Решение от 14.04.2011 г. по иску Докучаевой В.А. к Администрации г. Новокузнецка



Дело № 2-479/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заводской районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи - Горковенко С.А.,

при секретаре - Кадышевой И.Б.

рассмотрев в судебном заседании в городе Новокузнецке 14.04.2011 года гражданское дело по иску Докучаевой В.А. к Администрации города Новокузнецка, Администрации Заводского района города Новокузнецка Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

истец - Докучаева В.А. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать: Администрацию города Новокузнецка Кемеровской области, Администрацию Заводского района города Новокузнецка Кемеровской области предоставить жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры в черте города Новокузнецка ей Докучаевой (до брака Мышкиной) Варваре Александровне с составом семьи 3 человека.

Свои требования мотивировала тем, что решением Заводского районного суда города Новокузнецка от ... ее родители Мышкина Т.Н. и Мышкин А.И. были лишены родительских прав в отношении ее Мышкиной В.А., ... года рождения и с них в пользу опекуна Яцковой О.Н. были взысканы алименты в размере 1/4 части всех видов дохода, начиная с ... до ее совершеннолетия.

На основании распоряжения главы города Новокузнецка ... от ... и приказа Управления опеки и попечительства Администрации города Новокузнецка ... от ... она была передана в созданную с ... приемную семью Яцковых О.Н. и А.А., проживающих по адресу: ....

... она вступила в брак с Докучаевым Г.Н., а ... у них родилась дочь - Докучаева Е.Г..

По ее заявлению от ... на основании приказа Администрации Заводского района города Новокузнецка ... от ... она Докучаева В.А. была поставлена на льготную очередь на получение жилья под №188 с составом семьи три человека: Докучаев Г.Н. - супруг, Докучаева Е.Г. - дочь.

В настоящее время они временно проживают по адресу: ..., где состоят на регистрационном учете ее супруг и дочь, никакого жилья не имеют.

... определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Кемеровской области (л.д.23-24).

В судебном заседании истец - Докучаева В.А. уточнила редакцию исковых требований, просит обязать Администрацию города. Новокузнецка Кемеровской области предоставить Докучаевой В.А. благоустроенное изолированное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте г.Новокузнецка, размером не ниже установленной в г.Новокузнецке социальной нормы предоставления жилых помещений - 13 кв.м., во внеочередном порядке, на иске настаивала.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации Заводского района города Новокузнецка Кемеровской области не явилсья, Администрации Заводского района города Новокузнецка Кемеровской области извещена надлежащим образом, предоставила возражение на исковое заявление, которое мотивировано тем, что администрация Заводского района города Новокузнецка считает, что является ненадлежащим ответчиком по данному иску, поскольку не является правообладателем спорных материальных обязанностей.

Администрация Заводского района города Новокузнецка является территориальным органом Администрации города Новокузнецка, осуществляющим деятельность в Заводском районе города Новокузнецка в рамках предоставленных полномочий.

Полномочия Администрации Заводского района определены Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.12.2010 г. № 16/228 «О территориальных органах Администрации города Новокузнецка» и закреплены в Положении об администрации Заводского района города Новокузнецка. В соответствии с пунктом 2.3.2.8. указанного Положения администрация Заводского района города Новокузнецка в сфере жилищной политики обладает полномочиями только по ведениюучета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма Администрация Заводского района не обладает.

Учитывая, что истец в своих исковых требованиях просит обязать Администрацию города Новокузнецка предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, исковое заявление требований к администрации Заводского района города Новокузнецка не содержит, ходатайствует о признании Администрации Заводского района города Новокузнецка ненадлежащим ответчиком по данному иску на основании ст. 41 ГПК РФ и об исключении администрации Заводского района из процесса, как ненадлежащего ответчика (л.д.20-21).

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации города Новокузнецка Кемеровской области - главный специалист Управления по учету и приватизации жилых помещений - Павленко О.Е., действующая на основании доверенности ... от ..., исковые требования не признала, суду пояснила, что Администрация города Новокузнецка исковые требования не признает по следующим основаниям:

Как следует из искового заявления Докучаева В.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно жилье Докучаевой В.А. будет предоставлено в порядке очередности, не нарушая права граждан, поставленных на учет ранее. Данные положения содержатся в п. 2 ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В настоящий момент на исполнении у Администрации города Новокузнецка находится 44 исполнительных листа о предоставлении жилых помещений, из них по предоставлению жилья детям-сиротам - 36.

Администрация города не имеет возможности исполнить указанные решения судов о предоставлении взыскателям жилой площади по причине отсутствия муниципального жилья.

На протяжении последних лет в городе Новокузнецке муниципальное жилье не строится. Из-за постоянного дефицита городского бюджета предусмотреть средства на строительство муниципального жилья нет объективной возможности. В связи с последними изменениями действующего законодательства доходная часть городского бюджета постоянно сокращается (из 12 местных налогов и сборов, действовавших ранее, в настоящий момент осталось только 2), а расходная растет по причине увеличения полномочий органов местного самоуправления. Денежных средств городского бюджета хватает только на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений социальной сферы и содержание огромного городского хозяйства. Ежегодно городской бюджет принимается с дефицитом.

Ввиду постоянного дефицита бюджета города, средства на капитальное строительство жилых домов городским бюджетом на протяжении последних лет не предусматриваются.

Строительство муниципального жилья в городе не ведется, а введенные в эксплуатацию на территории города жилые дома строились за счет средств федерального и областного бюджетов. Распределение этой жилой площади осуществляется Администрацией Кемеровской области среди граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, на подработанных территориях закрытых угольных предприятий и работников бюджетной сферы города с оплатой жилья в рассрочку на 10 лет.

В распоряжение Администрации города Новокузнецка поступает только то жилье, которое переходит по праву наследования к государству от граждан, не имеющих наследников. Такое случается крайне редко. По мере поступления в распоряжение администрации такого жилья, оно распределяется среди взыскателей.

Предоставление жилья детям-сиротам регулируются Жилищным кодексом РФ (частью 1 и частью 2 статьи 50, пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ); Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (статьей 8); Законом Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 г. N 165 «Об утверждении порядка предоставлении жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-03 «О наделении органов местного самоуправлении отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 г. N 250-О-П установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 вышеуказанного федерального закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно статье 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализациюмер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовыйгод. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

В соответствии со ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-03 (в ред. от 30.09.2008 г.) «О наделении органов местного самоуправлении отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 4 указанного закона органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Кемеровской области.

Статьей 5 закона установлено, что органы государственной власти Кемеровской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления, их должностные лица, согласно ст. 12 закона, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены материальными и финансовыми средствами. Таким образом, жилое помещение Докучаевой В.А. может быть предоставлено только после выделения денежных средств из областного бюджета.

Кроме того, считаее требования о предоставлении двухкомнатной квартиры в черте города Новокузнецка незаконными и необоснованными, так как в соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и других факторов.

Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 27.09.2005г. №7/75 установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма в городе Новокузнецке в размере 13 кв.м. общей площади на одного человека.

Нормами ст. 57 ЖК РФ, 03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») не предусмотрено предоставление жилого помещения во вне очередном порядке членам семьи, в том числе детям граждан указанной категории (детей-сирот). Обеспечение указанных лиц жилым помещением, в случае нуждаемости, производится в ином, предусмотренном законом порядке ст. 57 ч. 1 ЖК РФ), то есть на общих основаниях. Просила отказать в исковых требованиях Докучаевой В.А. к Администрации города Новокузнецка в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица - Администрации Кемеровской области не явился, Администрации Кемеровской области предоставила отзыв на исковое заявление, согласно которому просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Мотивирует свою позицию тем, что Докучаева В.А. обратилась в суд с иском к Администрации Заводского района города Новокузнецка, Администрации города Новокузнецка об обязывании Администрации г.Новокузнецка предоставить жилое помещение в виде 2-х комнатной квартиры в черте города Новокузнецка для семьи из 3-х человек.

Требования мотивированы тем, что Докучаева В.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители лишены родительских прав.

20.06.2009 заявительница вступила в брак с Докучаевым Г.Н., ... родилась дочь Докучаева Е.Г.

Докучаева В.А., с составом семьи из трех человек, приказом Администрации Заводского района города Новокузнецка от ... ... поставлена на учет в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Номер ее льготной очереди составляет ....

Жилое помещение Докучаевой В.А. до настоящего времени не предоставлено.

По существу предъявленного требования поясняет следующее.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма.

Поскольку в настоящее время жилищный фонд находится в муниципальной собственности и субъект Российской Федерации - Кемеровская область не имеет в составе государственной собственности Кемеровской области жилищного фонда, было принято решение о передаче государственного полномочия по представлению жилых помещений детям-сиротам органам местного самоуправления.

Закон Кемеровской области от 14.11.2005г. №124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Кроме того, Закон Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также установил порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления.

Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете.

Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.

Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.

В соответствии со ст.35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета.

Таким образом, администрация города Новокузнецка не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.

Кроме того, ст.35 БК РФ также запрещает увязывать доходы бюджета с определенными расходами. И законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам. Также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья.

Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий.

При этом следует отметить, что жилье детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.

То есть, для того, чтобы предоставить жилое помещение по договору социального найма детям-сиротам, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами.

Отношения же по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения.

Следует отметить, что в Кемеровской области уже сложилась практика реального предоставления жилья детям-сиротам. Это отмечено Кемеровским областным судом в Справке о рассмотрении судами Кемеровской области гражданских дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 29.12.2006 №01-19/693.

Из вышеперечисленных норм, не следует, что исполнительный орган государственной власти - Администрация Кемеровской области обязана возмещать расходы на предоставление жилых помещений. Администрация Кемеровской области не является финансовым органом и не выступает в интересах областного бюджета.

Таким образом, на Администрацию Кемеровской области неправомерно возлагать расходы на предоставление жилых помещений истцу.

Субъект Федерации - Кемеровская область - жилого фонда не имеет. Действующее законодательство не содержит указания на возможность предоставления целевой безвозвратной субсидии. Поэтому обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует возложить на органы местного самоуправления-

Администрацию города Новокузнецка. Административные районы в городе к таким органам не относятся.

Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам - соответствующие районы и города субъектов РФ.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для возложения ответственности на Администрацию Кемеровской области, в связи с тем, что: жилой фонд находится в муниципальной собственности; обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье, прежде всего, социально незащищенных.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1,2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального законаN 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона.

Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

Согласно п. 1. ст. 2 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении I-ЛО ..., выданному Куйбышевским ОЗАГС города Новокузнецка Мышкиной В.А., ... года рождения в графе мать указана Мышкина Т.Н., в графе отец Мышкин А.И. (л.д.5).

Решением Заводского районного суда города Новокузнецка от ... постановлено: лишить Мышкина А.И., Мышкину Т.Н. родительских прав в отношении Мышкиной В., ... года рождения; взыскать с Мышкина А.И., ... года рождения, уроженца ... и Мышкиной Т.Н., ... года рождения, уроженку ... в пользу опекуна Яцковой О.Н. алименты на содержание Мышкиной В., ... года рождения, в размере 1/4 части всех видов дохода с каждого, начиная с ... и до совершеннолетия ребенка (л.д.6).

Распоряжением главы города Новокузнецка ... от ... создана с ... приемная семья Яцковых О.Н. и А.А. по адресу: город Новокузнецк улица ..., передав в приемную семью несовершеннолетнюю: Мышкину В.А., ... года рождения (л.д.9).

Согласно приказу Управления опеки и попечительства Администрации города Новокузнецка ... от ... постановлено: передать на воспитание в приемную семью Яцковых с ... Мышкину В.А., ... года рождения (л.д.10).

... Докучаева В.А. обратилась в Администрацию Заводского района города Новокузнецка с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Приказом Администрации Заводского района города Новокузнецка от ... ... Докучаева В.А. поставлена на льготную очередь, по категории дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, что подтверждается справкой ... от ... Администрации Заводского района города Новокузнецка (л.д.11).

Согласно свидетельству о заключении брака № I-ЛО ... выданному ОЗАГС Центрального района города Новокузнецка Кемеровской области от ... Докучаев Г.Н. и Мышкина В.А. заключили брак, о чем в книге регистрации актов гражданского состояния ... произведена запись ... и после заключения брака присвоены фамилии: мужу - Докучаев, жене - Докучаева (л.д.7).

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по кемеровской в числе собственников недвижимого имущества в городе Новокузнецке не значится Докучаева В.А. (л.д. 13).

Таким образом, суду установлено, что истица-Докучаева В.А. не имеет собственного жилья, в настоящее время проживает по адресу: ....

Согласно справке Администрации Заводского района города Новокузнецка номер очереди истицы - Докучаевой В.А. в общей очереди - 2163, льготной очереди - 188 (л.д.11).

Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Как установлено в ходе судебного заседания, Докучаева (Мышкина) В.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ... года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

      При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержке - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

     Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 03.12.2010 года № 118-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Кемеровской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (средства областного бюджета), на 2011 год.

По приведенным выше мотивам доводы представителя ответчика Администрации города Новокузнецка о том, что денежные средства для предоставления жилого помещения не выделялись из областного бюджета, судом не могут быть приняты.

Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 27.09.2005 N 7/57 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Новокузнецке в размере 13 кв. м общей площади на одного человека.

Таким образом, суд считает, что Докучаева В.А. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должна быть обеспечена Администрацией города Новокузнецка благоустроенным жилым помещением по договору социального найма по установленной в городе Новокузнецке норме предоставления жилой площади.

В то же время, суд полагает, что аналогичные предъявленным к Администрации города Новокузнецка требования к Администрации Заводского района города Новокузнецка удовлетворены быть не могут, поскольку полномочия Администрации Заводского района определены Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.12.2010 г. № 16/228 «О территориальных органах Администрации города Новокузнецка» и закреплены в Положении об администрации Заводского района города Новокузнецка. В соответствии с пунктом 2.3.2.8. указанного Положения администрация Заводского района города Новокузнецка в сфере жилищной политики обладает полномочиями только по ведениюучета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма Администрация Заводского района не обладает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

обязать Администрацию города. Новокузнецка Кемеровской области предоставить Докучаевой В.А., ... года рождения, уроженки ..., благоустроенное изолированное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте г.Новокузнецка, размером не ниже установленной в г.Новокузнецке социальной нормы предоставления жилых помещений - 13 кв.м., во внеочередном порядке.

В остальной части - в требовании Докучаевой ...45 к Администрации Заводского района города Новокузнецка о понуждении к предоставлению благоустроенного изолированного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, расположенного в черте г.Новокузнецка, размером не ниже установленной в г.Новокузнецке социальной нормы предоставления жилых помещений - 13 кв.м., во внеочередном порядке, отказать.

Решение принято в окончательной форме 19.04.2011 года.

Судья         С.А. Горковенко