Дело № 2-1370/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи Горковенко С.А. при секретаре - Кадышевой И.Б., рассмотрев в судебном заседании в г. Новокузнецке 14.09.2011 года гражданское дело по иску Ачеловой Т.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г.Новокузнецка о признании незаконным отказа Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заводском районе г.Новокузнецка в назначении социальной пенсии, понуждении к назначению социальной пенсии с момента обращения за ней, УСТАНОВИЛ: истец - Ачелова Т.А. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе города Новокузнецка в назначении ей социальной пенсии, как представительнице коренного населения Кузбасса. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе города Новокузнецка назначить ей выплату социальной пенсии в соответствии с Федеральным Законом от ... с момента обращения в ГУ Пенсионного фонда Заводского района города Новокузнецка с .... Свои требования мотивирует тем, что она, Ачелова Т.А., ... года рождения ... обратилась в Управление пенсионного фонда по поводу начисления пенсии как представительнице малочисленного коренного шорского народа Кузбасса. Ей были представлены все документы, подтверждающие принадлежность к шорскому народу. ... ГУ УПФ Заводского района города Новокузнецка, рассмотрев ее заявление принял решение отказать в назначении пенсии по ст.11 ФЗ 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ... от .... Ей был выдан протокол заседания комиссии Управления ПФР в Заводском районе города Новокузнецка по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. Комиссия приняла решение, что ее право на назначение социальной пенсии не усматривается. В судебном заседании истец - Ачелова Т.А. на заявленных требованиях настаивала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, суду пояснила, что заявитель должен не только относиться к малочисленным народам Севера, но и проживать в местах традиционного проживания данной народности в целях сохранения этноса, культуры, обычаев. Принадлежность Ачеловой к малочисленным народам подтверждает свидетельство о рождении. Однако, документов, подтверждающих ее проживание в местах традиционного проживания шорцев, занятие традиционными видами деятельности, не представлено. Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из смысла норм, гарантированных статьями 2,18,39 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, следует, что суды, рассматривая дела данной категории, обязаны истолковывать положения законодательства в их системной связи в интересах личности. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать то обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Из смысла норм, гарантированных статьями 2,18,39 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, следует, что суды, рассматривая дела данной категории, обязаны истолковывать положения законодательства в их системной связи в интересах личности. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Данная норма Закона, несмотря на прекращение действия Постановления от 11.01.1993 № 22, не утратила силу и подлежит применению. Из правого смысла указанного положения закона следует, что назначение социальной пенсии указанным лицам связано не только с их национальной принадлежностью, но и с местом проживания в определенных районах Севера, то есть в тяжелых природных и климатических условиях. Таким образом, до внесения изменений в Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», исходя из смысла и содержания законодательства, основанием особого пенсионного обеспечения коренных малочисленных народов Российской Федерации являлось их компактное проживание в соответствующих районах и местностях Российской Федерации и сохранение при этом традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, численность в Российской Федерации менее 50 тысяч, осознание себя самостоятельными этническими общностями, а не только их национальная принадлежность или проживание в районах Севера. Более того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях коренных малочисленных народов Российской Федерации» под коренным малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Согласно Перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному Распоряжением Правительства РФ № 536 от 17.04.2006 года, к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся шорцы. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 года № 255 утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, согласно которому в отношении народа «шорцы» как субъект РФ, на территории которого проживают указанный коренной малочисленный народ, является Кемеровская область. Согласно Распоряжению Правительства РФ № 631-р от 08.05.2009 года в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ входит Кемеровская область, а именно Новокузнецкий городской округ. В соответствии с Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 года № 631-р, территорией традиционного проживания коренных малочисленных народов в Кемеровской области является, в том числе, Новокузнецкий городской округ. Аналогичные нормы содержатся в ст. 1 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 года № 42-ОЗ «О коренных малочисленных народах Кемеровской области». В соответствии с п. 18 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», к заявлению гражданина, обратившегося за назначением социальной пенсии, должен быть приложен документ, подтверждающий принадлежность к малочисленным народам Севера, которым может быть паспорт или свидетельство о рождении. При отсутствии в указанных документах необходимых сведений предоставляется справка, выданная общинами малочисленных народов Севера. Судом установлено, что Ачелова Т.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заводском районе города Новокузнецка с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»№2034 от 22.11.2010 года, что подтверждается протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 32 от 10.02.2011 года, обстоятельство обращения Ачеловой Т.А. с заявлением о назначении пенсии 09.02.2011 года ответчиком также не оспаривается. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Ачеловой Т.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, что отражено в протоколе № 32 от 10.02.2011 года. Отказ мотивирован тем, что всоответствии с пунктом 1 ст. 11 ФЗ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в РФ граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 2 ст.24 данного закона установлено, что перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливается в порядке определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда от 27.02.2002 года №16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно пункту 10 Перечня к заявлению о назначении социальной пенсии должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительство, принадлежность гражданину; подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера. Пунктом 18 Перечня определено, что в качестве документа, подтверждающего принадлежность к малочисленным народам Севера предъявляется паспорт, свидетельство о рождении. При отсутствии в указанных документах требуемых сведений предъявляется справка, выданная общиной малочисленных народов Севера, органами местного самоуправления. В целях пенсионного обеспечения граждан указанной категории, учитывая позицию Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2П, применяется Постановление от 11.01.1993 года №22 «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера». В соответствии с данным Постановлением заявитель должен не только относиться к малочисленным народам Севера, но и проживать в местах традиционного проживания данной народности в целях сохранения этноса, культуры, обычаев своих предков. Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении ДЧ ... Тепчегешевой Т.А. в графе национальность отца указано «шорец», матери - «шорка» (л.д.5). Согласно справке о заключении брака ... от ... Ачелов В.И. и Тепчегешева Т.А. зарегистрировали брак ..., о чем в книге сделана запись ..., после заключения брака присвоены фамилии: мужу Ачелов, жене Ачелова (л.д.20). Тем не менее, отказывая истице в иске суд исходит из следующего. Как установлено судом из пояснений истца и представленных ею в суд докеументов, Ачелова Т.А. проживает с ... по адресу: ..., что подтверждается паспортом, выданным ОВД ... ... (л.д.23-24). Факт занятия традиционными видами деятельности малочисленных народов Севера, как своего основного занятия, истица суду не доказала, несмотря на то, что Ачеловой Т.А. было предложено подтвердить факт занятия традиционными видами деятельности любыми доказательствами. Напротив, ею было представлено заявление, в котором она просила рассмотреть дело без дополнительных, кроме имеющихся в материалах дела, доказательств занятия традиционными для шорцев видами деятельности, но этих доказательств в материалах дела не имеется. Из справки Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов «Ульгер» города Новокузнецка, представленной Ачеловой Т.А. в качестве доказательства, не следует, какую работу Ачелова Т.А. ведет в общине, является ли эта работа источником ее существования. Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» включает в себя, в том числе, собирательство и огородничество, однако данные виды традиционной хозяйственной деятельности подразумевают под собой указанную хозяйственную деятельность, как единственный источник для существования. Тот факт, что по национальности истец - Ачелова Т.А. - шорка и относится к малочисленным народам Север, сам по себе не означает наличие у нее права для назначения ей социальной пенсии в соответствии с законодательством РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Ачеловой Т.А. в иске к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка о признании незаконным отказа Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка в назначении социальной пенсии как представительнице коренного населения Кузбасса, понуждении к назначению социальной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с момента обращения - с 20.01.2011 года, отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 19.09.2011 года Судья С.А. Горковенко