Дело № 2-1771/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Гительман Т. А., при секретаре Поломошновой Л.Г., с участием представителя истца- помощника Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Кемеровской области Корнилова А.А., представителя Администрации Заводского района г. Новокузнецка- Красновой В.Л., представителя Управления дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства г. Новокузнецка Вартаньянц О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке «15» декабря 2011года гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Заводского района г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л: Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Заводского района г. Новокузнецка, в котором просит обязать Администрацию Заводского района г.Новокузнецка принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной вдоль автомобильной дороги, ведущей в деревню Телеуты, на земельном участке в кадастровом квартале 42:306:049022. Свои требования мотивирует тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории г.Новокузнецка органами местного самоуправления и юридическими лицами. В ходе проведения совместного с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора Кемеровской области в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе рейда выявлены факты незаконного размещения отходов ТБО на территории Заводского района г.Новокузнецка, а именно вдоль автомобильной дороги ведущей в деревню Телеуты, на протяжении более 300м, образована свалка отходами потребления в виде пластиковых бутылок, картонных коробок, старой мебели и строительного мусора (бетонные плиты, перекрытия, старые унитазы и раковины), а также листья с деревьев, перемешанные с землей (смет с дорог), спил старых деревьев в виде веток и стволов. Согласно ответа отдела по г.Новокузнецку Управления Росреестра по Кемеровской области от 19.10.2011 №06/1-13/4662 земельный участок вдоль дороги на пос. Телеуты (ул.Телеутская) находится в кадастровом квартале 42:306:049022- Заводской район. Действующим законодательством определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Представитель ответчика Администрации Заводского района г. Новокузнецка- Краснова В.Л. исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора не признала, однако в судебном заседании подтвердила тот факт, что Администрация Заводского района г.Новокузнецка обязана принимать меры по ликвидации несанкционированной свалки, так же пояснила, что при наличии финансирования Администрацией Заводского района г. Новокузнецка на весну 2012 г. запланированы мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки вдоль автомобильной дороги ведущей в деревню Телеуты. Третье лицо представитель Управления дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства г. Новокузнецка Вартаньянц О.В., исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Третье лицо представитель комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Новокузнецка- Савина И.Н. извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Новокузнецка, о чем представила в суд заявление (л.д.49), разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда. Представитель Администрации г. Новокузнецка извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, возражений против заявленных требований Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора не представил. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, специалиста Зернина Ф.А., суд приходит к следующему. Судом установлено, что в ходе проведения совместного с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора Кемеровской области в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе рейда выявлены факты незаконного размещения отходов ТБО на территории Заводского района г.Новокузнецка. 19.09.2011г. осмотрена свалка ТБО, которая располагается в Заводском районе, вдоль автомобильной дороги, ведущей в деревню Телеуты. Свалка образована вдоль автомобильной дороги, на протяжении более 300м. Свалка образована отходами потребления в виде пластиковых бутылок, картонных коробок, старой мебели и строительного мусора (бетонные плиты, перекрытия, старые унитазы и раковины), а также листья с деревьев, перемешанные с землей (смет с дорог), спил старых деревьев в виде веток и стволов (л.д.6-7 протокол об осмотре). Земельный участок вдоль дороги на пос.Телеуты (ул.Телеутская) находится в кадастровом квартале 42:306:049022 (л.д.8). Подпунктом 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Подпункт 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с абз.2 ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Положениями ч.3 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть 1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. На основании ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.3.4 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. СанПиН 3.5.2.1376-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам. Согласно п.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. В соответствии с «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года, несанкционированной свалкой признается размещение отходов на не отведенной для этой цели территории. Пунктом 24 ч.1 ст.6 «Устава города Новокузнецка», принятого Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 №11/117 закреплено, что к вопросам местного значения городского округа в соответствии с федеральным законодательством относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п.4.10 «Правил по обращению с отходами на территории города Новокузнецка», утвержденных Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 08.02.2006 №2/11, организация сбора и вывоза ТБО, ЖБО от частного жилищного фонда и территорий города возлагается на администрации районов города. Частью 1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно ч.1 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника Управления дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства г. Новокузнецка, начальник производственного отдела Управления дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства г. Новокузнецка- Зернин Ф.А. пояснил, что Управление дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства г. Новокузнецка наделено правами юридического лица. Основными задачами управления является, в том числе содержание, реконструкция, уборка как самих автомобильных дорог, так и прилегающей к дороге территории на расстоянии одного метра. Кроме того, исходя из средств имеющихся в бюджете Управление распределяет талоны между организациями. Талон дает право на принятие вывезенного мусора с территории на заводе по утилизации отходов. Таким образом, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению поскольку установлено, что ответчиком не исполняется обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, вследствие чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Доказательствами по делу также являются: - решение об утверждении Положения об Управлении дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка (л.д.18-26); - акт обследования № 10 санитарного содержания территории Заводского района от 21.03.2011 г.(л.д. 28-29); - решение о территориальных органах администрации г. Новокузнецка (л.д.32); - положение об администрации Заводского района г. Новокузнецка от 28.12.2010 г. (л.д.33). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц- удовлетворить. Обязать Администрацию Заводского района г.Новокузнецка принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной вдоль автомобильной дороги, ведущей в деревню Телеуты, на земельном участке в кадастровом квартале 42:306:049022. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение суда составлено 16.12.2011 г. Судья /подпись/ Т. А. Гительман Верно. Судья Т. А. Гительман