Решение от 19.09.2011 г. по иску Голубь В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ



Дело № 2 - 927/11 г.                                                              19.09.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Ермоленко О.А.

При секретаре Пономаревой О.С.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубь В.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

У С Т А Н О В И Л

    Голубь В.А. просит признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Новокузнецка от 14.04.2011 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по списку № 2, период его работы с 12.05.1981 г. по 05.05.1990 г. в должности машиниста бульдозера 6 разряда в Шахтопроходческом управлении № 1 ПО «Гидроуголь»; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Новокузнецка назначить ему досрочную трудовую с 30.03.2011 года; взыскать с ответчика судебные расходы по составлению искового заявления в размере 800 рублей. Истец суду пояснил, что 12.05.1981 года был принят на работу в Шахтопроходческое управление № 1 ПО «Гидроуголь» машинистом бульдозера 6 разряда и проработал до 05.05.1990 года. В его обязанности входили выполнение работ по ломке, перемещению угля, основным видом деятельности ШПУ № 1 была организация и обеспечение безопасных методов ведения горных работ, обслуживание шахты по добыче угля. Он в течение полного рабочего дня работал во вредных, тяжелых условиях труда - в условиях повышенной температуры, превышения уровня промышленного шума, промышленной пыли, которые отрицательно влияли на его здоровье. Он бульдозером убирал с транспортерной ленты уголь, который шел на «гора», доставлял шахтовое оборудование в шахту. В связи с вредными условиями труда все машинисты бульдозера шли на пенсию по списку № 2. График его работы был с 8 до 17 часов, пятидневная рабочая неделя. В управлении было четыре участка, он работал на всех участках. 30.03.2011 года он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости по списку № 2, однако вышеуказанный период работы не был включен в специальный стаж, так как представленная им архивная справка не уточняет особый характер работы и условий труда. Характер и условия его труда в суде подтвердили свидетели, письменных доказательств, подтверждающих его исковые требования, он представить не может, так как человек, у которого хранились документы по личному составу, умер.

    Представитель ответчика Маслюкова С.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что решение о не включении в специальный стаж истца период его работы машинистом бульдозера в ШПУ № 1 ПО «Гидроуголь» и об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии вынесено законно, так как истцом не были представлены сведения о его занятости полный рабочий день в особых условиях труда и о производстве, в условиях которого производились работы. В судебном заседании истец также не представил этих доказательств. Свидетельские показания нельзя принимать в качестве доказательств, так как с января 2010 года характер работы, т.е. особенности осуществления трудовых функций, показаниями свидетелей подтверждать нельзя. В связи с чем, просит в иске Голубь В.А. отказать.

    Свидетель Дадынский Н.В. суду пояснил, что истца он знает, так как в 1981 году был принят в ШПУ №1 машинистом бульдозера 6 разряда. В ШПУ было несколько участков, он работал до марта 1991 года машинистом бульдозера на участке № 2, затем до октября 1995 года - на участке № 3. С истцом, который работал машинистом бульдозера 6 разряда, они некоторое время вместе работали на технологическом участке ШПУ № 1, занимались одной и той же работой - толкали бульдозерами уголь, породу. Затем работали на разных участках, но продолжали выполнять одну и ту же работу, работали в одинаково вредных условиях. Ежедневно утром и вечером он видел истца в ШПУ № 1. В 1999 году он пошел на пенсию по списку № 2 как машинист бульдозера, однако в то время все документы для назначения досрочной пенсии оформляли в отделе кадров ШПУ. Указанные в личной карточке истца участки СМУ, возможно, обозначают строительно - монтажное управление, так как в управлении был строительный участок, работники которого занимались строительством шахты; УТК - участок технологического комплекса (л.д.34 о.с. - 35).

    Свидетель Зявенко В.П. суду пояснил, что знает истца с 1979 года, так как вместе работали в шахтопроходческом управлении № 1, истец работал бульдозеристом, а он сначала подземным горным рабочим, с июня 1987 года - горным мастером подземного участка № 1, с сентября 1987 года - заместителем начальника подземного участка № 1, с декабря 1987 года исполнял обязанности начальника этого участка до сентября 1989 года. Истец был причислен к подземному участку № 1. В 1987 году ШПУ № 1 вело проходческие работы по строительству шахты «Есаульская», истец выполнял работы по отталкиванию горной массы из под конуса, привозил материалы. На этом участке работали два бульдозериста, график работы был с 8 до 17 часов, иногда они работали в «ночную». На участке, где работал истец, была большая запыленность, он работал на улице и в жару, и в холод. В ШПУ № 1 было пять проходческих участков, которые переименовывались, между проходческими и подземными работами не было разницы, так как все занимались строительством шахты. Работники могли официально числиться на одном участке, а работать на другом, но документально это не оформлялось. Простои в работе не допускались, так как была технологическая цепочка, и если не отгребать угольную массу, то завалит конвейера. Простой был только в случае поломки бульдозера и тогда один бульдозерист работал на два участка. Работой они были заняты полный рабочий день, иногда выходили на работу в выходные. Для работников был табельный учет, составлялся график выходов, выдавались наряды на работу, был контроль в «ламповой». Истца табелировал горный мастер, у которого истец был в непосредственном подчинении, наряды на работы выдавались начальником участка. Оплата труда была повременная, проставлялся КТУ, не знает, были ли какие - либо доплаты бульдозеристам. СМУ - это строительно - монтажный участок, который занимался строительством эстакад, галерей, зданий на территории шахты; УТК - участок технологического комплекса, где находилась вся техника, на данном участке занимались ремонтом техники, её перевозкой, также перевозкой материалов, так как шахта строилась в тайге. Дополнительных отпусков у бульдозеристов не было (л.д.44 - 45).

    Свидетель Косыч П.Н. суду пояснил, что с апреля 1982 года работал в ШПУ № 1 машинистом бульдозера 5 разряда, позже ему был присвоен 6 разряд. В июне 1982 года он был переведен на машинистом автоскрепера, затем прорабом строительного участка, впоследствии механиком строительного участка. Истец работал машинистом бульдозера, работали они на разных участках. Работа на бульдозере тяжелее, чем на автоскрепере, постоянно связана с углем, грязью, пылью, однако разницы в зарплате не было, льгот не было, дополнительных отпусков за вредность не предоставляли. Работали как придется, могли работать как на бульдозере, так и на автоскрепере. Он ушел на пенсию давно по списку № 2 (л.д.45).

    Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Голубь В.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7настоящего Федерального закона, следующим лицам: 2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" Списком № 2 в разделе 1.Горные породы код 2010100а-13583 предусмотрена профессия машиниста бульдозеров.

В соответствии с п. 5 Постановления Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 27.1 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 2 настоящего Перечня, должны быть приложены документы: подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27, пункт 1 статьи 27.1 и подпункт 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

     В соответствии с п.4 ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 27 И 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.05.2006 N 266, от 18.06.2007 N 381, от 26.05.2009 N 449, с изменениями, внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 261-О) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

        Исходя из п.5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Согласно положению ст. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" "173-ФЗ от 17.12.2001 года и п. 29 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий", утвержденных Постановлением РФ от 24.07.2002 года N 555, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающий этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

       В соответствии с п.2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.

        В соответствии с п. 3 указанного порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным закономот 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

     4. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

      Согласно записи в трудовой книжке истец Голубь В.А. 12.05.1981 года был принят машинистом бульдозера 6 разряда в Шахтопроходческое управление № 1 г. Новокузнецка производственного объединения «Гидроуголь», где проработал до 05.05.1990 года (л.д.7 - 8).

    Согласно архивной справке из Государственного учреждения КО «Государственный архив Кемеровской области в г. Новокузнецке» от 22.03.2011 года Голубь В.А. был принят машинистом бульдозера 6 разряда с часовой тарифной ставкой с 12.05.1981 года, уволен 05.05.1990 года. Сведения о реорганизации данного предприятия в архив не поступали, сведения о работе взяты из приказов и личной карточки истца (л.д.14).

Согласно протокола заседания Комиссии Управления ПФР в Заводском районе г. Новокузнецка по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.04.2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии Голубь В.А. отказано, так как права на эту пенсию не усматривается, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, составляет 10 лет 21 день (л.д.15 - 19).

    Согласно справки МАУ «Архив города Новокузнецка» документы по личному составу Шахтопроходческого управления № 1 ПО «Гидроуголь» на хранение в архив не поступали (л.д.26).

Согласно ответа на запрос из ГУ КО «Государственный архив Кемеровской области в г. Новокузнецке» от 15.06.2011 года штатное расписание, тебели учета рабочего времени, должностные инструкции, технологические характеристики машинистов бульдозера Шаахтопроходческого управления № 1 ПО «Гидроуголь» в архив на хранение не поступали (л.д.27а).

    Согласно записи в личной карточке истец 12.05.1981 года был принят машинистом бульдозера 6 разряда в Шахтопроходческое управление № 1 ПО «Гидроуголь», затем с 01.12.1987 года работал на участке СМУ этого же управления машинистом бульдозера 6 разряда; с 01.04.1998 года работал на участке УТК. Сведения об отпуске за 1989 и 1990 годы, продолжительность отпуска 21 рабочий день (л.д. 24).

     Вышеперечисленные документы не подтверждают специальный стаж работы истца, его право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда по Списку № 2.

Показания свидетелей доказательством, подтверждающим характер работы истца, т.е. особенности осуществления им трудовых функций, в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» не являются.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Зявенко и Дадынский не работали машинистами бульдозера в ШПУ № 1, ими суду не было представлено документов, подтверждающих совместную работу с истцом в спорный период времени. Также истцом не был приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе истца, и невозможность их получения. Свидетель Косыч отработал машинистом бульдозера непродолжительное время.

Истцу судом неоднократно предлагалось в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представить дополнительные доказательства, истец заявлял ходатайство об отложении дела для предоставления этих доказательств, однако данных доказательств истцом представлено не было (л.д.41).

     Таким образом, решение комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Новокузнецка нельзя признать незаконным, в связи с чем, в иске Голубь В.А. следует отказать.

     Требования Голубь В.А. о взыскании с ответчика судебных расходов за составление искового заявления в размере 800 рублей также следует оставить без удовлетворения на основании ст. 98 ГПК РФ.

     Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л

    В иске Голубь В.А. о признании незаконным решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Новокузнецка о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов отказать.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме - 27.09.2011 года.

Судья         /подпись/                                                             О.А. Ермоленко

Верно. Судья           О.А.Ермоленко