Решение от 02.12.2011 г. по заявлению Трутнева А.А.



Дело № 2- 1974/2011

Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заводской районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Бердюгиной

при секретаре Ивановой

с участием прокурора Камынина

с участием представителя заявителя Алейникова,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 2 декабря 2011 года заявление Трутнева А.А. об обжаловании решения Окружной избирательной комиссии ... по выборам депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов,

ус т а н о в и л:

Трутнев А.А. обратился в суд с заявлением, которым просит:

- отменить решение окружной избирательной комиссии ... (далее ОИК ...) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ... Трутнева А.А.» как принятое с существенными нарушением требований Закона Кемеровской области « О выборах в органы местного самоуправления в ...» № 54-03 от 30.05.2011г. (далее - Закон Кемеровской Области № 54-ОЗ) и Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ);

- обязать окружную избирательную комиссию ... зарегистрировать кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ... Трутнева А.А. на основании представленных документов и протокола проверки от ...

Требования мотивирует тем, что считает решение Окружной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ... Трутнева А.А.» ... от ... незаконным по следующим основаниям:

- в соответствии с. п.7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ повторная проверка подписных листов предусмотрена только по решению суда. Согласно протоколам, проверка подписных листов кандидата Трутнева А.А. была проведена дважды ... и ... По итогам проверки от ... основания для отказа в регистрации кандидата не было, по итогам проверки от ... комиссия выносит решение об отказе в регистрации;

- согласно п. 6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 4 ст. 29 Закона Кемеровской Области № 54-ОЗ при проведении жеребьевки и проверке подписных листов вправе присутствовать любой кандидат, выдвинутый по соответствующему избирательному округу и предоставивший установленное количество подписей избирателей для проверки, кандидат должен быть извещен о времени проведения жеребьевки и проверки подписных листов. О проверке, проведенной ... кандидат Трутнев А.А. извещен не был, следовательно, проверка подписных листов осуществляться не могла. Таким образом, протокол от ... является недействительным;

- пункт 4 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ предусматривает, что проверке подлежат все представленные подписи или их часть, но не менее 20% от необходимого для регистрации. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата. Решением Муниципальной избирательной комиссии ... от ... установлено, что для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу ... необходимо 219 подписей избирателей. Решением ОИК ... от ... ... установлено, что проверке подлежат 20% подписей от необходимого для регистрации. При пересчете в абсолютную величину 20% от 219 составит 43,8 подписей, данное количество подписей проверить невозможно, таким образом, в решении комиссии должен быть установлен не только процент проверяемых подписей, но и их количество в абсолютной величине для соблюдения принципа равенства кандидатов. Проверенное количество подписей кандидата Трутнева А.А. - 46 подписей - не соответствует определенным в решении комиссии 20%, так как составляет 21%. У кандидата Карташева И.Ю., баллотирующегося также по округу ... было проверено 44 подписи, тем самым комиссия нарушила принцип равенства кандидатов, установленный ст. 31 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ;

- согласно п. 4 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия) и процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Окружной избирательной комиссией ... процедура (непосредственно сам механизм) проведения случайной выборки не определена, т.о. проведенная выборка подписных листов считается незаконной;

- в соответствии с пп.2 п.9. ст.29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ недействительной считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел, сведений, полученных по каналам связи ГАС «Выборы» и подписанных ЭЦП председателя избирательной комиссии Кемеровской области, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с п. 3 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ. В соответствии с решением ОИК от ... ... эксперта УФМС к работе комиссии не привлекалось. Выданная копия таблицы не может быть признана официальной справкой органа внутренних дел, так как не подписана руководителем, а кроме того, содержит исправления (строка ...), таким образом не может быть использована в качестве основания для признания подписей не действительными.

Заявитель Трутнев А.А., в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя Алейникова А.В., о чем представил суду письменное заявление (л.д. 108).

Представитель заявителя Алейников А.В., действующий на основании доверенности от ..., в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, дал показания, аналогичные изложенным в заявлении, из совокупности которых следует, что представитель заявителя считает состоявшееся решение окружной избирательной комиссии ..., которым Трутневу А.А. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов гор. Новокузнецка незаконным по основаниям:

- нарушение равенство прав кандидатов,

- нарушение процедуры проверки подписей в подписных листах, заключающееся в том, что

отсутствует протокол, определяющий механизм жеребьевки;

принята справка ОУФМС с исправлениями в паспортных данных избирателей, которые соответствующим образом не подтверждены;

составлены два итоговых протокола от ... и от ..., что свидетельствует о повторно проведенной проверке достоверности записей в подписных листах ..., что недопустимо, так как повторная проверка может быть проведена только по решению суда;

- незаконное использование системы государственной автоматизированной системы, далее ГАС - «выборы».

Нарушение процедуры заключается в том, что:

- повторная проверка подписных листов ... проводилась незаконно, т.к. отсутствовало соответствующее решение суда и в отсутствии заявителя Трутнева А.А. и его полномочного представителя. В связи с чем, имеется два взаимоисключающих протокола от ... и от ...;

Нарушение равенство прав кандидатов заключается в том, что при жеребьевке комиссия для проверки достоверности подписных листов из представленных Трутневым А.А. списков отобрала к проверке 46 подписей, что превышает установленные 20 процентов, так как составляет 21 %, а у кандидата в депутаты Карташева отобрано всего 44 подписи, что соответствует установленным 20 процентам.

Отсутствие документа, отражающего механизм жеребьевки, свидетельствует о незаконности проведенной жеребьевки.

Незаконное использование системы ГАС - выборы заключается в том, что при отсутствии электронно-цифровой подписи Председателя областной избирательной комиссии, сотрудники окружной избирательной комиссии провели проверку достоверности подписных листов, что повлекло обнаружение всех допущенных ошибок при заполнении подписных листов, что методом случайной выборки обнаружить и установить невозможно.

В последующем целенаправленно выбрали именно те фамилии избирателей, в данных которых допущены ошибки и направили их для проверки в УФМС, получили ожидаемый ответ, по результатам которого отказали заявителю в регистрации кандидатом в депутаты.

Доводы, изложенные в заявлении, в части:

- отсутствия извещения заявителя Трутнева на проверку и составление итогового документа ...;

- о недействительности справки ОУФМС от ... в связи с наличием исправлений в данных избирателей и подписанной ненадлежащим должностным лицом

в обоснование заявленных требований о признании решения ОИК ... от ... ... незаконным в настоящем судебном заседании не поддерживает, указывая на правильность и обоснованность представленных ОИК ... документов по указанным фактам.

Представитель заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии ... г. Ладан И.В., действующая на основании доверенности ... от ..., требования не признала, предоставила суду письменный отзыв (л.д.27-31) и считает, что оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии ... принято без нарушений областного и федерального законодательства по следующим основаниям:

- существование двух взаимоисключающих итоговых протоколов проверки подписных листов кандидата Трутнева А.А. не имело место быть. Протокол от ... носил промежуточный характер и содержал сведения о направлении подписных листов на проверку в УФМС. Итоговый протокол от ... содержал все необходимые данные, предусмотренные законом. Кроме того, законодательство о выборах является частью гражданского законодательства, где не содержится запрета на ведение протокола с целью фиксации хода заседаний рабочей группы;

повторное проведение проверки подписных листов кандидата Трутнева А.А. ... и ... не имело место быть. Проведение двух и более проверок до вынесения комиссией решения о регистрации кандидата в депутаты законом не запрещено. В отношении кандидата Трутнева А.А. была проведена одна проверка, результаты которой оформлены итоговым протоколом от ...;

- ... состоялось заседание рабочей группы ОИК ..., на которое доверенное лицо кандидата Трутнева А.А. - Алейников А.В. был приглашен по телефону. Данный факт Алейников А.В. не отрицает;

- незаконное использование системы ГАС «Выборы» не имело место, поскольку для проверки подписных листов кандидата Трутнева А.А. система ГАС «Выборы» не применялась;

- нарушение равенства кандидатов в депутаты не имело место, поскольку при жеребьевке вытягивается номер подписного листа, подписи в котором по закону проверяются полностью, разница между количеством проверенных подписей у разных кандидатов объясняется неодинаковым количеством представленных на подписных листах подписей избирателей, в связи с чем законодатель установил максимально возможный предел недействительных голосов в подписных листах - 10 % от числа проверяемых подписей в процентном соотношении, а не в абсолютных величинах;

- нарушение порядка проведения жеребьевки подписных листов Трутнева А.А. не имело место быть, подписи избирателей кандидата Трутнева А.А. отбирались для проверки в установленном порядке - путем случайной выборки, при которой Трутнев А.А. присутствовал и замечаний, относительно процедуры не предъявлял. В ОИК ... существует решение о проведении жеребьевки, однако, определение механизма ее проведения не является обязанностью ОИК.

Председатель Окружной избирательной комиссии ... ... Битюцкий О.Н. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствии с участием представителя Ладан И.В., действующей на основании доверенности (л.д. 109).

Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица ОИК ..., исследовав письменные материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 259 ч 1 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, …., считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться в суд с заявлением.

Рассмотрения подобных заявлений производится судом по правилам главы 26 ГПК РФ.

Рассматривая указанное заявителем нарушение в части нарушения проверки подписных листов, судом установлено, что в соответствии со ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ:

по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными с указанием оснований (причин) признания их таковыми (п. 7);

при проверке подписей избирателей, в том числе, при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, его уполномоченный представители или доверенные лица; о соответствующей проверке должны извещаться кандидат (п. 6);

повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 ст. 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (п.7).

Алогичные нормы содержит Закон Кемеровской области от № 54-ОЗ, в соответствии с п.14 ст. 29 которого по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. Если количества достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных или недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными.

Таким образом указанные нормы права устанавливают, что результаты проверки достоверности записей в подписных листах оформляются итоговым протоколом, к содержанию которого установлены соответствующие требования. При этом количество проводимых заседаний рабочей группы, комиссии с соответствующей фиксацией действий данными нормами вышеприведенных законом не ограничено.

Судом по рассматриваемому пункту заявленных нарушений установлено, что:

- ... рабочей группой произведена выборка (жеребьевка) подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата Трутнева А.А., что оформлено протоколом (л.д. 44),

- ... ОИК ... проведена проверка достоверности данных, содержащихся в отобранных подписных листах, по результатам которой принято решение направить частичные данные с подписных листов на проверку в отделение УФМС по ..., что оформлено протоколом от ... (л.д. 32);

- ... вышеуказанное решение исполнено и в адрес начальника отделения УФМС РФ по ... в ... направлен соответствующий запрос с таблицей сведений (л.д.38,39);

- ... запрос исполнен и в адрес ОИК ... поступили сведения отделения УФМС РФ в ..., отраженные в графе «результат проверки на соответствие» в представленной таблице сведений, что подтверждается соответствующей записью входящей корреспонденции ... от ... (л.д. 39);

- ... по результатам поступивших сведений из отделения УФМС по ... ОИК ... составлена ведомость проверки оформления подписных листов (л.д. 46);

- телефонограммой от ... в ... мин. доверенное лицо кандидата в депутаты Трутнева А.А. - Алейников А.В. извещен о заседании ОИК ... по вопросу рассмотрения поступивших данных из УФМС, проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах и составления итогового протокола, которое состоится в ... мин. ... в малом зале помещения ..., что подтверждается книгой исходящих телефонограмм (л.д. 34).

- ... по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах составлен итоговый протокол, в котором указаны все необходимые, в соответствии с п.7 ст. 38 Федерального Закона № 67-ФЗ, сведения, указан вывод о количестве и размере подписей, признанных недействительными, что составляет соответственно 6 подписей и 13,05% от общего количества подписей, отобранных для проверки, указаны основания и нормы закона, по которым данное количество подписей признаны недействительными и сделан вывод о том, что оставшееся количество подписей не отвечает требованиям ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ и является недостаточным для регистрации в качестве кандидата в депутаты Трутнева А.А. (л.д. 33);

- решением ОИК ... от ... ... утвержден данный итоговый протокол проверки достоверности данных в подписных листах и отказано Трутневу А.А. в регистрации кандидатом в депутаты городского Совета народных депутатов (л.д. 45).

Таким образом, вышеприведенные документы подтверждают показания представителя ОИК ..., действия которой и соответствующее их оформление соответствует требованиям вышеприведенных норм Федерального закона № 67-ФЗ и закона Кемеровской области № 54-ОЗ, регулирующего правоотношения по выборам, нарушение либо не соблюдение которого судом не установлено, т.к. наоборот судом достоверно установлено, что доверенное лицо кандидата Трутнева А.А. - Алейников А.В. о предстоящем заседании комиссии ... был извещен, и ... проверка достоверности подписных листов не закончилась, её итог не подведен в связи с направлением части записей на проверку в отделение УФМС РФ по ...; и итоговый протокол, предусмотренный п.7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не составлялся.

Следовательно, утверждение заявителя о повторно проведенной ... проверки достоверности подписных листов и о существовании двух взаимоисключающих итоговых протокола от ... и от ... является ошибочным и голословным.

Утверждение заявителя о том, что ... была нарушена процедура жеребьевки в том, что:

процедура случайной выборки ОИК ...едура случайной выборки ОИК ... не была определена,

листы были разложены на столе, однако, можно было распознать жетоны с номерами, на предложение самостоятельно вытянуть листы им было отказано,

не влияют на существо произведенной выборки, т.к. представитель заявителя не оспаривает и не отрицает тот факт, что выборка происходила в его присутствии, а также в присутствии кандидата Трутнева А.А. путем вытягивания бумажных жетонов с нанесенным на них порядковыми номерами всех подписных листов.

Кроме того, в настоящем судебном заседании представитель заявителя Алейников не отрицает того факта, что последний жетон в состоявшейся жеребьевка с разрешения председателя ОИК ... Битюцкого О.Н. был вытянут непосредственно самим Трутневым.

Так же, в протоколе рабочей группы, производившей выборку, указано, что данная выборка производится метом случайной выборки (жребия) подписных листов, что соответствует фактически произведенному. Обстоятельства механизма выборки в той части на каком носителе производится нумерация жетонов, где или в чем они лежат и как производить их вытягивание Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом Кемеровской области № 54-ОЗ не определены и не установлены, следовательно, существенного значения не имеют. Сам заявитель и его представитель Алейников в данной части не могут пояснить каким образом по их мнению должна быть проведена выборка (жеребьевка).

Рассматривая указанное представителем заявителя нарушение в части нарушения равенства прав кандидатов, судом установлено, что в соответствии с п.3 ст. 38 Федерального закона № документов отвечает соотвествтиссию документов отвечает соотвествтено комиссия. том числе и подписные листы выносились для их 67-ФЗ предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона № документов отвечает соотвествтиссию документов отвечает соотвествтено комиссия. том числе и подписные листы выносились для их 67-ФЗ форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного орган местного самоуправления, порядок проверки его заполнения и заверения, основания признания подписей недостоверными или недействительными устанавливаются законом субъекта РФ.

Согласно п. 4 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения кандидата … Для проверки отбирается одинаковое количество подписей…. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия)…. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки..

Из указанных норм права следует, что вышеуказанным Законом Кемеровской области № 54-ОЗ не определено и не установлено возможное или необходимое количество записей избирателей в одном подписном листе, следовательно, при установленном процентном соотношении количества проверяемых подписей их количество в числовом выражении может быть разным в зависимости от количества записей в каждом подписном листе, т.к. проверке подлежат все записи избирателей, находящиеся в выбранном в результате жеребьевки подписном листе; ограничение количества проверки подписей, находящихся в одном подписном листе, данным законом не предусмотрено.

Судом в данной части установлено, что подписные листы кандидата Трутнева А.А. оформлены на одной странице и содержат 5 записей избирателей (л.д. 41), а подписной лист гражданина К. также оформлен на одном листе, но содержит менее 5 подписей избирателей (л.д. 42).

В зависимости от изложенного заполнения подписных листов ОИК ... произведена выборка соответствующего количества подписных листов, приближенных к 20%, но тем не менее, количество проверенных записей в них не может быть абсолютно одинаковым по вышеизложенным основаниям заполнения количеством записей избирателей в представляемых подписных листах каждым кандидатом.

Проверка подписей в подписных листах проводится в процентном соотношении от числа проверяемых подписей, где допустимым считается 10% недействительных подписей от числа проверяемых, а не от общего количества собранных кандидатом подписей.

На основании изложенного суд считает, что данные обстоятельства не являются нарушением равенства кандидатов, следовательно, по данному основанию оспариваемое Трутневым А.А. решение ОИК ... не может быть признано судом незаконным и отмене не подлежит.

Рассматривая нарушение в части незаконного использование ОИК ... системы ГАС - выборы, судом установлено, что в распоряжении деятельности ОИК ... отсутствует электронно - цифровая подпись Председателя Областной избирательной комиссии, только при наличии которой возможно обращение к данным ГАС - выборы, следовательно, отсутствует право и основание для использование системы ГАС - выборы, к данным которой комиссия не обращалась и этой системой не пользовалась.

Изложенное представитель ОИК ... не только не оспаривает, но и прямо указывает на то, что системой ГАС - Выборы при проверке подписных листов ОИК ... не пользовалась.

Утверждение заявителя об использовании ОИК ... системы ГАС-выборы основаны на том, что ... жеребьевка и проверка состоялась в отношении кандидата Ворошиловой, которую они - заявитель Трутнев и его представитель Алейников наблюдали со стороны, ожидая своей очередности, поэтому достоверно слышали и видели действия председателя избирательной комиссии ... Битюцкого О.Н., который, взяв весь комплект подписных листов Ворошиловой, пошел с ними к системному оператору ГАС - выборы, который располагался в специально отведенном для него помещении и находится там постоянно. При этом, Битюцким было прямо заявлено, что сейчас отобранные подписные листы будут проверены в систем ГАС - выборы после чего будет принято решение об их достоверности. Точно так же председатель ОИК ... Битюцкий О.Н. поступил с подписными листами Трутнева после проведенной жеребьевки.

Суд указанное утверждение заявителя и представителя заявителя в данной части считает недостоверными, т.к. утверждения каждого из них основаны только на устном заявлении Битюцкого О.Н., сами они непосредственно не присутствовал при проверке подписных листов у системного администратора, фактически не видели где находились подписные листы, кто и какую работу с ними проводил и проводил ли вообще, в рабочее помещение оператора ГАС- выборы они не заходили и не имели на это права.

Объективно ход проверки подписных листов зафиксирован в протоколе проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, от ..., из которой следует, что ОИК ... решила направить данные подписных листов в части для проверки в УФМС РФ по ....

Записи и действительность данного протокола заявитель не оспаривает, наоборот указывает на его достоверность, т.к. просит произвести его регистрацию на основании данного документа.

При вышеизложенных обстоятельствах не доверять показаниям представителя ОИК ... у суда оснований нет.

Таким образом, судом не установлено незаконное использование сотрудниками ОИК ... системы ГАС - выборы, поэтому оспариваемое решение по данному основанию не может быть признанно незаконным и отмене не подлежит.

Кроме того, заявителем в тексте заявления указано на то, что в работе ОИК ... при проверке достоверности записей в подписных листах не принимали участия эксперты и сотрудники УФМС РФ, которое представителем заявителя в настоящем судебном заседании не поддержано, но и в отношении которого не заявлено об отказе от поддержания данного основания, судом рассмотрено по существу

По рассмотрению данные основания не нашли своего подтверждения.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

В соответствии с п. п. В п. 64 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.

Из вышеприведенных норм следует, что эксперты либо сотрудники органов регистрационного учета граждан РФ по месту жительства или по месту пребывания могут привлекаться к проверке, т.е. быть приглашенными к непосредственному участию в работе комиссии, но их обязательное постоянное наличие в составе этих комиссий вышеприведенными нормами не предусмотрено.

Судом в данной части заявленных требований установлено, что в состав ОИК ... и его рабочих комиссий сотрудники регистрирующего органа (далее УФМС РФ ) и эксперты не привлечены.

Однако в соответствии с принятым решением, нашедшим свое отражение в протоколе от ... ОИК ... обратился в УФМС РФ по ... с соответствующим запросом, на что был получен ответ (л.д. 38,39).

При этом, существо запроса, его табличное оформление и полученный ответ путем внесения сведений в таблицу, порядок получения сведений по данному запросу соответствует Соглашению о взаимодействии Центральной Избирательной Комиссии (ЦИК РФ) и Федеральной миграционной службы РФ (ФМС РФ) (л.д. 35-37).

Других нарушений законодательства в действия ОИК ... заявителем и его представителем суду не названо и судом не установлено.

Суд в порядке ст. 196 ч 3 ГПК РФ рассматривает дело по заявленным требованиям и доводам.

Поэтому заявленные требования о признании незаконным и отмене решения ОИК ... от ... ... об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского совета народных депутатов удовлетворению не подлежат.

Требование заявителя в части обязания ОИК ... зарегистрировать Трутнева А.А. кандидатом в депутаты Новокузнецкого городского совета народных депутатов по избирательному округу ... на основании протокола проверки достоверности записей избирателей в подписных листах от ... удовлетворению не подлежат, так как не основаны и не соответствуют вышеизложенным нормам права и установленным обстоятельствам.

Так, судом достоверно установлено, что согласно протокола проверки от ... решение ОИК ... принято не об отказе в регистрации кандидата Трутнева А.А., а о направлении записей в подписных листах для проверки в ОУФМС, тогда как решение о регистрации принимается на основании итогового протокола, в котором отражаются необходимые данные. Нормам вышеперечисленных законов и внесенных в него сведениям соответствует протокол проверки достоверности записей в данных избирателей от .... Соответственно, протокол от ... таковым не является и на основании него произвести регистрацию не представляется возможным.

На основании изложенного заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.261 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Трутневу А.А. в удовлетворении требований:

- об отмене решения Окружной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ... Трутнева А.А.» от ... ...;

- об обязании Окружную избирательную комиссию ... по выборам депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов зарегистрировать Трутнева А.А. кандидатом в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ... на основании представленных документов и протокола проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, от ...,

о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 5 дней.

Судья       О.В. Бердюгина

Изготовлено ...

Судья        О.В. Бердюгина