Решение от 15.03.2011 г. по иску Потишней к Администрации Заводского района г. Новокузнецка



Дело № 2-17/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 15 марта 2011 года

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе

судьи Замуленко И.В.

при секретаре Мавродовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потишней ...12 к Администрации Заводского района г. Новокузнецка, Администрации города Новокузнецка о предоставлении жилья,

Установил:

Истица Потишняя М.А. обратилась в суд с иском к Администрации Заводского района г. Новокузнецка, которым просит предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке. Свои требования мотивирует тем, что ... умер ее отец ...3 Решением Заводского районного суда г. Новокузнецка от ... ее мать ...4 лишена родительских прав в отношении нее. С апреля 2000 года она осталась без попечения родителей и была определена в детский ..., позже была переведена в .... Она зарегистрирована по адресу: ..., по этому адресу находился дом ее бабушки, где проживали ее родители. Этот дом ... сгорел в результате неосторожного обращения с огнем неустановленных лиц. Другого жилья она не имеет. В 2001 году администрация Новокузнецкого филиала ... обращалась к Администрации Заводского района г. Новокузнецка с ходатайством о постановке истицы на льготную очередь для получения жилья. В 2004 году закончилось пребывание истицы в Новокузнецком филиале Губернаторской женской гимназии, она поступила в ..., была на гособеспечении, проживала в общежитии колледжа. В 2005 году Администрация колледжа выяснила, что в 2001 году она не была поставлена на учет для получения жилья. После повторного обращения она была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий приказом Администрации Заводского района г. Новокузнецка от ... .... В феврале 2009 года администрация ... колледжа обращалась в Администрацию Заводского района г. Новокузнецка с вопросом о предоставлении ей жилья, на что был получен ответ о невозможности выделения ей жилья по окончании учебного заведения (в июне 2009 года) из-за отсутствия свободного жилья в районе. В июле 2009 года она лично обратилась в Администрацию Заводского района г. Новокузнецка с вопросом о предоставлении жилья, на что получила отказ, было указано, что ее очередь в общей очереди ..., в списке внеочередников - .... До настоящего времени жилье ей не предоставлено. Считает, что законодательством не установлено предоставление жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке какой-либо очереди, и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, тем самым Администрация Заводского района г. Новокузнецка нарушает ее право на внеочередное предоставление жилого помещения. ЧИТАЕТпредоствлено. Онвлено. Она льеуждена арендовать чужое жильеого района г. о невозможности выделенияодского района г. инисрации

Впоследствии аналогичные требования предъявила и к Администрации г. Новокузнецка.

Истица Потишняя М.А. в суд не явилась, о слушании дела извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, участвуя ... в подготовке дела к судебному заседанию, на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что при постановке на учет установлена ее очередь за ... в общем списке, за ... во внеочередном списке. В настоящее время очередь в общем списке за ..., во внеочередном за ..., в списках лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей за ....

Представитель истицы ...5, действующая по доверенности, исковые требования поддержала, суду пояснила, что Потишняя М.А. зарегистрирована по адресу: ..., дом сгорел в результате неосторожного обращения с огнем неустановленных лиц. Другого жилья она не имеет. Приказом ... от ... она была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно поданного заявления от ... во внеочередном порядке. До настоящего времени жилье не предоставлено. Администрация ... обращалась в Администрацию Заводского района г. Новокузнецка с ходатайством о постановке Потишней М.А. на льготную очередь для получения жилья. Администрация педагогического колледжа, где проходила обучение истица, выяснила, что она не была поставлена на учет для получения жилья. В 2004 году истица поступила в ... колледж, была на гособеспечении, проживала в общежитии колледжа. В настоящее время вынуждена арендовать жилье в .... Считает, что Потишняя М.А. имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления за счет Администрации г. Новокузнецка.

Представитель ответчика Администрации Заводского района г. Новокузнецка ...6, действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласна, суду пояснила, что приказом ... от ... Потишняя М.А. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В первую очередь жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам, проживающих в домах, признанных аварийными. В настоящее время жилые помещения почти не выделяются. Администрация Заводского района г. Новокузнецка осуществляет учет лиц, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика Администрации г. Новокузнецка ...7, действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласна, суду пояснила, что предоставление жилых помещений детям-сиротам возлагается на Администрацию г. Новокузнецка. Если Потишняя М.А. стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ей будет предоставлено жилое помещение. В настоящее время выделить жилое помещение администрация не может, так как денежные средства для предоставления жилого помещения не выделялись из областного бюджета. Потишняя М.А. стоит на учете в льготной очереди за .... Если ей будет предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке, то будут нарушены права других очередников. Администрацией г. Новокузнецка составляются списки, которые направляются в г. Кемерово, после чего поступают денежные средства, и Администрация г. Новокузнецка предоставляет жилые помещения.

Третье лицо - представитель Управления опеки и попечительства Администрации г. Новокузнецка в суд не явился, о слушании дела извещен.

Выслушав представителя истицы, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Судом установлено, что согласно свидетельства о смерти отец истицы ...3 умер ... (л.д. 43).

Как видно из представленной копии решения Заводского районного суда ... от ... мать истицы ...4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ...9 (л.д. 8), ...4 умерла ... (л.д. 42), ... умерла бабушка истицы ...8 (л.д. 41).

Приказом ... от ... несовершеннолетняя ...9 определена в детское воспитательное учреждение (л.д. 44).

Гарантийным письмом Отдела образования Заводского района г. Новокузнецка за ...9 закреплено жилье, расположенное по адресу: ... (л.д. 45).

Согласно справке Отряда государственной противопожарной службы ... от ... жилой дом по ... в ... ... сгорел в результате неосторожного обращения с огнем неустановленным лицом (л.д. 46).

... и ... администрация филиала ...» ... обратилась в Администрацию Заводского района г. Новокузнецка с ходатайством о постановке на учет воспитанницы гимназии ...9 в список внеочередного получения жилья по окончании учебного заведения (л.д. 72).

Согласно сообщения Администрации Заводского района г. Новокузнецка ... от ... ... колледжу, где проходила обучение истица, ...10 ...13 приказом ... от ... поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно поданного заявления от ... во внеочередном порядке. При постановке на учет очередь была установлена за ... с составом семьи 1 человек, в общем списке, за ... во внеочередном списке. В настоящее время очередь в общем списке за ..., во внеочередном за ..., в списках лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей за .... Выделить жилое помещение по окончании учебного заведения Потишней М.А. (в июне 2009 года) администрация не может из-за отсутствия свободного жилья в районе (л.д. 73).

Согласно сообщения Администрации Заводского района г. Новокузнецка ... от ... в феврале 2002 года в администрацию района от ... гимназии поступили документы на постановку Потишней М.А. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, в 2002 году истица на учет поставлена не была, поскольку порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий несовершеннолетних детей нормативными актами Закона Кемеровской области не был предусмотрен. Жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в детских учреждениях. На учет нуждающихся истица была поставлена по достижении совершеннолетия (с ...) согласно поданного личного заявления, предоставленных документов и ходатайства из ...». Очередь при постановке на учет была установлена за ... с составом семьи 1 человек в общей очереди, за ... в списках внеочередников. В настоящее время очередь в общей очереди за ..., в списках внеочередников за .... Улучшить жилищные условия в настоящее время не представляется возможным, перевести очередь с момента, когда произошел пожар или сгорел дом, то есть с ..., администрация района не может (л.д. 74).

В судебном заседании установлено, что истица не имеет собственного жилья, в настоящее время проживает в общежитии по адресу: ...

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по кемеровской области и ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» Филиал ... БТИ ... истец в числе собственников недвижимого имущества в г. Новокузнецке не значится (л.д. 64-66).

Согласно справки Администрации Заводского района г. Новокузнецка по состоянию на март 2011 года номер очереди истицы в общей очереди ... во внеочередном ... (л.д. 71).

Жилое помещение по договору социального найма истице не предоставлено. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиками в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

По приведенным выше мотивам доводы представителя ответчика Администрации г. Новокузнецка о том, что денежные средства для предоставления жилого помещения не выделялись из областного бюджета, судом во внимание не принимаются.

Советом народных депутатов Кемеровской области 26.04.2006 года принят Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены дополнительные гарантии и условия реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

Согласно п. 1. ст. 2 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам состоящим на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как установлено в ходе судебного заседания, ...10 ...14. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ..., однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 03.12.2010 года № 118-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Кемеровской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (средства областного бюджета), на 2011 год.

Муниципальному образованию «Городской округ Новокузнецк» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (средства областного бюджета), субвенции установлены в общей сумме 24160 тыс. руб. (приложение 29).

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Новокузнецка за счет средств бюджета Кемеровской области в виде субвенций, в связи с чем Потишней М.А. в иске к Администрации Заводского района г. Новокузнецка о предоставлении жилья следует отказать.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истицей понесены судебные расходы в виде оплаты за оформление нотариальной доверенности в сумме ... (л.д. 14), оплачены услуги представителя в сумме ....

Суд считает, что судебные расходы и оплата услуг представителя подлежат удовлетворению частично, в сумме ..., которую суд находит разумной, при этом суд учитывает сложность дела, объем работы, проделанной представителем: составление искового заявления, участие представителя в четырех подготовка дела к судебному заседанию, трех судебных заседаниях.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрации города Новокузнецка предоставить Потишней ...15 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Кемеровской области в виде субвенций.

Взыскать с Администрации города Новокузнецка в пользу Потишней ...16 расходы по оплате услуг представителя в сумме ....

В иске Потишней ...17 к Администрации Заводского района г. Новокузнецка о предоставлении жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней.

Судья (подпись) И.В.Замуленко

Мотивированное решение изготовлено ....

Верно. Судья И.В.Замуленко