Решение от 15.12.2011 г.



Дело № 2-1716/11

                                                       РЕШЕНИЕ

                              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            

Судья Заводского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области - Горковенко С.А.

при секретаре - Кадышевой И.Б.,

рассмотрев в судебном заседании в городе Новокузнецке 15.12.2011 года гражданское дело по иску прокурора Заводского района города Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному оздоровительному общеобразовательному учреждению санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82», Комитету образования и науки Администрации города Новокузнецка о понуждении к совершению определенных действий      

УСТАНОВИЛ:

истец - прокурор Заводского района города Новокузнецка Кемеровской области обратился в суд с иском, в котором просит обязать Муниципальное оздоровительное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №82», расположенное по улице Горьковская,33 города Новокузнецка установить ограждение участка территории учреждения в полном объеме в соответствии с п.п. 2.2.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для исполнения обязательств до 01.11.2011 года.

Свои требования мотивировал тем, чтопрокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории района.

Проверкой установлены нарушения вышеназванного законодательства вМуниципальном оздоровительном общеобразовательном учреждении «Санаторная школа-интернат №82» (далее школа №82).

29.04.2011 года специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе (далее ТО Управления Роспотребнадзора) была проведена проверка исполнения образовательными учреждениями санитарно-эпидемиологического законодательства, готовности к учебному году, по результатам которой был составлен акт проверки.

Проверкой установлено, что имеется нарушение требований п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» - нарушена целостность ограждения территории школы.

Директору образовательного учреждения было выдано предписание №579 от 29.04.2011 года восстановить ограждение образовательного учреждения.

Проверкой ТО Управления Роспотребнадзора от 01.09.2011 года было установлено, что нарушение требований п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» - нарушена целостность ограждения территории школы, не было устранено.

Директором школы №82 было представлено информационное письмо, что нарушение не устранено из-за отсутствия финансирования. Мероприятия по восстановлению ограждения включены в Городскую целевую программу «Выполнение противопожарных и антитеррористических мероприятий в образовательных учреждениях города Новокузнецка в период 2009-2011гг».

Согласно акта проверки готовности данного общеобразовательного учреждения к новому 2010-2011 учебному году, ограждение территории школы частично, металлическое, требует ремонта.

Проверкой готовности школы №82 к новому 2011-2012 учебному году при участии специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе было вновь установлено, что ограждение территории школы не восстановлено, неудовлетворительное.

14.11.2011 года определением Заводского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области постановлено: привлечь в качестве соответчика Комитет образования и науки Администрации города Новокузнецка (л.д.75-77).

В судебном заседании прокурор - ст. помощник прокурора Заводского района г. Новокузнецка - Быленок Т.В. на исковом требовании настаивала, уточнила требование - считает, что необходимо установить срок совершения действий ответчиками - до 01.09.2012 года, уточнила также наименование ответчика в связи с изменением его наименования как юридического лица - «Муниципальное казенное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82».

В судебное заседание заместитель директора школы №82 - Мешкова Н.Б., действующая на основании приказа № 163-л от 11.07.2011 года, с исковыми требованиями согласилась, в то же время, суду пояснила, что ограждение до настоящего времени не установлено, поскольку денежные средства Комитетом образования и науки Администрации города Новокузнецка не выделяются, а своими силами нет возможности произвести ремонт ввиду отсутствия необходимых на эти цели средств.

В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе - Егоренко Т.Г., действующая на основании доверенности от 27.10.2011 года, исковое требование поддержала, считает его правомерным, полагает, что срок совершения определенных действий - установления ограждения является реальным.

В судебное заседание представитель Комитета образования и науки Администрации города Новокузнецка не явился по неизвестной причине, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав истца - прокурора в лице ст.помощника прокурора, представителя ответчика - заместителя директора школы №82 Мешкову Н.Б., представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.17 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22.07.1993 (далее Основы) года граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

В соответствии со ст.24 Основ в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

В соответствии со ст.28 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии со п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №189 от 29.12.2010 года территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

Деревья высаживают на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники - не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.

Допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий общеобразовательных учреждений в районах Крайнего Севера, с учетом особых климатических условий в этих районах.

В соответствии со ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников учреждения во время образовательного процесса.

          В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», раскрывающей понятие образовательного учреждения; ст. 32, определяющей законодательную базу и формы управления образовательным учреждением, образовательное учреждение участвует самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида, и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.                                                   

В соответствии со ст. 51 ч.1, ст.7 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 120 ч.1 ГК РФ, Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

В соответствие со ст. 120 ч.2 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений.

Судом установлено, что согласно п.1.15 Устава МООУ «Санаторная школа-интернат №82», Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и г. Новокузнецка, решениями органов управления образованием всех уровней, договором с Учредителем и настоящим Уставом (л.д.49-72).

        В соответствие с п. 7.14 Устава, Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у Учреждения указанных средств, ответственность по его обязательствам несет собственник муниципального имущества.

Прокурорам городов и районов области было поручено проверить выполнение мероприятий по плановой подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, включая мероприятия по антитеррористической безопасности объектов, обратить особое внимание на достоверность информации, содержащейся в актах готовности образовательных учреждений к новому учебному году (л.д.10).

Согласно ответу Отдела образования Заводского района Комитета образования и науки города Новокузнецка № 210 от 12.08.2011 года, следует, что в Заводском районе 59 общеобразовательных учреждений. На основании распоряжения администрации Заводского района города Новокузнецка №124 от 14.07.2011 года «О приемке готовности образовательных учреждений Заводского района к новому учебному году» с 18.07.2011 года по 27.07.2011 года была проведена приемка образовательных учреждений межведомственной комиссией. Из 59 образовательных учреждений района комиссией было принято 57 учреждений. Повторная приемка МОУ «Основная общеобразовательная школа №33» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №102» состоится после устранения замечаний Роспотребнодзора до 01.09.2011 года (в школе №33 необходим ремонт кровли, а в школе №102 - ремонт спортивного зала). В настоящее время денежные средства на ремонт спортивного зала выделены, ведутся ремонтные работы, которые планируются закончить до 01.09.2011 года. В школе №33 произведен частичный ремонт мест протекания кровли силами учреждения, финансирование капитального ремонта планируется произвести до конца 2011 года.

В качестве мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году предусмотрено по состоянию на 08.08.2011 года установить ограждения по периметру образовательного учреждения. В графе «отметка об исполнении» указано, что нарушена целостность ограждения в школе № 93, в графе «примечание», - что денежные средства не выделялись (л.д.11-12).

Согласно предписанию Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе №579 от 29.04.2011 года директору МООУ «Санаторная школа-интернат №82» Плетневой Г.П. с целью устранения нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей предложено в срок до 20.07.2011 года восстановить ограждение территории в соответствии с п.2.1.1 СП 2.4.990-00 (л.д.5-6).

Согласно акту Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе от 19.07.2010 года установлено, что состояние ограждения территории образовательного учреждения неудовлетворительное (л.д.7-8).

Судом установлено также, что ответчик - МООУ Санаторная школа-интернат №82» изменила наименование на Муниципальное казенное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82», что подтверждается Уставом, а также свидетельством ИФНС о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что Муниципальное казенное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82» нарушает санитарное законодательство, создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Учитывая, что в соответствии со ст. 120 ч.2 ГК РФ Муниципальное казенное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82» является бюджетным учреждением, что подтверждается его Уставом, и полностью финансируются собственником имущества - Комитетом образования и науки Администрации города Новокузнецка, а также отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества, а также, учитывая, что Муниципальным казенным оздоровительным общеобразовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82» не установлено ограждение участка территории учреждения, а Комитетом образования и науки Администрации города Новокузнецка не выделены средства на эти цели, что подтверждено в судебном заседании представителем Муниципального казенного оздоровительного общеобразовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82», его письменным обращением к Губернатору Кемеровской области и не опровергнуто Комитетом образования и науки Администрации города Новокузнецка, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по иску прокурора как в отношении Муниципального казенного оздоровительного общеобразовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82», так и в отношении Комитета образования и науки Администрации города Новокузнецка.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что Муниципальное казенное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82», как и Комитет образования и науки Администрации города Новокузнецка являются бюджетными учреждениями, суд на основании ст. 333.35 ч.1 п.1 НК РФ, освобождает эти организации от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

          РЕШИЛ:

обязать Муниципальное казенное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат №82», Комитет образования и науки Администрации города Новокузнецка установить ограждение участка территории учреждения в полном объеме в срок до 01.09.2012 года.

        Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                   С.А. Горковенко