Решение от 21.04.2011 г. по иску А.Т.С. к Администрации г. Новокузнецка



Дело № 2 - 482/11                                                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк        21 апреля 2011 года

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Ермоленко О.А.,

при секретаре Барминой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке гражданское дело по иску А.Т.С. к Администрации г. Новокузнецка, Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л

    А.Т.С. просит суд обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение в Заводском районе г. Новокузнецка, соответствующее установленным нормам и правилам. Свои требования мотивирует тем, что до 1996 года она с родителями и старшим братом проживала в поселке .... Так как собственного дома у них не было, отцу был предоставлен служебный дом, который принадлежал Леспромхозу, где в то время работал отец. В 1996 году родители умерли, в связи с чем, она и брат были помещены в школу-интернат Таштагольского района, а служебный дом передан другим работникам Леспромхоза. По окончанию 9 классов ее распределили в ПУ №29. После окончания училища она устроилась на работу по специальности «штукатур-маляр» на ООО «РМЗ» в механический цех. От ООО «РМЗ» ей выделили койко-место в общежитии ..., расположенном по .... С 2005 года она состоит на очереди в получении жилья в Администрации Заводского района по категории сирота, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей так и не предоставили.

Представитель истицы А.Т.С. - Т.Л.А. исковые требования поддержала.

Представитель Администрации г. Новокузнецка П.О.Е. исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают таким правом как внеочередное предоставление жилого помещения. А.Т.С. состоит на учете в Администрации Заводского района г. Новокузнецка для предоставления жилого помещения по категории сирота. Считает, что истицей требования о предоставлении вне очереди жилого помещения заявлены преждевременно, поскольку в случае удовлетворения данных требований будут нарушены права других лиц по категории сироты, поставленных на учет ранее. В настоящее время муниципальное жилье не строится, приобретается в основном «вторичное» жилье, средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются в виде целевой субвенции из областного бюджета в малом размере, в связи с чем, Администрация г. Новокузнецка в настоящее время не имеет возможности предоставить А.Т.С. жилое помещение.

Представитель Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении исковых требований к Администрации Кемеровской области отказать, поскольку Администрация Кемеровской области не является надлежащим ответчиком по делу, так как обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления и жилой фонд находится в муниципальной собственности, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для возложения ответственности на Администрацию Кемеровской области (л.д.40-42).

      Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, а при разрешении данного спора необходимо руководствоваться Жилищным Кодексом РФ, поскольку спорные правоотношения возникли после 01.03.2005 года.

     В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

         В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

2. Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

3. Для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;

2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;

3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

1. Принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.

2. Для принятия на учет лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляются следующие документы:

1) заявление лица, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия;

2) ходатайство администрации соответствующего учреждения, опекуна, попечителя, приемного родителя, родителя-воспитателя, если лицо, указанное в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним;

3) паспорт гражданина Российской Федерации или документы, заменяющие паспорт гражданина Российской Федерации, к которым в соответствии с настоящим Законом относятся:

военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

4) свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах лица, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества;

6) справка из соответствующего учреждения о пребывании лица в этом учреждении;

7) копии документов, подтверждающих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8) решение органа опеки и попечительства о направлении ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью;

9) справка о фактическом месте проживания на момент представления документов;

10) медицинская справка установленного образца о состоянии здоровья и праве на дополнительную жилую площадь при наличии соответствующих медицинских показаний.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть представлены в соответствующие органы местного самоуправления не позднее чем за год до окончания пребывания лица в соответствующих учреждениях, приемной семье, детских домах семейного типа, окончания срока установления опеки (попечительства) либо достижения им совершеннолетия. Документы подаются самостоятельно лицом, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия либо администрацией соответствующего учреждения, опекуном, попечителем, приемным родителем, родителем - воспитателем, если лицо, указанное в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним.

4. Заявление (ходатайство) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

5. Орган местного самоуправления не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, установленных настоящей статьей Закона.

6. Все документы представляются в копиях вместе с подлинниками (для сверки). Сверка производится органом местного самоуправления немедленно, после чего подлинники документов возвращаются заявителю лицом, принимающим документы.

В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

1. Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

2. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

3. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

4. При предоставлении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

5. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за пять лет, предшествующие предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

6. Граждане, перечисленные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящие на учете в соответствующем органе местного самоуправления, имеют право на однократное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

7. При высвобождении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оно передается в порядке очередности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете.

8. Жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

На основании Постановления Совета народных депутатов г. Новокузнецка норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в г. Новокузнецке установлена в размере 13 кв. м общей площади.

        Судом установлено, что А.Т.С. родилась ... в .... В 1996 году была помещена в школу-интернат Таштагольского района, так как осталась без попечения родителей. Жилого помещения, подлежащего закреплению, А.Т.С. не имела. По окончании пребывания в детском доме истица обучалась в ПУ №29 г. Новокузнецка. На основании поселительного талона от 04.07.2001 года А.Т.С., как поступающей на работу в ОАО «ЗСМК», временно было предоставлено койко-место в общежитии ... по ..., где она и проживает в настоящее время. В соответствии с приказом Администрации Заводского района г. Новокузнецка №460 от 24.08.2005 года А.Т.С. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в список на получение жилья во внеочередном порядке, однако жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела (л.д.8-11, 24).

Таким образом, суд считает, что А.Т.С., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, в соответствии с ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения по установленной в г. Новокузнецке норме предоставления жилой площади.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы представителя Администрации г. Новокузнецка о том, что строительство жилья не ведется, что средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются в виде целевой субвенции из областного бюджета в малом размере, в связи с чем, не имеется возможности предоставить А.Т.С. жилое помещение, не основаны на законе. Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Следует отметить, что жилые помещения указанным категориям граждан предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Порядок, установленный Законом Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не противоречит установленному Жилищным кодексом РФ порядку предоставления жилых помещений, А.Т.С. состоит на учете как нуждающаяся, в связи с чем, Администрация г. Новокузнецка как орган местного самоуправления обязана предоставить ей благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма по установленной в г. Новокузнецке норме предоставления жилой площади.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

     РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить А.Т.С. жилое помещение общей площадью 13 кв.м., соответствующее установленным нормам и правилам, по договору социального найма в Заводском районе г. Новокузнецка.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 29.04.2011 года.

Судья /подпись/        О.А.Ермоленко

Верно. Судья         О.А.Ермоленко