Решение от 18.01.2012 г.



Дело № 2 - 118/12                                                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк        18 января 2012 года

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Ермоленко О.А.,

при секретаре Пономаревой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке гражданское дело по иску К.Н.М. к Администрации Заводского района г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка об улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л

К.Н.М. просит суд обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение не менее 52 кв.м. общей площади на семью из четырех человек по двум основаниям, как ребенку-сироте и как семье, имеющей ребенка-инвалида, учитывая, что ее младшему ребенку присвоена категория ребенок-инвалид и ему по закону положена отдельная комната, а также взыскать судебные расходы в размере 200 рублей за оплату госпошлины. Свои требования мотивирует тем, что 21.12.1993 года ее родители были лишены родительских прав, в связи с этим, ее сняли с регистрационного учета по месту жительства и направили в Школу-интернат №95, где она находилась с 27.12.1993 года по 01.09.2003 года. С 01.09.2003 года по 30.06.2006 года она обучалась и проживала в Профессиональном училище №29. После окончания учебы стала проживать по прежнему адресу, где была зарегистрирована ранее. На основании приказа Администрации Заводского района г. Новокузнецка 06.03.2008 года она была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории сирота. По решению Заводского районного суда г. Новокузнецка от 06.09.2010 года ей было предоставлено по договору социального найма жилое помещение, расположенное по ул. ... г. Новокузнецка. 24.10.2011 года она была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории семья, имеющая ребенка - инвалида, общая очередь №2330, льготная очередь №792. Жилищные условия не позволяют ей с тремя несовершеннолетними разнополыми детьми проживать в квартире ул. ... г. Новокузнецка, поскольку в данном жилом помещении также проживают и зарегистрированы ее сестра с двумя несовершеннолетними детьми и брат. Средства материнского капитала она реализовала на покупку дома общей площадью 24 кв.м. и земельным участком площадью 15 соток, расположенным в г. Прокопьевске, который впоследствии продала. Считает, что она имеет право на внеочередное предоставление ей отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 52 кв.м. на семью в составе из 4 человек, так как заболевание ее ребенка входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилплощадь.

Представитель Администрации Заводского района г. Новокузнецка Л.И.В. исковые требования не признала, поскольку считает, что Администрация Заводского района г. Новокузнецка не является надлежащим ответчиком по данному делу. Суду пояснила, что истец с 2008 года состоит на очереди как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В октябре 2011 года истец была поставлена на учет для улучшения жилищных условий, как семья, имеющая ребенка-инвалида. Поскольку истец в судебном порядке признала за собой право пользования жилым помещением, расположенным по ул. ... г. Новокузнецка, общей площадью 16,5 кв.м., что является достаточной нормой по квадратным метрам по г. Новокузнецку, то у Администрации Заводского района г. Новокузнецка имеются основания для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ребенок, оставшийся без попечения родителей. По категории семья, имеющая ребенка-инвалида истец имеет право на улучшение жилищных условий, но только в порядке очередности.

Представитель Администрации г. Новокузнецка, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, предоставил заявлении, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании 17.01.2012 года представитель Администрации г. Новокузнецка К.М.А. исковые требования не признала, суду поясняла, что на сегодняшний день истец обеспечена жилым помещением, соответствующим установленным нормам и правилам, а для предоставления жилого помещения как ребенку-сироте необходимо наличие двух оснований: отсутствие жилого помещения и статус сироты. Наличие ребенка-инвалида позволяет истцу встать на учет для улучшения жилищных условий, что ею и было сделано в октябре 2011 года, однако это не является основанием для предоставления жилого помещения вне очереди. Диагноз ДЦП также не является основанием для предоставления отдельного жилого помещения, так как данный диагноз не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

      Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

     В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

         В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

2. Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

3. Для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;

2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;

3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

1. Принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

1. Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

2. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

3. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

4. При предоставлении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

5. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за пять лет, предшествующие предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

6. Граждане, перечисленные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящие на учете в соответствующем органе местного самоуправления, имеют право на однократное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

7. При высвобождении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оно передается в порядке очередности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете.

8. Жилые помещения лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Статьей 109 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом п.11 ст.1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 N 129-ОЗ (ред. от 01.02.2008) "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов относятся к категории граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области

В соответствии со ст. 2 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 N 129-ОЗ (ред. от 01.02.2008) "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, законами Кемеровской области, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Согласно ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 утвержден «Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире": активные формы туберкулеза с выделением A15 - A19 микобактерий туберкулеза; Злокачественные новообразования, C00 - C97 сопровождающиеся обильными выделениями; Хронические и затяжные психические F00 - F99 расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; Эпилепсия с частыми припадками                    G40;. Гангрена конечностей                          A48.0; E10.5; E11.5; E12.5; E13.5; E14.5; I70.2; R02; Гангрена и некроз легкого J85.0; Абсцесс легкого J85.2; Пиодермия гангренозная L88; Множественные поражения кожи с обильным L98.9 отделяемым; Кишечный свищ K63.2; Уретральный свищ.                                  

Судом установлено, что на основании Распоряжения Администрации Заводского района г. Новокузнецка №995 от 21.12.1993 года К.Н.М. была определена в детское воспитательное учреждение (л.д.9), так как родители К.Т.В. и К.М.К. решением Заводского районного суда г. Новокузнецка от 21.12.1993 года были лишены в отношении нее родительских прав (л.д.8). За Костаревой Н.М. было закреплено жилое помещение, расположенное по ул. ... г. Новокузнецка (л.д.10).

Приказом Администрации Заводского района г. Новокузнецка №51 от 11.03.2008 года истица была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети, оставшиеся без попечения родителей. Согласно справке, выданной Администрацией Заводского района г. Новокузнецка от 09.06.2011 года, очередь установлена №1953, льготная очередь №128 (л.д.26).

Решением Заводского районного суда г. Новокузнецка от 06.09.2010 года К.Н.М.. признана членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по ул. ... г. Новокузнецка (л.д.20) и 24.01.2011 года МУ «Дирекция единого заказчика» с К.Н.М. был заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения (л.д.21-22).

К.Н.М. имеет трех детей: дочь А.С.Б., ... года рождения, сыновей К.Б.Б., ... года рождения и К.Б.Б., ... года рождения. Согласно справке МСЭ №1136727 К.Б.Б. является ребенком - инвалидом (л.д.28).

Приказом Администрации Заводского района г. Новокузнецка №170 от 24.10.2011 года истица была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории семья, имеющая ребенка - инвалида. Согласно справке, выданной Администрацией Заводского района г. Новокузнецка от 22.11.2011 года, очередь установлена №2330, льготная очередь №792 (л.д.26).

Суд считает, что К.Н.М.., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, права на получение вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения по установленной в г. Новокузнецке норме предоставления жилой площади не имеет, поскольку является нанимателем жилого помещения, соответствующего установленным нормам и правилам.

Кроме того, К.Н.М.. обратилась в суд с иском по истечении возраста 23 лет, что также является основанием для отказа в иске.

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требований К.Н.М. о предоставлении ей вне очереди по договору социального жилого помещения как семье, имеющей ребенка-инвалида, поскольку заболевание «детский церебральный паралич» не входит в ПЕРЕЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. Данное заболевание входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Как следует из представленных доказательств, К.Н.М.. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории семья, имеющая ребенка - инвалида, права на улучшение жилищных условий не лишена, и жилое помещение ей должно быть предоставлено в порядке очередности исходя из времени постановки на учет и в соответствии с ЖК РФ.

     Требования К.Н.М. о взыскании с ответчиков судебных расходов также следует оставить без удовлетворения на основании ст. 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

     РЕШИЛ:

В иске К.Н.М. к Администрации Заводского района г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка об улучшении жилищных условий отказать.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 20.01.2012 года.

Судья /подпись/       О.А.Ермоленко

Верно. Судья         О.А.Ермоленко