Дело № 2-902/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заводской районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Бердюгиной О.В. при секретаре Ивановой Е.Г., с участием представителя заявителя Бакунина Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Новокузнецке 30 июня 2011 года дело по заявлению Старченко Н.Н. об оспаривании бездействия органа государственной власти, у с т а н о в и л: заявитель обратилась в суд с заявлением, которым просит: - признать бездействие Центрального таможенного Управления, выражающееся в не проставлении отметок о соблюдении требования о повышении квалификации в квалификационный аттестат, выданный на имя Старченко Н.Н., незаконным; - обязать Центральное таможенное Управление выдать Старченко Н.Н. квалификационный аттестат нового образца и проставить в нем отметки о соблюдении требования о повышении квалификации. Свои требования мотивирует тем, что ... Старченко Н.Н., работающая в должности специалиста по таможенному оформлению в ЗАО «Транс Логистик Консалт офромелнию ств иств азца и проставить в нем отметки о соблюдении требования о пофикационный аттестат __________» Новокузнецкий филиал, направила заказным письмом в Центральное Управление Федеральной таможенной службы России заявление о внесении в квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению отметок о прохождении обучения по программам повышения квалификации. К заявлению был приложен пакет документов, предусмотренный п. 68 Административного регламента, утвержденного приказом ФТС от ... .... ... письмом ... Центральное таможенное Управление отказало Старченко Н.Н. в проставлении отметок в квалификационном аттестате по причине того, что Старченко Н.Н. не был произведен обмен квалификационного аттестата старого образца на новый, поэтому срок действия квалификационного аттестата ..., выданный на имя Старченко Н.Н. истек и подлежит аннулированию. Полагает, что она соблюдала установленный для специалистов по таможенному оформлению порядок прохождения обучения по программам повышения квалификации. Законом не предусмотрена возможность отказа в проставлении отметок о соблюдении требования о повышении квалификации по основаниям, изложенным в письме Центрального таможенного управления. Приказ ФТС России ... от ... не предъявляет каких-либо требований к специалистам по таможенному оформлению о необходимости обмена квалификационных аттестатов, такая обязанность возложена на региональные таможенные управления; ее аттестат по настоящее время не аннулирован и законные основания для не проставления отметок о прохождении обучения отсутствуют. Заявитель Старченко Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя Бакунина Д.А. (л.д. 118). Представитель заявителя Старченко Н.Н. Бакунин Д.А., действующий на основании доверенности от ... сроком на три года (л.д. 34) заявленные требования поддержал. Представитель заинтересованного лица - Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Крылова И.С., действующая на основании доверенности ... от ... сроком до ... (л.д. 33) в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д. 32). Предоставила письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных Старченко Н.Н. требований, поскольку заявителем значительно пропущен срок для прохождения обучения по программам повышения квалификации, направления заявления о проставлении отметок о соблюдении требования о повышении квалификации с подтверждающими документами в аппарат регионального таможенного управления. Нормативно установлено, что обязанность по представлению документов, подтверждающих прохождение обучения лежит непосредственно на специалисте по таможенному оформлению, в связи с несоблюдением указанных требований аттестат специалиста по таможенному оформлению подлежит аннулированию. Решение об аннулировании квалификационных аттестатов оформляется приказом ФТС России. Квалификационный аттестат Старченко Н.Н. не является аннулированным, а отказ в проставлении отметки о прохождении обучения специалистом по таможенному регулированию был оформлен письмом, подписанным уполномоченным на то лицом (л.д. 28-31, 75-77). В порядке главы 25 ГПК РФ суд рассматривает заявления граждан на решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если указанные решения и действия (бездействия) нарушают права и свободы гражданина, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. С учетом указанной нормы права судом установлено, что в соответствии с Уставом ЗАО «Транс Логистик Консалт» и положения о его Новокузнецком филиале (л.д. 45-56, 57-65) данная организация осуществляет деятельность в качестве таможенного брокера. Соответственно в своем штате имеет специалистов по таможенному оформлению, которые в соответствии со своей должностной инструкцией (л.д. 39-42) обязаны иметь квалификационный аттестат, выданный Федеральной таможенной службой России. Выдача и действие квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению регулируется специальными нормативными документами ФТС РФ, в соответствии с которыми специалист обязан раз в два года проходить обучение по повышению своей квалификации, представлять соответствующие документы в таможенное управление для проставления отметки. Неисполнение указанных действий со стороны специалиста по таможенному оформлению влечет невозможность последующего продолжения работы по данной должности. По заявленными требованиям судом установлено, что не проставление отметок о прохождении обучения в квалификационный аттестат заявителя влечет его недействительность и невозможность продолжения трудовой деятельности по должности специалиста по таможенному оформлению, на что прямо указано представителем истца в судебном заседании. Учитывая изложенное, а также то, что отказ в проставлении отметок оформлен письмом от ... (л.д. 8), то у заявителя Старченко Н.Н. имеются основания для обращения в суд с данным заявлением и срок обращения ею не нарушен. Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление не подлежит удовлетворению. При рассмотрении заявленных требований суд руководствуется нормативными документами ФТС РФ, так как нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле, впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов. Поэтому в соответствии: - статья 146 ТК РФ (ред. от ...) Специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. - согласно ч. 3 ст. 147 ТК РФ (ред. от ...) каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме 40 академических часов. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензиюна право ведения образовательной деятельности. - согласно п. 5 ч. 1 ст. 148 ТК РФ (ред. от ...) квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется в случае, если: специалист по таможенному оформлению нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное пунктом 3 статьи 147 настоящего Кодекса. - согласно п. 1 ст. 64 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" аттестация на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям (далее - аттестация), проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям сроком действия не ограничивается. - согласно п. 68 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению, утвержденного Приказом ФТС РФ от 23.07.2008 N 905 специалист по таможенному оформлению, прошедший в текущем календарном году обучение по программам повышения квалификации, для проставления отметки о соблюдении требования о повышении квалификации обращается в рабочий аппарат регионального таможенного управления, в котором сдал квалификационный экзамен, с письменным заявлением в произвольной форме. К заявлению прилагаются оригинал квалификационного аттестата, заверенные копии документа, подтверждающего прохождение обучения, и копию лицензии образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности. В случае, если будет представлен оригинал документа, подтверждающего прохождение обучения по программам повышения квалификации, региональное таможенное управление по просьбе заявителя возвращает оригинал документа, самостоятельно заверив копию данного документа. - согласно п. 69 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению, утвержденного Приказом ФТС РФ от 23.07.2008 N 905 заявление и документы, указанные в пункте 68Административного регламента, должны быть представлены специалистом по таможенному оформлению в рабочий аппарат регионального таможенного управления в течение месяца после прохождения обучения по программам повышения квалификации, но не позднее 31 января календарного года, следующего за годом, в течение которого такое обучение было завершено. - согласно п. 4 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, утвержденного Приказом ФТС РФ от 05.02.2007 N 152 решение об аннулировании квалификационных аттестатов оформляется приказом ФТС России. Копии приказов ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов направляются специалистам по таможенному оформлению, квалификационные аттестаты которых аннулированы, и таможенным брокерам (представителям), работниками которых являются указанные специалисты по таможенному оформлению. - согласно пп. 5 п. 6 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, утвержденного Приказом ФТС РФ от 05.02.2007 N 152 основанием для аннулирования квалификационных аттестатов являются следующие обстоятельства: установлено, что специалист по таможенному оформлению не выполнил обязанность каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации. - согласно п. 15 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, утвержденного Приказом ФТС РФ от 05.02.2007 N 152 основания для аннулирования квалификационных аттестатов в случае, определенном подпунктом 5 пункта 6 настоящего административного регламента, возникают при непредставлении специалистами по таможенному оформлению в РТУ документов, подтверждающих прохождение обучения по программам повышения квалификации, в течение месяца со дня истечения срока, определенного подпунктом 5 пункта 6 настоящего административного регламента. Судом установлено, что: - Старченко Н.Н. на основании приказа № ... от ... (л.д. 35) и трудового договора ... от ... работает специалистом по таможенному оформлению в Новокузнецком филиале ЗАО «Транс Логистик Консалт», так как ... ею получен квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению ..., которым предоставляется право совершать действия по таможенному оформлению от имени и таможенного брокера и присваивается квалификация «Специалист по таможенному оформлению» (л.д. 12-13). В аттестате отсутствую отметки о прохождении обучения; - согласно свидетельства от ... Старченко Н.Н. прошла повышение квалификации с ... по ... (л.д. 14); - согласно свидетельства от ... Старченко Н.Н. прошла повышение квалификации с ... по ... (л.д. 15); - ... директор Новокузнецкого филиала ЗАО «Транс Логистик Консалт» Бакунин Д.И. и Старченко Н.Н. совместным письмом обратились офромелнию ств иств азца и проставить в нем отметки о соблюдении требования о пофикационный аттестат _______обратились о вмтмтсооо в Центральное Управление Федеральной таможенной службы России о внесении в квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению Старченко Н.Н. отметок о прохождении обучения по программам повышения квалификации с приложением подтверждающих документов (л.д. 11), при этом ответ просили направить на юридический адрес ЗАО «Транс Логистик Консалт» в ...; - ... письмом ... Центральное таможенное Управление отказало Старченко Н.Н. в проставлении отметок в квалификационном аттестате о прохождении обучения, в связи с тем, что в установленный срок заявителем не был произведен обмен квалификационного аттестата старого образца на новый, указав дополнительно, что срок действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению ..., выданного на имя Старченко Н.Н. истек, считается недействительным и подлежит аннулированию (л.д. 8); - согласно письма ФТС РФ от ... ... «О повышении квалификации специалистов по таможенному оформлению» (л.д. 10) специалистам по таможенному оформлению измене срок очередного прохождения обучения, а именно: специалистам по таможенному оформлению, получившим квалификационные аттестаты в 2004 году, обязаны пройти обучение по программам повышения квалификации в 2007 году. Таким образом, на основании установленных обстоятельств и вышеизложенных норм права судом установлено, что основанием к отказу в проставлении отметок о прохождении обучения в квалификационном аттестате Старченко Н.Н. являются: - нарушение сроков предоставления документов для проставления отметки, что следует из письменных отзывов ЦТУ РФ, - отсутствие обмена квалификационного аттестата старого образца на новый, произведенный в 2007 году на основании приказа от ... ... «Об обмене квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению», что следует из письменного ответа от .... Рассматривая обоснованность и законность каждого основания отказа в проставлении отметки, судом установлено, что: -по первому основанию заявителем Старченко Н.Н. не соблюден срок предоставления документов о прохождении обучения, предусмотренный п. 68, 69 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению, так как обучение заявитель прошел ... и ..., а заявление о внесении в квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению отметок о прохождении обучения с приложенными документами о прохождении обучения направлено ..., хотя срок направления заявления для внесения отметок о прохождении обучения по указанным датам истек соответственно до ... (но не позднее ...) и до ... (но не позднее ...). Представитель заявителя в судебном заседании данное обстоятельство признал, считает это ошибкой заявителя, но считает при этом, что данная ошибка не влечет последствий отказа в проставлении отметки о прохождении обучения. Суд данное утверждение считает ошибочным, так как в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, граждане РФ наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обязаны соблюдать законы Российской Федерации и, соответственно, пользоваться своими правами разумно и добросовестно. В данном случае нарушение установленного регламентом порядка подтверждения права на получение отметок в квалификационном аттестате заявителем существенно нарушено, никаких уважительных причин пропущенному сроку не указано и о восстановлении пропущенного срока не заявлено. На основании изложенного суд считает, что Центральное таможенное управление обоснованно отказало заявителю Старченко Н.Н. в проставлении отметки о прохождении обучения по программам повышения квалификации, поэтому не находит основании для признания данных действий незаконными и обязании их совершения. - по второму основанию, что Приказом Федеральной Таможенной службы от ... ... «Об обмене квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению» организован в срок до ... обмен квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, выданных после ..., который производится по письменному заявлению этих специалистов без сдачи экзаменов и с внесением сведений о соблюдении условия прохождения обучения по программам повышения квалификации. Старченко Н.Н. во исполнение вышеуказанного приказа с письменным заявлением об обмене квалификационного аттестата не обращалась, что в судебном заседании представитель заявителя не оспаривает. Утверждение представителя заявителя по данному вопросу в той части, что данный приказ к специалистам по таможенному оформлению не относится, так как адресован для исполнения начальникам региональных таможенных управлений суд считает ошибочным. Так, согласно данного приказа на начальников региональных таможенных управлений возложена обязанность по организации проведения обмена (прием заявлений о смене, прием аттестатов старого образца, их регистрация, выдача аттестатов нового образца, их регистрация, создание электронной базы и прочие технические действия) квалификационных аттестатов, выданных до ..., а на специалистов возложена обязанность по обращению с заявлениями об обмене квалификационных аттестатов. А.так как заявитель занимает именно эту должность, поэтому именно она и должна была со своей стороны исполнить данный приказ и обратиться с соответствующим заявлением, чего не сделала, уважительных причин не назвала и судом таковых не установлено. Поэтому отказ в проставлении отметки о прохождении обучения в порядке повышения квалификации в квалификационном аттестате старого образца со стороны ЦТУ РФ является законным и обоснованным. Кроме того, и в связи с тем, что решение по вопросу аннулирования квалификационного аттестата по любым основаниям, в том числе, по результатам обмена, в связи с нарушением порядка прохождения обучения, его выдачи, вправе принимать ФТС России, а так как решение об аннулировании не представлено и обжалуется действие не ФТС РФ, а Центрального таможенного управления, суд в порядке ст. 196 ч. 3 ГПК РФ не вправе выходить за рамки заявленных требований, и обязывать к действиям органы государственного управления, которые заявителем к участию в деле привлечены не были и действия которых заявителем не обжаловались. офромелнию ств иств азца и проставить в нем отметки о соблюдении требования о пофикационный аттестат __________ На основании изложенного суд считает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ суд, р е ш и л: Старченко Н.Н. в удовлетворении заявления : - о признании бездействия Центрального таможенного управления, выразившееся в не проставлении отметок о прохождении обучения в квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, выданным на имя Старченко Н.Н., - об обязании Центральное таможенное управление выдать Старченко Н.Н. квалификационный аттестат нового образца и проставить в нем отметки о соблюдении требования повышения квалификации, о т к а з а т ь. Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней. Судья (подпись) О.В. Бердюгина изготовлено .... Судья О.В. Бердюгина