Дело № 2 - 819/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Новокузнецк 31 мая 2011 года Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе Председательствующего судьи Рузаевой Л.П. при секретаре Карелиной К.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Новокузнецка в интересах выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Рябининой Н.Н. к Администрации Заводского района г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Заводского района г. Новокузнецка обратился в суд с иском в интересах выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Рябининой Н.Н., которым просит обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить Рябининой Н.Н. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в г. Новокузнецке, взамен ранее занимаемой комнаты по ... в г. Новокузнецке, установив ответчику срок для совершения вышеуказанных действий (л.д.2-6). Впоследствии прокурор Заводского района г. Новокузнецка, исковые требования уточнил, о чем подал в суд письменное заявление (л.д.116-118): просил обязать Администрацию г. Новокузнецка либо Заводского района г. Новокузнецка принять на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма Рябинину Н.Н. и обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить Рябининой Н.Н. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в г. Новокузнецке, не ниже установленных социальных норм, установив ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. Свои требования мотивирует тем, что на основании Решения исполкома районного Совета народных депутатов от ... Рябинина Н.Н., ... года рождения, определена в детское государственное учреждение, так как ее мать умерла, а отец лишен родительских прав. Как следует из ответа директора муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Белово от ..., в школу интернат № для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Белово несовершеннолетняя Рябинина Н.Н. поступила в пятый класс ... из г. Новокузнецка. После окончания школы выбыла ... в г. Новокузнецк по месту жительства. В личном деле Рябининой Н.Н. имеются: справка о том, что Рябинина Н.Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу ..., акт обследования жилищно-бытовых условий семьи Рябининых по указанному адресу. Распоряжения о закреплении жилплощади за несовершеннолетней Рябининой Н.Н. в деле не имеется, также не имеется сведений о постановке Рябининой Н.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На момент выпуска Рябининой Н.Н. из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Белово в 1994 году, еще не существовал ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следовательно, жилое помещение, в котором была зарегистрирована Рябинина Н.Н. за ней закреплено не было, и Администрация учреждения информацию в орган местного самоуправления для постановки Рябининой Н.Н. на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилья, полагающегося детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не направляла. Согласно указанному Федеральному закону дети данной категории, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет таких детей осуществляется, в том числе, и по месту жительства. На основании ордера от ... мать Рябининой Н.Н. - Рябинина Л.Д. вселилась в квартиру, где состояла на регистрационном учете с .... Совместно с ней проживали и были зарегистрированы члены ее семьи: муж Рябинин Н.Б., сын Рябинин С.Н. и дочь Рябинина Н.Н. В связи с тем, что мать несовершеннолетних детей умерла ..., а отец воспитанием детей не занимался, несовершеннолетних Рябинину Н.Н. и ее брата Рябинина С.Н. определили в детское учреждение. В детском учреждении Рябинина Н.Н. находилась до 1994 года, а затем приехала к отцу в квартиру, в которой была зарегистрирована. В 1999 году Рябинина Н.Н. была осуждена и отбывала наказание в исправительной колонии г. Мариинска. После освобождения в 2004 году она приехала в г. Новокузнецк, однако в ее квартире проживали уже другие люди. Согласно поквартирной карточке мать Рябинина Л.Д. была выписана из квартиры ..., в связи со смертью, отец Рябинин Н.Б. был выписан ..., в связи со смертью, а дети: Рябинин С.Н. и Рябинина Н.Н. были выписаны .... На момент переоборудования секций с номерами 111-116 в квартиру под номером 21, ..., был принят на обслуживание паспортно-учетным отделом МАУ «ГЦРКП». Дом был принят на обслуживание от треста «Кузнецкметаллургстрой», который был балансодержателем указанного дома, что следует из ответа начальника участка МАУ «Городской центр расчетов коммунальных платежей». На момент передачи дома, комнаты № не существовало, так как она была переоборудована в ..., согласно выписке из ЕГР на недвижимое имущество и плану БТИ, стена между комнатами № и № была снесена. После смерти Рябининой Л.Д., ее муж Рябинин Н.Б. переоформил ордер на квартиру на свое имя. В 1996 году был выдан ордер на С., который занимал пять комнат - со № комнаты по № комнату. Рябинин Н.Б переселился и стал проживать в комнате № без регистрации и правоустанавливающих документов до момента смерти. Позже в 1998 году С. произвел обмен с Р., которая приватизировала квартиру № по ул. ... и продала Т. В настоящее время комнаты № по ..., как объекта недвижимости не существует. После перестройки секции образовался новый объект недвижимости - квартира № по ул. .... Бюро технической инвентаризации г. Новокузнецка выдало новый технический паспорт. Ответчик Администрация г. Новокузнецка незаконно в нарушении требований ЖК РФ выдала ордер на занимаемую квартиру С., а в последствии и другим лицам: Р., Т., тем самым, нарушив право Рябининой Н.Н. на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Рябинина Н.Н. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в силу чего она нуждается в правовой защите со стороны государства. Кроме того, в настоящее время Рябинина Н.Н. отбывает наказание в исправительной колонии и не может сама защитить свои интересы в суде. В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г.Новокузнецка Быленок Т.В. на заявленных требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Истец Рябинина Н.Н. предоставила отзыв, в котором исковые требования прокурора поддержала (л.д.131,212). Представитель ответчика Администрации Заводского района г. Новокузнецка Ладан И.В. исковые требования не признала и против их удовлетворения возражала. Суду пояснила, что до достижения 23-летнего возраста ребенок, оставшийся без попечения родителей в связи с их смертью или лишением родительских прав имеет соответствующий статус и законодательно (в соответствии с Законом РФ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области №67-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») закрепленные гарантии, в том числе возможность претендовать на обеспечение его жильем - постановку на очередь на внеочередное получение жилья. Рябинина Н.Н., 1980 года рождения, до достижения 23-летнего возраста на учет по поводу предоставления ей жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в Администрации Заводского района г.Новокузнецка не вставала. В настоящее время она в силу более взрослого возраста не обладает таким статусом, в связи с чем, на учет по поводу предоставления ей жилья по данному основанию поставлена быть не может. Поскольку Рябинина Н.Н. не вставала на учет по предоставлению жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, Администрация Заводского района г.Новокузнецка не может быть в настоящее время обязана судом в предоставлении ей жилья. С учетом изложенного, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Представитель ответчика Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Представителем ответчика Павленко О.Е. представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому данный ответчик исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Отзыв мотивирован тем, что согласно ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. В соответствии со ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется огранном местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. В соответствии с Законом Кемеровской области №67-ОЗ и ФЗ РФ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании заявления данных лиц, поданного в орган местного самоуправления. Жилое помещение предоставляется данным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ФЗ РФ №159-ФЗ лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дети данной категории, не имеющие закрепленного за ними жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. То есть, гражданин, обратившийся по вопросу улучшения жилищных условий, получает расписку, подтверждающую представление соответствующих документов в орган, осуществляющий принятие на учет, который обязан в срок до 30 рабочих дней принять решение (о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет). Гражданину, принятому на учет либо гражданину, которому в принятии на учет отказано, выдается (направляется) в 3-дневный срок соответствующее решение. Данное решение он вправе обжаловать в судебном порядке. Рябинина Н.Н. до 23 лет относилась к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этот период времени в Администрацию г.Новокузнецка по поводу ее постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилья по категории сирота она не обращалась. В силу возраста на момент обращения в суд Рябинина Н.Н. не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДО утраты статуса сироты и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Рябинина Н.Н. не находилась на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как сирота. То есть, ею в настоящее время утеряно право на предоставление жилого помещения по категории сирота. Представитель 3-го лица Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представители 3-го лица Управления опеки и попечительства Администрации г. Новокузнецка и отделения в Заводском районе отдела УФМС России по Кемеровской области в г. Новокузнецке в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, возражений по иску не представили. Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего: Судом установлено, что на основании ордера № от ... года мать Рябининой Н.Н. - Рябинина Л.Д. совместно с сыном Рябининым С.Н. и дочерью Рябининой Н.Н. вселилась в секцию общего типа по ..., общей площадью 12 кв.м., где состояла на регистрационном учете совместно с детьми с ... (л.д.8,23). ... Рябинина Л.Д. умерла (л.д.21,96). ... ордер на право занятия секции общего типа по ..., общей площадью 12 кв.м. был переоформлен на отца Рябининой Н.Н. - Рябинина Н.Б. (л.д.23). Решением Заводского районного суда г. Новокузнецка от 06.06.1989 года Рябинин Н.Б. лишен родительских прав в отношении Рябининой Н.Н. (л.д.95) и Рябинина Н.Н. была определена в МОУ «Школа-интернат № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Белово», где находилась до .... На момент помещения Рябининой Н.Н. в детское государственное учреждение жилое помещение по ... в г.Новокузнецке, в нарушение действующего на тот момент жилищного законодательства, закреплено за ней не было. В 1994 году Рябинина Н.Н. выбыла в г. Новокузнецк по месту жительства отца, где проживала без регистрации по ... до ее осуждения ... Заводским районным судом г. Новокузнецка по ст. 228 ч.1, 228 ч.3 УК РФ, ст.64,69 ч.3 УК РФ, ст. 70 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы. Освобождена ... по отбытию срока наказания. ... на секции № в доме по ул. ... г. Новокузнецка в соответствии со списками НРБТ Администрацией Заводского района г. Новокузнецка был выдан единый ордер С. (л.д.24), при этом не было учтено, что секция № была не свободной, в ней числился зарегистрированным Рябинин Н.Б. и его несовершеннолетняя дочь Рябинина Н.Н., которая имела право на указанное жилое помещение. Рябинин Н.Б. переселился в комнату № и проживал там без регистрации и правоустанавливающих документов, до момента смерти (л.д.9). ... на основании обменного ордера № в указанное жилое помещение вселяется Р. с членами своей семьи (л.д.24). ... Рябинин Н.Б. снят с регистрационного учета по адресу ..., комната 115, как умерший (л.д.8). Впоследствии Р. приватизирует квартиру, которой присвоен №, и продает ее Т. на основании договора купли-продажи от ... (л.д.25) Согласно справке, представленной МАУ «Городской центр расчетов коммунальных платежей», дом № по ул. ... на обслуживание паспортно-учетным отделом МАУ «ГЦРКП» был принят от КМС .... На этот момент комнаты № не существовало, так как она была переименована, согласно выписке из единого государственного реестра на недвижимое имущество № от ..., в квартиру № и согласно плану БТИ стена между комнатами № и № была снесена (л.д.11,28,29). Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Согласно ст. 1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона. Для обеспечения лиц, указанных в п.1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1)местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область; 2)местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; 3)последним местом жительства лица является территория Кемеровской Статья 2 вышеуказанного Закона Кемеровской области предусматривает : 1.Принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее -учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления. В соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области 1. Принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления. 2. Для принятия на учет лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляются следующие документы: 1) заявление лица, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия; 2) ходатайство администрации соответствующего учреждения, опекуна, попечителя, приемного родителя, родителя-воспитателя, если лицо, указанное в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним; 3) паспорт гражданина Российской Федерации или документы, заменяющие паспорт гражданина Российской Федерации, к которым в соответствии с настоящим Законом относятся: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации; 4) свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14-летнего возраста; 5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах лица, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества; 6) справка из соответствующего учреждения о пребывании лица в этом учреждении; 7) копии документов, подтверждающих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 8) решение органа опеки и попечительства о направлении ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью; 9) справка о фактическом месте проживания на момент представления документов; 10) медицинская справка установленного образца о состоянии здоровья и праве на дополнительную жилую площадь при наличии соответствующих медицинских показаний. 3.Указанные в п.2 настоящей статьи документы должны быть представлены в соответствующие органы местного самоуправления не позднее, чем за год до окончания пребывания лица в соответствующих учреждениях, приемной семье, детских домах семейного типа, окончания срока установления опеки (попечительства) либо достижения им совершеннолетия. Документы подаются самостоятельно лицом, указанным в п.1 ст.1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия либо администрацией соответствующего учреждения, опекуном, попечителем, приемным родителем, родителем - воспитателем, если лицо, указанное в п.1 ст.1 настоящего Закона, является несовершеннолетним. 4.Заявление (ходатайство) о принятии на учет подается в соответствующие 6.Все документы представляются в копиях вместе с подлинниками (для сверки). Сверка производится органом местного самоуправления немедленно, после чего подлинники документов возвращаются заявителю. В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области 1. Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. 2. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. 3. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. 4. При предоставлении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. 5. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за пять лет, предшествующие предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма. 6. Граждане, перечисленные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящие на учете в соответствующем органе местного самоуправления, имеют право на однократное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 7. При высвобождении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оно передается в порядке очередности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете. 8. Жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. 3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. 4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. 5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. На основании Постановления Совета народных депутатов г. Новокузнецка норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в г. Новокузнецке установлена в размере 13 кв. м общей площади. Как установлено судом из пояснений истца, в предусмотренном Законом порядке, заявление в соответствующие органы до достижения возраста 23 лет о постановке ее на учет для получения вне очереди жилого помещения имея статус дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, Рябинина Н.Н. не подавала, тогда как именно до достижения этого возраста законодатель предоставил права данной категории детей обратиться с заявлением и встать на учет для получения жилья вне очереди. На момент обращения прокурора с иском в суд Рябинина Н.Н. перешагнула данный возраст. Как установлено судом из представленных ответчиками справок (л.д.222,223), ни в Администрацию г.Новокузнецка, ни в Администрацию Заводского района г.Новокузнецка с заявлениями о постановке на учет для предоставления жилья как по льготным, так и по общим основаниям Рябинина Н.Н. никогда не обращалась и на учете как лицо, нуждающееся в предоставлении жилья, не состоит. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрация г. Новокузнецка в соответствии с ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не подлежит обязанию по обеспечению Рябининой Н.Н. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма по установленной в г. Новокузнецке норме предоставления жилой площади как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба. При этом, доводы истца - прокурора Заводского района г.Новокузнецка - о том, что поскольку Рябинина Н.Н. своевременно, до достижения ею 23-летнего возраста, не реализовала имевшиеся у нее права как у лица, оставшегося без полпечения родителей, на социальные гарантии по обеспечению ее жильем на льготных условиях, она имеет соответствующее право в настоящее время, суд расценивает как не основанные на законе. Также, суд приходит к выводу о том, что не подлежат удовлетворению и требования прокурора об обязании Администрации г. Новокузнецка либо Заводского района г. Новокузнецка принять Рябинину Н.Н. на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом судом учитывается следующее: В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, обязанность поставить на учет Рябинину Н.Н., в качестве нуждающейся в жилом помещении, относится к компетенции Администрации г. Новокузнецка. Доводы Рябининой Н.Н. о ее обращении с заявлением в Администрацию г.Новокузнецка о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, изложенные в заявлении, поданном в суд (л.д.155) суд расценивает как несостоятельные с учетом предоставленной Администрацией г.Новокузнецка информации о том, что заявление о постановке Рябининой Н.Н. на данный учет к ним не поступало и предметом рассмотрения не было. Статьей 11 ГК РФ предусмотрена возможность защиты в судебном порядке нарушенных или оспоренных гражданских прав. В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом истцом не было представлено доказательств нарушения прав Рябининой Н.Н. по постановке на учет как нуждающейся в предоставлении ей жилья - ее обращения по поводу постановки на учет в органы местного самоуправлении и необоснованного отказа в постановке на учет. То есть, на данный момент судом не усматривается нарушения прав Рябининой Н.Н. на постановку на учет как нуждающейся в предоставлении жилья либо оспаривания наличия у нее такого права с чей-либо стороны, поэтому данное право Рябининой не подлежит защите в судебном порядке. В случае обращения Рябининой Н.Н. в органы местного самоуправления с заявлением о ее постановке на учет на предоставления жилья, как нуждающейся в этом, с приложением соответствующих документов, и отказе ей в постановке на учет, данный отказ она может обжаловать в судебном порядке, поскольку только при отказе в постановке на учет будут нарушены ее права на постановку на учет на получения жилья, как нуждающейся в нем. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований прокурора Заводского района г. Новокузнецка об обязании Администрации г. Новокузнецка предоставить Рябининой Н.Н. жилое помещение общей площадью 13 кв.м., соответствующее установленным нормам и правилам, по договору социального найма в Заводском районе г. Новокузнецка, обязании Администрации г. Новокузнецка либо Заводского района г. Новокузнецка принять на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма Рябинину Н.Н. отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме - 03.06.2011 года. Судья: Л.П.Рузаева
области, если место его рождения находится за пределами территории РФ.
органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.