Решение от 02.12.2011 г.



Дело № 2-1937/2011

Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заводской районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Бердюгиной

при секретаре Ивановой

с участием прокурора Камынина

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 02 декабря 2011 года жалобу Сердюкова С.И. на решение Окружной избирательной комиссии ... по выборам депутатов Новокузнецкого городского Совета народных депутатов,

ус т а н о в и л:

Сердюков С.И. обратился в суд с жалобой, которой просит:

- отменить решение окружной избирательной комиссии ... ( далее ОИК ...) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ... Сердюкова С.И.» от ... ....

Требования мотивирует тем, что на основании итогового протокола от ... ОИК ... «об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах Сердюкова С. И.» принято решение отказать в регистрации Сердюкову С.И. кандидатом в депутаты Новокузнецкого городского совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу ..., выдвинутого в порядке самовыдвижения, на основании п. 24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) и подпункта 7, пункта 2 ст.74 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» от 30.05.2011г. (далее Закон Кемеровской области № 54-ОЗ).

Считает данное решение ОИК ... необоснованным по следующим основаниям:

-Федеральный закон № 67-ФЗ и Закон Кемеровской области № 54-ОЗ имеют между собой противоречия в части наличия подстрочного текста в бланках приложений подписных листов в части наличия необходимости указания даты выдачи паспорта лица, собирающего подписи избирателей. Так, Федеральный закон № 67-ФЗ имеет на это указание, а Закон Кемеровской области № 54-ОЗ не имеет.

Поэтому, на момент изготовления подписных листов, он- заявитель руководствовался приложением № 3 к Закону Кемеровской области №54 - ОЗ от 30.05.2011г., где не указано в подстрочном тексте о необходимости указывать дату выдачи паспорта сборщика подписей.

При этом не оспаривает то, что законом установлена необходимость указывать паспортные данные сборщика подписей в полном объеме, включая дату выдачи его паспорта, но из пункта 1 ст.27 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ следует, что приложения должны соответствовать нормам данного закона.

Следовательно, считает, что приложения к данному закону, в которых отсутствует подстрочный текст в части указания на дату выдачи паспорта сборщика подписей соответствует Закону Кемеровской области № 54-ОЗ, которым он - заявитель и руководствовался.

- кроме сданных подписных листов им - заявителем в ОИК ... был представлен Список с указанием фамилий и всех данных, в том числе, о выдачи паспорта, лиц, производивших сбор подписей избирателей в подписных листах.

Поэтому считает, что ОИК ... могла воспользоваться и данным Списком.

-Отсутствие даты выдачи паспорта сборщиков подписей в подписных листах является технической ошибкой, которая допустима к применению либо исправлению.

Кроме того, заявитель указал на отсутствие какой-либо консультативной помощи со стороны ОИК ... в оформлении всех представляемых в ОИК документов.

Считает, что учесть все нюансы требований закона не сведущему гражданину затруднительно.

Заявитель Сердюков С.И. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, дал показания, аналогичные изложенным в заявлении, дополнив, что ... в Окружную избирательную комиссию ... им было подано заявление - уведомление о том, что он в качестве самовыдвиженца желает выдвинуть свою кандидатуру в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. В связи с подачей заявления-уведомления Окружная избирательная комиссия ... составила протокол и приняла все необходимые документы. ... для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов им в Окружную избирательную комиссию ... были предоставлены все необходимые документы. ... он был приглашен на жеребьевку в Окружную избирательную комиссию ..., где были отобраны подписные листы. В результате данной процедуры был составлен итоговый протокол проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. В протоколе указано, что «общее количество недействительных подписей избирателей в подписных листах кандидата в депутаты Сердюкова С.И. составляет 100 % от общего количества подписей, отобранных для проверки». ... было вынесено решение Окружной избирательной комиссии ... об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ....

В связи с этим, он подал письменное заявление о проверке Областной избирательной комиссией достоверности паспортных данных сборщиков подписей. ... он получил решение об отказе в удовлетворении заявления о проверке достоверности паспортных данных сборщиков подписей. Решение ОИК ... считает незаконным, поскольку между федеральным и областным законодательством существует противоречие. В приложении к Федеральному закону № 67-ФЗ в образцах подписных листов в тексте подстрочников указано требование, что подписные листы должны содержать дату выдачи паспорта сборщиков подписей. Приложение Закона Кемеровской области № 54-ОЗ в образцах подписных листов в тексте подстрочников данное требование не указано. 05.10.2011г. в Закон Кемеровской области 03-№54 от 30.05.2011г. внесены поправки и изменения, где уже приложение ... соответствует Федеральному закону, которые вступили в силу через 10 дней после опубликования. Он при оформлении подписных листов руководствовался требованиями Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» без поправок.

Из существа письменных и устных показаний заявителя следует, что он лично сам занимался сбором подписей и оформлением некоторой части подписных листов. При заполнении которых в части изложения данных сборщика подписей руководствовался образцами бланков подписных листов, являющихся приложением к Закону Кемеровской области № 54- ОЗ, в которых в подстрочном тексте не прописано требование об указании даты выдачи паспорта сборщика подписей. Поэтому он данную дату в самих оформленных подписных листах не указал. Но при этом представил в избирательную комиссию список лиц, занимающихся сбором подписей, в котором указаны все необходимые данные по ним, включая и данные паспорта с датой его выдачи.

Других нарушений в данных подписных листах не обнаружено.

На основании изложенного считает, что он оформил подписные листы в соответствии с требованиями вышеуказанного закона, поэтому решение ОИК ... об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты является незаконным.

Кроме того, заявитель количество подписей, признанных недействительными, не оспаривает, а настоящей жалобой оспаривает основания признания данных подписей недействительными.

Представитель заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии ... ... Ладан И.В., действующая на основании доверенности ... от ..., в судебном заседании требования Сердюкова С.И. не признала, предоставила суду письменный отзыв (л.д.20-22). Согласно представленного отзыва считает, что оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии ... принято без нарушений областного и федерального законодательства по следующим основаниям:

- подписной лист кандидата Сердюкова СИ. полностью соответствует форме, установленной Федеральным законом № 67-ФЗ,однако требования к содержанию подписного листа, предусмотренного п. 12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ не соблюдены.

В соответствии с данной нормой закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Таким образом, подписной лист кандидата Сердюкова С.И. по форме соответствовал требованиям и Федерального закона № 67-ФЗ, и Закону Кемеровской области № 54- ОЗ, но сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, были указаны в подписном листе не в полном объеме, поэтому все подписи избирателей в подписном листе признаны недействительными.

Поэтому считает, что оба закона - Федеральный закон № 67-ФЗ, и Закон Кемеровской области № 54- ОЗ не имеют между собой противоречий.

Кроме того, нормы обоих законов не допускают внесение каких-либо изменений в подписные листы после сдачи их в избирательную комиссию, поэтому в них ничего невозможно было исправить или дописать.

Также не допускается замена одного документа другим. Поэтому Список лиц, занимающихся сбором подписей избирателей и оформлением подписных листов, не мог быть использован при проверке достоверности записей в подписных листах.

Поправки в Закон Кемеровской области, внесенные Законом Кемеровской области № 111-ОЗ от 05.10.2011г. вступили в законную силу с 16.10.2011г., следовательно в соответствии с п. 3 ст.11 Федерального закона № 67-ФЗ данные поправки на данных выборах не применяются. В случае противоречия Закона Кемеровской области № 54-ОЗ Федеральному закону № 67-ФЗ, применению подлежит Федеральный закон.

Председатель Окружной избирательной комиссии ... ... Битюцкий О.Н. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Ладан И.В., действующей на основании доверенности (л.д. 65).

        Выслушав заявителя, представителя ОИК ..., исследовав письменные материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 259 ч 1 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, …., считающие, что решениями или действиями ( бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться в суд с заявлением.

Рассмотрения подобных заявлений производится судом по правилам главы 26 ГПК РФ.

Судом установлено, что решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ... ... назначены выборы в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов на ...

... заявитель Сердюков С.И. в порядке самовыдвижения уведомил ОИК ... о желании участвовать в выборах в Городской Совет народных депутатов в качестве претендента на депутатский мандат.

... представил в ОИК ... необходимое количество подписных листов. ... был приглашен на жеребьевку, которая состоялась ..., по результатам проведения которой составлен протокол ... от 27.2011г. (л.д. 5).

Выбранное количество подписных листов проверено на предмет правильности оформления подписных листов, по результатам чего составлена ведомость от ... (л.д. 6), а в последующем итоговый протокол проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах от ... (л.д. 4). В результате, согласно записей, в указанных документах, установлено, что 45 подписей в отобранных подписных листах являются недействительными в связи с неполными данными сборщика подписей, не указавшего в подписных листах дату выдачи своего паспорта. А оставшееся количество подписей является недостаточным для регистрации Сердюкова С.И. кандидатом в депутаты Новокузнецкого Совета народных депутатов.

Поэтому решением ОИК ... ... от ... Сердюкову С.И. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов на выборах ... (л.д. 3).

В соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пп. 7 п.2 ст. 74 Закона Кемеровской области № 54 -ОЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Установленные обстоятельства и правомерность применения данной нормы законов при отказе в регистрации участники процесса не оспаривают.

Поэтому для разрешения данного дела суду надлежит разрешить вопрос правомочности действия ОИК ... в части признания недействительными 45 подписей избирателей в подписных листах, в которых отсутствует запись в данных сборщика подписей о дате выдачи паспорта сборщика подписей и какой нормой права при этом следует руководствоваться.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» … подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Приложения 7 и 8 в ланках подписных листов в подстрочном тексте имеют указание на необходимость внесения данных сборщика подписей, перечисленных в п. 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с п. 12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.,

т.е. сведений, в том числе, о дате выдачи паспорта сборщика подписей.

В соответствии с пп. З п. 64 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недействительными признаются все подписи избирателей, … если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей … указаны в подписном листе не в полном объеме…

Аналогичные нормы содержит Закон Кемеровской области № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», а именно:

в соответствии со ст. 27 подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда и по форме, установленной в приложениях 1 - 5 к настоящему Закону;

в соответствии с п. 7 ст. 27 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» подписной лист собственноручно заверяется лицом, собиравшим подписи, которое указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (если ему исполняется 18 лет в год проведения соответствующих избирательных действий, - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения.

При этом, в приложениях 1-5 бланках подписных листов в подстрочном тексте отсутствует запись о необходимости указания в тексте даты выдачи паспорта сборщика подписей.

В соответствии с пп.7. ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, … если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

В соответствии со ст. 11 ч. 2 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативно- правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Судом в вышеперечисленных нормах законов - Закона Кемеровской области № 54-ОЗ и Федерального закона № 67-ФЗ достоверно установлено, что оба закона в описательной части норм имеют требования о внесении в подписных листах сведений о сборщике подписей, включая дату выдачи ему паспорта.

Каждый закон имеет в качестве приложений и бланки подписных листов, содержащих подстрочный текст, который по отношению друг к другу, а также к письменному изложению норм имеет противоречия, а именно: в бланках в приложениях к Закону Кемеровской области № 54-ОЗ в подстрочном тексте отсутствует указание на необходимость внесения сведений о дате выдачи паспорта сборщика подписей.

Однако, из существа вышеперечисленных норм законов следует, что Закон Кемеровской области № 54- ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» устанавливает дополнительные гарантии избирательных прав граждан РФ.

Нормы ГПК РФ прямо устанавливают необходимость руководствоваться нормами закона, имеющего высшую юридическую силу, которым в данном случая является Федеральный закон № 67-ФЗ, текст нормы которого и бланк приложения подписного листа в подстрочном тексте не имеют между собой никаких противоречий.

Кроме того, суд считает, что даже при заполнении бланка, установленного Законом Кемеровской области № 54 - ОЗ следовало руководствоваться текстом нормы закона и выполнять данные ею установки по заполнению бланков подписных листов.

На основании изложенного суд считает, что ОИК ... правомерно признала недействительными 45 подписей руководствуясь при этом Федеральным законом № 67 -ФЗ, соответственно, правомерно отказала в регистрации из-за недостаточности оставшегося количества подписей избирателей

Доводы заявителя об использовании данных выдачи паспорта из предоставленного Списка лиц, занимающихся сбором подписей избирателей, не являются основанием для признания решения ОИК недействительным, т.к. и данный список и правильное, полное заполнение подписных листов является требованием закона, не соблюдение которого влечет установленные последствия.

Оба вышеназванных закона не предусматривают возможность использования одного из названных документов взамен другого, а перечень представляемых документов определен и является обязательным к представлению в ОИК, что прямо закреплено в нормах закона, а именно: ст. 28 п. 2 Закона Кемеровской области № 54 - ОЗ и ст. 37 п. 16 Федерального закона № 67-ФЗ.

Также довод заявителя о том, что данный недостаток в оформлении подписных листов является технической опиской, подлежащей дальнейшему использованию или исправлению не соответствует требованиям Федерального закона № 67-ФЗ и Закона Кемеровской области № 54 - ОЗ, прямо устанавливающих, что внесение исправлений, дополнении в подписные листы после их представления в избирательную комиссию не допускается: ст. 30 ч. 2 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ и ст. 38 ч 1.1. Федерального закона № 67-ФЗ.

Следовательно, данное решение ОИК ... является законным и обоснованным.

На основании изложенного заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Сердюкову С.И. в удовлетворении требования об отмене решения Окружной избирательной комиссии ... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по избирательному округу ... Сердюкова С.И.» от ... ..., о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 5 дней.

Судья     О.В Бердюгина

Изготовлено ...

Судья      О.В. Бердюгина