Решение от 07.11.2011 г. по жалобе С.



Дело № 2- 1805/2011

Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заводской районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Бердюгиной

при секретаре Барминой

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 07 ноября 2011 года жалобу С. на решение Окружной избирательной комиссии ... по выборам депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов,

ус т а н о в и л:

С.. обратился в суд с жалобой, которой просит:

- отменить решение окружной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ... С.» от 31.10.2011г. ....

Требования мотивирует тем, что на основании итогового протокола от 27.10.2011г. ОИК ... «об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах С..» принято решение отказать в регистрации С.. кандидатом в депутаты Новокузнецкого городского совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу ..., выдвинутого в порядке самовыдвижения, на основании п.24 ст.38 ФЗ-67 от 12.06.2002г. и подпункта 7, пункта 2 ст.74 03-№ 54 от 30.05.2011г.

Считает решение ОИК ... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ...» от 31.10.2011г. ... необоснованным по следующим основаниям:

- на момент изготовления подписных листов, он- заявитель руководствовался приложением № 3 к закону Кемеровской области 03-№54 от 30.05.2011г., где не указано в подстрочном тексте о необходимости указывать дату выдачи паспорта сборщика подписей.

При этом не оспаривает то, что законом установлена необходимость указывать паспортные данные сборщика подписей в полном объеме, включая дату выдачи его паспорта, но из пункта 1 ст.27 закона № 54 -ОЗ следует, что приложения должны соответствовать нормам данного закона.

Следовательно, считает, что приложения к данному закону, в которых отсутствует подстрочный текст в части указания на дату выдачи паспорта сборщика подписей соответствует закону № 54-ОЗ, которым он - заявитель и руководствовался.

Отсутствие даты выдачи паспорта сборщиков подписей в подписных листах расценивает как допущенную техническую ошибку.

Заявитель С.. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, дал показания, аналогичные изложенным в заявлении, дополнив, что 23.09.2011г. в Окружную избирательную комиссию ... им было подано заявление - уведомление о том, что он в качестве самовыдвиженца желает выдвинуть свою кандидатуру в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. В связи с подачей заявления-уведомления Окружная избирательная комиссия ... составила протокол и приняла все необходимые документы. 24.10.2011г. для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов им в Окружную избирательную комиссию ... были предоставлены все необходимые документы. 27.10.2011г. он был приглашен на жеребьевку в Окружную избирательную комиссию ..., где были отобраны подписные листы. В результате данной процедуры был составлен итоговый протокол проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. В протоколе указано, что «общее количество недействительных подписей избирателей в подписных листах кандидата в депутаты С. составляет 100 % от общего количества подписей, отобранных для проверки». 31.10.2011г. было вынесено решение Окружной избирательной комиссии ... об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ....

В связи с этим, он подал письменное заявление о проверке Областной избирательной комиссией достоверности паспортных данных сборщиков подписей. 03.11.2011г. он получил решение об отказе в удовлетворении заявления о проверке достоверности паспортных данных сборщиков подписей. Решение ОИК ... считает незаконным, поскольку между федеральным и областным законодательством существует противоречие. В приложении к Федеральному закону от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в образцах подписных листов в тексте подстрочников указано требование, что подписные листы должны содержать дату выдачи паспорта сборщиков подписей. Приложение Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» в образцах подписных листов в тексте подстрочников данное требование не указано. 05.10.2011г. в Закон Кемеровской области 03-№54 от 30.05.2011г. внесены поправки и изменения, где уже приложение №3 соответствует Федеральному закону, которые вступили в силу через 10 дней после опубликования. Он при оформлении подписных листов руководствовался требованиями Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» без поправок.

Из существа письменных и устных показаний заявителя следует, что он лично сам занимался сбором подписей и оформлением некоторой части подписных листов. При заполнении которых в части изложения данных сборщика подписей руководствовался образцами бланков подписных листов, являющихся приложением к Закону № 54- ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», в которых в подстрочном тексте не прописано требование об указании даты выдачи паспорта сборщика подписей. Поэтому он данную дату в самим оформленных подписных листах не указал. Но при этом представил в избирательную комиссию список лиц, занимающихся сбором подписей, в котором указаны все необходимые данные по ним, включая и данные паспорта с датой его выдачи.

Других нарушений в данных подписных листах не обнаружено.

На основании изложенного считает, что он оформил подписные листы в соответствии с требованиями вышеуказанного закона, поэтому решение ОИК ... об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты является незаконным.

Представитель заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии ... г. Новокузнецка Л., действующая на основании доверенности ... от 01.11.2011 года, в судебном заседании требования С. не признала, предоставила суду письменный отзыв (л.д.20-22). Согласно представленного отзыва считает, что оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии ... принято без нарушений областного и федерального законодательства по следующим основаниям:

- подписной лист кандидата С. полностью соответствует форме, установленной 67-ФЗ от 12.06.2002г.,однако требования к содержанию подписного листа, предусмотренного п. 12 ст. 37 67-ФЗ от 12.06.2002г.не соблюдены. В соответствии с данной нормой закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Таким образом, подписной лист кандидата С. по форме соответствовал требованиям и 67-ФЗ от 12.06.2002г., и 54-03 от 30.05.2011, но сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, были указаны в подписном листе не в полном объеме, поэтому все подписи избирателей в подписной листе признаны недействительными.

Поправки ОЗ № 111 от 05.10.2011г. вступили в законную силу с 16.10.2011г., следовательно в соответствии с п. 3 ст.11 Федеральному закону от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» данные поправки на данных выборах не применяются. В случае противоречия Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ Федеральному закону от 12.06.2002г. № 67-ФЗ, применению подлежит Федеральный закон.

Представитель заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии ... г. Новокузнецка председатель Б. в судебном заседании требования С. не признал, поддерживает доводы представителя ОИК ... г. Новокузнецка Л.

        Выслушав заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 259 ч 1 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, …., считающие, что решениями или действиями ( бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться в суд с заявлением.

Рассмотрения подобных заявлений производится судом по правилам главы 26 ГПК РФ.

Судом установлено, что 23.09.2011г. заявитель С. в порядке самовыдвижения уведомил ОИК ... о желании участвовать в выборах в Городской Совет народных депутатов в качестве претендента на депутатский мандат.

24.10.2011г. представил в ОИК ... необходимое количество подписных листов. 26.10.2011г. был приглашен на жеребьевку, которая состоялась 27.10.2011г., по результатам проведения которой составлен протокол ... от 27.2011г. (л.д. 5).

Выбранное количество подписных листов проверено на предмет правильности оформления подписных листов, по результатам чего составлена ведомость от 27.10.2011г. (л.д. 6), а в последующем итоговый протокол проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах от 27.10.2011г. (л.д. 4). В результате, согласно записей в указанных документах, установлено, что 45 подписей в отобранных подписных листах являются недействительными в связи с неполными данными сборщика подписей, не указавшего в подписных листах дату выдачи своего паспорта. А оставшееся количество подписей является недостаточным для регистрации С.. кандидатом в депутаты Новокузнецкого Совета народных депутатов.

Поэтому решением ОИК ... ... от 31.10.2011г. С. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов на выборах 4.12.2011г. (л.д. 3).

В соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пп. 7 п.2 ст. 74 областного закона № 54 -ОЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Установленные обстоятельства и правомерность применения данной нормы законов при отказе в регистрации участники процесса не оспаривают.

Поэтому для разрешения данного дела суду надлежит разрешить вопрос правомочность действия ОИК ... в части признания недействительными 45 подписей избирателей в подписных листах, в которых отсутствует запись в данных сборщика подписей о дате выдачи паспорта сборщика подписей и какой нормой право при этом следует руководствоваться.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» … подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Приложения 7 и 8 в ланках подписных листов в подстрочном тексте имеют указание на необходимость внесения данных сборщика подписей, перечисленных в п. 12 закона № 67-ФЗ.

В соответствии с п. 12 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.,

т.е. сведений, в том числе, о дате выдачи паспорта сборщика подписей.

В соответствии с пп.З п. 64 ст. 38 11 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недействительными признаются все подписи избирателей, … если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей … указаны в подписном листе не в полном объеме…

Аналогичные нормы содержит Закон Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», а именно:

в соответствии со ст. 27 подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда и по форме, установленной в приложениях 1 - 5 к настоящему Закону;

в соответствии с п. 7 ст. 27 Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» подписной лист собственноручно заверяется лицом, собиравшим подписи, которое указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (если ему исполняется 18 лет в год проведения соответствующих избирательных действий, - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения.

При этом, в приложениях 1-5 бланках подписных листов в подстрочном тексте отсутствует запись о необходимости указания в тексте даты выдачи паспорта сборщика подписей.

В соответствии с пп.7. ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, … если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

В соответствии со ст. 11 ч 2 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативно- правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Судом в вышеперечисленных нормах законов № № 67-ФЗ и 54-ОЗ достоверно установлено, что оба закона в описательной части норм имеют требования об внесении в подписных листах сведений о сборщике подписей, включая дату выдачи ему паспорта.

Каждый закон имеет в качестве приложений и бланки подписных листов, содержащих подстрочный текст, который по отношению друг к другу, а также к письменному изложению норм имеет противоречия, а именно: в бланках в приложениях к закону кемеровской области № 54-0З в подстрочном тексте отсутствует указание на необходимость внесения сведений о дате выдачи паспорта сборщика подписей.

Однако, из существа вышеперечисленных норм законов следует, что Закон Кемеровской области № 54- ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» устанавливает дополнительные гарантии избирательных прав граждан РФ.

Нормы ГПК РФ прямо устанавливают на необходимость руководствоваться нормами закона, имеющего высшую юридическую силу, которым в данном случая является закон № 67-ФЗ, текст нормы которого и бланк приложения подписного листа в подстрочном тексте не имеют между собой никаких противоречий.

Кроме того, суд считает, что даже при заполнении бланка, установленного законом № 54 - ОЗ следовала руководствоваться текстом нормы закона и выполнять данные ею установки по заполнению бланков подписных листов.

На основании изложенного суд считает, что ОИК ... правомерно признала недействительными 45 подписей руководствуясь при этом № 67 -ФЗ, соответственно, правомерно отказала в регистрации из-за недостаточности оставшегося количества подписей избирателей

Доводы заявителя о предоставлении Списка лиц, занимающихся сбором подписей избирателей, не являются основанием для признания решения ОИК недействительным, т.к. и данный список и правильное, полное заполнение подписных листов является требованием закона, не соблюдение которого влечет установленные последствия. Оба вышеназванных закона не предусматривают возможность наличия одного из названных документов взамен отсутствия другого либо неполной в них информации.

Следовательно, данное решение ОИК ... является законным и обоснованным.

На основании изложенного заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 258, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

С. в удовлетворении требования об отмене решения Окружной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ... С.» от 31.10.2011г. ..., о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 5 дней.

Судья подпись О.В Бердюгина

Изготовлено 14.11.2011г.

Судья      подпись О.В. Бердюгина

Верно. Судья        О.В. Бердюгина