме 4 680, 00 рублей,

ежемесячная денежная выплата в размере 2000 рублей с 01.10.2010 г. по 31.01.2011 г. в сумме 16 000 рублей;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет с 01.10.2010 г. по 31.01.2011 г. в сумме 27481, 75 рублей, всего 54 581 рубль 73 копейки.

Данная сумма незаконно полученных денежных средств ответчицей не оспорена, расчет, представленный истцом, судом проверен и является верным.

На день рассмотрения дела в суде ответчица возмещения незаконно полученных средств не производила.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела (л.д.7-46).

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования истца, и взыскать с ответчицы незаконно полученные денежные средства в размере 54 581 рубль 73 копейки.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчицы следует взыскать госпошлину в сумме 1837 рублей 45 копеек, так как Комитет социальной защиты наседания Заводского района г. Новокузнецка от уплаты госпошлины при подаче иска в суд освобожден и его требования полностью удовлетворены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с Крачковской Л.А., ... года рождения, уроженки ..., в пользу Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка незаконно полученные денежные средства в размере 54 581 (пятьдесят четыре тысячи пятьсот восемьдесят один) рубль 73 копейки.

Взыскать с Крачковской Л.А., ... года рождения, уроженки ..., госпошлину в доход местного бюджета в сумме 1837 (тысяча восемьсот тридцать семь) рублей 45 копеек.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 20.04.2011 года.

Судья /подпись/ О.А.Ермоленко

Верно. Судья О.А.Ермоленко