Дело № 2-82/12 г. ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Новокузнецк 01 февраля 2012 г. Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Катусенко С.И. при секретаре Чижовой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насонова Д.С. к ОАО «Авиационная компания «Континент», ООО «Стар Тур» о защите прав потребителей, УСТАНОВИЛ: Насонов Д.С. обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика ОАО «Авиационная компания «Континент» в его пользу уплаченную сумму за перевозку в размере - 86 650 рублей; судебные расходы, понесенный им за составление искового заявления в размере 2 000 рублей; 20 000 рублей компенсацию морального вреда. Свои требования мотивирует тем, что между ним и ОАО «Авиационная компания «Континент» *..*..* был заключен договор воздушной перевозки пассажира №..., что подтверждается электронными билетами №..., №..., №..., №.... По условиям договора ответчик обязался доставить его и членов его семьи от //~//~// до //~//~// рейсом //~//~//, следующим 07.08 2011 г. и далее от //~//~// до //~//~// рейсом //~//~//, следующим *..*..* г. Однако в связи с прекращением операционной деятельности и аннулированием свидетельства эксплуатанта, с *..*..* все рейсы перевозчика отменены. Факт отмены рейсов ЛК 293, ЛК 294 подтверждается отметкой в билетах проставленной 01.09. 2011 г. С требованием о возврате стоимости билетов он обратился в адрес ответчика *..*..*, что подтверждается письменной претензией, и почтовой квитанцией, также претензия была направлена в адрес ответчика по электронной почте. До настоящего времени в установленный законом срок он ответа на претензию не получил, возврат денежных средств не произведен. За защитой своих прав он вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением. Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 786 ГК РФ « По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж; в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. В соответствии со ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. В случае неисполнения обязательств перевозчик несет ответственность перед пассажиром в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира (статья 86 ГК РФ, статья 116 ВК РФ). Основанием прекращения ОАО «Авиационная компания «Континент» с *..*..* осуществления воздушных перевозок пассажиров послужило аннулирование свидетельства эксплуатанта и приостановление операционной деятельности авиакомпании. Указанные обстоятельства в абзаце 2 пункта 231 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 приведены в качестве оснований для возврата провозной платы, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальные правила возврата провозной плат при наступлении анализируемых обстоятельств действующим законодательством не предусмотрены, в связи с чем, применению Подлежат положения о возврате денежных сумм в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки (пункт 227 данных правил), поскольку прямым следствием аннулирования свидетельства эксплуатанта и приостановления операционной деятельности авиакомпании стала отмена его рейсов. Сумма, уплаченная им за перевозку (цена билета/электронного билета) составила 86 650 рублей. На основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей потребитель, права которого нарушены, получает право на компенсацию причиненного морального вреда. В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется с. дом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Моральный вред, причиненный ему перевозчиком вследствие неисполнения договора воздушной перевозки пассажира, выразился в том, что у него не оказалось денежных средств на повторное приобретение авиабилетов. Он вынужден был занять необходимую сумму для того, чтобы приобрести авиабилеты. В связи с отменой рейсов он и его члены семьи могли лишиться летнего отпуска, а так как его ребенок болен, он был бы лишен необходимого лечения на море. Считает, что ему и его семье причинены нравственные страдания. Кроме того, он понес судебные расходы, он обращался к адвокату для составления искового заявления, которому оплатил 2 000 рублей. *..*..* Насонов Д.С. уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчика 84 200 рублей в качестве неустойки в соответствии со ст. 28,29 ФЗ « О защите прав потребителей», поскольку ненадлежащее оказаны услуги по перевозке. Истец Насонов Д.С. в судебном заседании на своих исковых требованиях настаивал, привел доводы изложенные в исковом заявлении, пояснил, что поскольку ООО « Стар ТУР» вернуло ему сбор в сумме 2 400 рублей, то к ним у него нет претензий, а сумму ущерба просит уменьшить до 84 250 рублей - стоимость билетов. Представитель ответчика ОАО «Авиационная компания «Континент» о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом письмом по почте, причина неявки суду неизвестна, письменный отзыв на исковое заявление не представил. Представитель ответчика ООО «Стар Тур» о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суд с согласия истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства. Судом исследованы письменные материалы дела: - копия свидетельства о рождении Д.К.А. *..*..* рождения, родителями которого являются Д.А.М., Д.А.М. (л.д. 9); - копия свидетельства о рождении Н.Е.Д.., *..*..* рождения, родителя которого являются Н.Д.С., Н.О.П.. (л.д. 10); - претензия Насонова Д.С. направленная на электронный адрес ОАО «Континент» в которой он просит вернуть ему 84 250 рублей за приобретенные авиабилеты (л.д. 14-15); - письменная претензия Насонова Д.С. от *..*..* направленная в адрес ОАО «Континент», в которой он просит вернуть ему денежную сумму 84 250 рублей (л.д. 21); - определение Арбитражного суда г. Москвы о принятии заявления о признании должника банкротом к производству от *..*..* по заявлению ОАО «Авиационная компания «Континент» (л.д. 29-30); - справка ООО «Стар Тур» от *..*..* согласно которой денежные средства за авиаперевозку по авиабилетам №..., №..., №..., №... в сумме 80 863, 75 полностью перечислены фирмой ООО «Стар Тур» в ОАО «Авиационная компания «Континент» (л.д. 47). Выслушав истца Насонова Д.С., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Насонова Д.С. подлежат частичному удовлетворению. Суд пришел к данному выводу по следующим основаниям. Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение работ, услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества … Потребитель - гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд…. Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Согласно ст. 13 данного ФЗ «1. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель…) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. 4. Изготовитель (исполнитель…) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. 6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.» В соответствии со ст. 27 ФЗ «О защите прав потребителей «1. Исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный договором об оказании услуг». В соответствии со ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей» « 1. Если исполнитель нарушил сроки оказания услуги - сроки начала и (или) окончания оказания услуги потребитель по своему выбору вправе: отказаться от исполнения договора об оказании услуги. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. В случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги… Согласно ст. 31 ч. 1 ФЗ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. В соответствии со ст. 307 ГК РФ «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие… ст. 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст. 310 ГК РФ «Односторонний отказ от исполнения обязательств и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом». Согласно ст. 314 ч. 2 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей … В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Согласно ст. 784 ГК РФ « 1. Перевозка … пассажиров...осуществляется на основании договора перевозки. 2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.» Согласно ст. 786 ГК РФ « По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения …; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд… 2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом…» В соответствии со ст.792 ГК РФ « Перевозчик обязан доставить… пассажира …в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.» В соответствии со ст. 793 ГК РФ « 1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. « Ст. 103 Воздушного Кодекса РФ предусматривает, что « 1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку…» В соответствии со ст. 116 ВК РФ « 1. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира…. 2. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. П. 231 Приказа Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 (ред. от 25.10.2010) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.» предусматривает, что возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что *..*..* между Насоновым Д.С. и ОАО «Авиационная компания «Континент» был заключен договор воздушной перевозки пассажира № //~//~//, что подтверждается электронными билетами №..., №..., №..., №.... По условиям договора ответчик обязался доставить Насонова Д.С. и членов его семьи от //~//~// до //~//~// рейсом //~//~//, следующим *..*..*, и далее от //~//~// до //~//~// рейсом //~//~//, следующим *..*..*. Однако в связи с прекращением операционной деятельности и аннулированием свидетельства эксплуатанта с *..*..* все рейсы перевозчика отменены. Факт отмены рейсов //~//~// подтверждается отметкой в билетах проставленной *..*..*. С требованием о возврате стоимости билетов Насонов Д.С. обратился в адрес ответчика 05.09.2011г. До настоящего времени в установленный законом срок Насонов Д.С. ответа на претензию не получил, возврат денежных средств не произведен. Принимая во внимание представленные истцом доказательства, требования действующего законодательства суд приходит к убеждению, что надлежащим ответчиком по заявленным Насоновым требованиям является ОАО «Авиационная компания «Континент» как лицо, приявшее на себя обязательства по воздушной перевозке истца и его семьи. Свои обязанности по данному договору перевозки воздушным судном по оплате услуг перевозки Насонов С.Д. выполнил, оплатив 84 250 рублей за перевозку и 2 400 рублей сервисный сбор ( который истцу возвращен ООО « Стар Тур». Указанные обстоятельства истец Насонов Д.. Подтвердил документами: счет №... от *..*..*, согласно которому Насонов Д.С. перечислил 86 650 рублей, получателем указанных денежных средств является ООО «Стар Тур» г. Москвы (л.д. 11); электронные билеты №..., №..., №..., №... (л.д. 16-19); квитанция об оплате Насоновым Д.С. 86 650 рублей (л.д. 13). Таким образом, истец во исполнение требований ст. 56 ГПК РФ предоставил суду доказательств, что обязанности по спорному договору он выполнил в полном объеме. Однако, ответчик в нарушение требований ст. ст. 307,309, 310 ГК РФ свои обязательства перед истцом не выполнил. Как установлено в ходе судебного разбирательства, с требованием о возврате стоимости билетов он обратился в адрес ОАО «Авиационная компания «Континент» 05.09.2011 г., кроме того, претензия была направлена в адрес ответчика по электронной почте. Однако, ни на устные, ни письменные требования истца ответчик не дал истцу ответ до настоящего времени, чем нарушил требования ст. 793 ГК РФ и ст. 116 ВК РФ. Нормы ГК РФ, ФЗ «О защите прав потребителей предусматривают, что обязательства, предусмотренные договором, должны надлежаще выполняться обеими сторонами, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор был заключен сторонами добровольно, срок оказания услуги, стоимость услуги, права и обязанности сторон согласованы, данный договор никем не оспорен, вступил в законную силу с момента его подписания. Ответчиком не представлено суду доказательств, которые бы дали основания для освобождения его от ответственности за неисполнение обязательств по заключенному договору. В связи с чем, подлежат взысканию с ответчика ОАО «Авиационная компания «Континент» понесенный истцом ущерб в размере 84 250 рублей, оплаченных ответчику во исполнение договора перевозки. Суд полагает, что требования Насонова Д.С. о взыскании ОАО «Авиационная компания «Континент» неустойки в порядке ст. ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей» в сумме 84 250 рублей подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд учитывает обстоятельства дела, принимает во внимание, что со стороны истца не установлено каких-либо нарушений исполнения обязательств, истец, как потребитель услуг, экономически слабая сторона в договоре, в связи с чем, суд полагает, что неустойка в размере 84 250 рублей соразмерна нарушенным ответчиком обязательствам. Расчет неустойки: 139 дней просрочки добровольного удовлетворения требования Насонова ( 05.09.2011г. подана претензия, в течение 10 дней ответ не дан, решение принято 01.02.2012г) Х 3% Х 84 250 рублей( стоимость билетов) = 351 322,50 рублей Однако, в соответствии со ст. 28 ч.5 ФЗ «О защите прав потребителей» сумма неустойки не может превышать цены оказанной услуги, а потому взысканию подлежит сумма 84 250 рублей. Истцом Насоновым Д.С. заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, … иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда предусмотренных законом.. . В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Принимая во внимание доводы истца, который ссылается на то, что у него не оказалось денежных средств на повторное приобретение авиабилетов. Он вынужден был занять необходимую сумму для того, чтобы приобрести авиабилеты. В связи с отменой рейсов он и его члены семьи лишились летнего отпуска, его ребенок болен, а ему рекомендован морской воздух, чего он был лишен. Считает, что ему и его семье причинены нравственные страдания. Суд полагает, что Насонову Д.С. причинены нравственные страдания в связи с нарушением его прав потребителя, и считает необходимым взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» в пользу Насонова Д.С. в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей, суд полагает, что данная сумма разумна и справедлива, при этом суд учитывает, что каких - либо тяжких последствий для жизни и здоровья истца не наступило. В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороной все понесенные по делу судебные расходы. Истцом Насоновым Д.С. понесены расходы по оплате юридических услуг, что подтверждаются документами: - квитанция №... от *..*..*, согласно которой Н.Д.С. оплатил Адвокатский кабинет В.И.В. за составление искового заявления 2 000 рублей (л.д. 23). Суд считает, что с ответчика ОАО «Авиационная компания «Континент» следует взыскать в пользу истца Насонова Д.С. понесённые им судебные расходы - 2 000 по оплате юридических услуг по составлению искового заявления. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец Насонов Д.С. был освобожден при подаче искового заявления в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в размере 4 770 рублей. В соответствии со ст. 13 ч. 6 Закона «О Защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Суд считает необходимым взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» штраф в размере 89 250 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233, 237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» в пользу Насонова Д.С. ущерб в размере 84 250 рублей, неустойку - 84 250 рублей, денежную компенсацию морального вреда 5 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления - 2 000 рублей, а всего 180 500 (сто восемьдесят тысяч пятьсот) рублей. Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» в доход федерального бюджета, зачислив на счет местного бюджета штраф в 89 250 рублей и госпошлину 4 770 рублей, а всего 94 020 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья С.И. Катусенко Мотивированно решение принято в окончательной форме - 08.02.2012 г. Судья С.И. Катусенко