Дело № 2-353/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Бердюгиной О.В., при секретаре Ивлевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 03 апреля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Заводского района гор. Новокузнецка в интересах Ширмановой Н.М. и двух ее несовершеннолетних детей к Администрации Заводского района гор. Новокузнецка, Администрации гор. Новокузнецка о признании Ширмановой Н.М. и членов ее семьи - несовершеннолетних детей нуждающимися в жилом помещении и обязании Администрации Заводского района гор. Новокузнецка поставить Ширманову Н.М. как одинокую мать двоих малолетних детей на учет в качестве нуждающейся в получении жилья по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, у с т а н о в и л: истец в лице прокурора Заводского района г. Новокузнецка обратился в суд в интересах Ширмановой Н.М. и ее двух несовершеннолетних детей к Администрации Заводского района гор. Новокузнецка, Администрации гор. Новокузнецка, которым просит: - признать Ширманову Н.М. нуждающейся в жилом помещении; - обязать Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка поставить Ширманову Н.м. и членов ее семьи - малолетних детей Мадину и Ангелину на учет в качестве нуждающихся в получении жилья. В ходе судебного разбирательства истец в лице прокурора Заводского района г. Новокузнецка конкретизировал исковые требования и просит: - признать Ширманову Н.М. и членов ее семьи - несовершеннолетних детей нуждающимися в жилом помещении; - обязать Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка поставить Ширманову Н.М. как одинокую мать двоих несовершеннолетних детей на учет в качестве нуждающейся в получении жилья по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области. Свои требования мотивирует тем, что Ширманова Н.М. является одинокой матерью, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей. Ее семья является малоимущей. Ширманова Н.М. не имеет постоянного места жительства, т.к. воспитывалась и проживала в детском доме как сирота в .... В силу объективных причин Ширманова Н.М. и ее малолетние дети особо нуждаются в защите. Самостоятельно осуществлять действия по постановке на учет в качестве нуждающейся она не может, хотя недееспособной она не признана. Устно Ширманова Н.М. обращалась в администрацию Заводского района в ... году для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но ей также устно отказали в этом в связи с отсутствием её регистрации по любому месту жительства. В настоящее время Ширманова Н.М. имеет временную регистрацию в Заводском арйоне ..., однако срок ее действия закончится ... и ей опять откажут в постановке на учет в качестве нуждающейся. После предъявления данного иска в суд Ширманова Н.М. обратилась в Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, однако Администрация Заводского района данное заявление не удовлетворила. Гражданка Ширманова Н.М., в чьих интересах заявлены настоящие исковые требования, в судебном заседании пояснила, что обращалась в Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, где ей письменно сообщили необходимости сбора определенного пакета документов, необходимых для постановки на учет. Данные документы она не подготовила и повторно в Администрацию Заводского района не обращалась. В настоящее время после подготовки дела к судебном разбирательству она письменно обратилась в Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка с заявлением о постановке на учет. Вновь получила письменное разъяснение какие дополнительно к заявлению она должна представить документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, которые сама не собирала, а вместо неё эти документы запросил прокурор, их она только что получила от прокурора в судебном заседании, поэтому в адрес Администрации еще не направила. Представитель Администрации Заводского района г. Новокузнецка Ладан И.В., действующая на основании доверенности ... от ... сроком до ... (л.д. 41), исковые требования не признала, суду пояснила, что право Ширмановой Н.М. на получение по договору социального найма жилого помещения Администрацией Заводского района не оспаривается, но для реализации данного права гражданина, в данном случае Ширманову Н.М. необходимо в установленном порядке признать нуждающейся в жилье и поставить на учет. А для совершения указанных признания нуждающимся в предоставлении жилья и постановке на учет гражданину необходимо предоставить установленный законом перечень документов. Установление нуждаемости и постановка на учет в качестве нуждающихся в получении жилья - это одновременные действия, осуществляемые строго по регламенту. Первоначально производится прием документы, затем их проверка с выходом на указанное гражданином место жительство, по результатам чего составляет акт обследования жилищных условий. После указанных действий пакет документов предоставляется для определения нуждаемости гражданина в жилье, после этого решения гражданина ставят на учет в качестве нуждающегося. Без указанной процедуры действия любого органа о признании гражданина нуждающимся в постановке на учет являются не соответствующими нормам ЖК РФ и законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договором социального найма» (далее ОЗ-68 от 10.06.2005г.), « О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» ( далее ОЗ - 129 от 17.11.2006г.). Кроме того, в соответствии с указанными законами действия по постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилья, вправе совершать администрация Заводского района гор. Новокузнецка, а суд не может подменять собой исполнительские действия муниципального органа по осуществлению данных действий. В .... Ширманова Н.М. не обращалась в Адмиинстрацию Заводского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся. С подобным заявлением она лично обратилась лишь в 2012году в ходе рассмотрения настоящих исковых требований прокурора, на что получила письменное подробное разъяснение о предоставлении необходимых дополнительных документов, которые так и не представила. Соответственно данный вопрос еще не решен, т.к. Администрация Заводского района гор. Новокузнецка окончательного решения по нему не вынесла, а лишь разъяснила Ширмановой Н.М. о необходимости соблюдения установленной законом процедуры по признанию ее нуждающейся в жилье и постановки ее на учет, т.е. представить необходимые для принятия требуемого вопроса документы, препятствий к представлению которых она не имеет. В случае вынесения отрицательного для Ширмановой Н.М. решения она могла бы его обжаловать в суд в установленном законом порядке. А так как решения такого нет и суд не вправе подменять собой действия муниципальных органов по указанным выше законным основаниям, то заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Опасение истца о том, что по истечении срока временной прописки Ширмановой Н.М. ей будет отказано в постановке на учет являются необоснованными, т.к. факт наличия либо отсутствия регистрации в г. Новокузнецке не может служить основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья по тому основанию, что вышеназванные Законы Кемеровской области действует для граждан, проживающих на территории Кемеровской области, а факт проживания на территории гор. Новокузнецка, в том числе Заводского района, возможно подтвердить, в том числе, и судебным решением об установлении факта проживания. Представитель Администрации г. Новокузнецка Козик М.А., действующая на основании доверенности ... от ... (л.д. 48), исковые требования не признала, поддержала доводы представителя Администрации Заводского района гор. Новокузнецка, а так же пояснила, что в компетенцию Администрации гор. Новокузнецка не входят действия по постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а следовательно требования к Администрации гор. Новокузнецка предъявлены необоснованно. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно ст. 1 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ (ред. от 18.12.2008) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на учет принимаются граждане нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - граждане), в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ (ред. от 18.12.2008) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления. В заявлении о принятии на учет указываются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства гражданина, состав его семьи и дата подачи заявления. 2. С заявлением о принятии на учет представляются следующие документы: 1) паспорта гражданина Российской Федерации и членов его семьи или документы, заменяющие паспорт гражданина Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; 2) выписка из лицевого счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданная уполномоченной организацией; 3) справка о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, по месту проживания гражданина, выданная соответствующей организацией, либо выписка из домовой книги, если гражданин является собственником жилого дома или его части; 4) свидетельство о браке (если гражданин состоит в браке); 5) свидетельство о расторжении брака (если брак расторгнут); 6) выписка из технического паспорта жилого помещения с поэтажным планом, выданного уполномоченной организацией; 7) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах гражданина либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества; 8) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства гражданина и членов семьи, предоставляемая на каждого из членов семьи; 9) документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства гражданина; 10) справка об установлении опеки или попечительства, выданная органами опеки и попечительства (для лиц, которые являются опекунами либо попечителями); 11) документы о признании органом местного самоуправления гражданина малоимущим (при постановке на учет в качестве малоимущего); 12) акт о признании жилого помещения, которое является местом жительства гражданина, непригодным для проживания; 13) документы, подтверждающие факт отнесения гражданина к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Кемеровской области (удостоверение на право пользования льготами, медицинское заключение о заболевании, дающее право больным на получение жилых помещений по договору социального найма, копия справки ВТЭК об инвалидности и другие) (при постановке на учет в качестве гражданина, отнесенного законодательством к указанной категории). 3. В целях настоящего Закона к документам, заменяющим паспорт гражданина Российской Федерации, относятся: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. 4. Органы местного самоуправления не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, установленных пунктом 2 настоящей статьи. 5. Все документы, прилагаемые к заявлению, представляются в подлинниках (для сверки) и копиях. Сверка производится немедленно, после чего подлинники документов возвращаются гражданину лицом, принимающим документы. 6. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. 7. Орган местного самоуправления выдает гражданину расписку в получении заявления и прилагаемых копий документов с указанием их перечня, даты их получения и регистрационного номера заявления по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону. Таким образом, из приведенных норм права следует, что постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления только в случае если гражданин признан нуждающимися в жилом помещении. Следовательно, данные действия являются последовательными, неразрывно связанными друг с другом и отдельно совершаться не могут. Судом установлено, что ... Ширманова Н.М. обратилась в прокуратуру Заводского района гор. Новокузнецка с заявлением об оказании помощи в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 6). По итогам рассмотрения данного заявления ... Ширмановой Н.М. дан ответ, согласно которого, учитывая, что Ширманова Н.М. не имеет регистрации по месту жительства, и ей необходимо установить факт проживания на территории города Новокузнецка (л.д. 34-35). ... прокурор Заводского района гор. Новокузнецка обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов Ширмановой Н.М. (л.д. 2-5). После обращения в суд с настоящим заявлением ... Ширманова Н.М. обратилась с письменным заявлением в Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 50). На данное заявление Ширмановой Н.М. дан письменный ответ, где разъяснено, что для определения нуждаемости в жилом помещении с целью постановки на учет в качестве малоимущего гражданина в Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка необходимо предоставить перечень документов, установленных в ст. 2 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ (ред. от 18.12.2008) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". После предоставления данных документов специалисты Администрации Заводского района гор. Новокузнецка определят наличие либо отсутствие оснований признания гражданина и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. В случае признания таковым гражданина, ему будет разъяснен порядок признания малоимущим с целью постановки на учет для получения жилья (л.д. 52). Получение данного разъяснения Ширманова Н.М. не оспаривает, но в Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка с пакетом документов не обращалась. На основании вышеприведенных норм, показаний сторон судом достоверно установлено, что на Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка, как на орган местного самоуправления, выполняющий исполнительно-распорядительные функции, в соответствии с п. 2.3.2.8. положения об Администрации Заводского района гор. Новокузнецка возложены полномочия по ведению в установленном порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях установлен Законом Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ (ред. от 18.12.2008) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", где закреплен перечень документов, предоставляемых в Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка с заявлением гражданина о постановке его на учет. После принятия данного заявления осуществляется проверка жилищных условий гражданина с непосредственным выездом на место проживания гражданина. После данных действий принимается решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет. Данные действия закреплены законодательно, иных положений нормы ЖК РФ, как федеральный закон не содержит, а наоборот в разрешении указанных вопросов ( признании нуждаемости и постановке на учет) отсылает к нормам субъектов РФ. Также судом достоверно установлено, что Ширмановой Н.М. не выполнены требования закона ...-ОЗ, а именно - не представлен перечень необходимых документов в отношении себя и двух несовершеннолетних детей, необходимых для признания их нуждающимися в жилых помещениях с целью постановки на учет для получения жилья. Предоставление в Администрацию Заводского района гор. Новокузнецка законодательно установленного перечня документов, необходимых для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении является обязательным условием для решения вопроса о постановке данного гражданина на учет. При отсутствии полного пакета документов принятие решения невозможно. Следовательно, нет и окончательного решения Администрации Заводского района гор. Новокузнецка о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет. При наличии указанного решения Администрации Заводского района гор. Новокузнецка у Ширмановой Н.М. нет препятствий для его обжалования в случае несогласия. Стороны не оспаривают того обстоятельства, что признание нуждающимся в жилом помещении и постановка на учет в данном качестве носит явочный заявительный характер, т.е. данные действия Ширманова Н.М. должна совершить сама, т.к. она не признана недееспособной и нормы закона Кемеровской области № 68-ОЗ не содержат исключения для каких- либо категорий граждан в предоставлении документов для возможности принятия решения о нуждаемости и постановки на учет. Данные необходимые документы Ширмановой Н.М. так и не представлены, соответственно решения по её заявлению о признании нуждающейся в жилье и постановке на учет в качестве нуждающейся Администрацией Заводского района не может быть принято по существу. При этом препятствия к принятию такого решения при наличии представленных документов отсутствуют. Таким образом, суд считает, что подменять исполнительно- распорядительную деятельность Администрации Заводского района гор. Новокузнецка в части признания гражданки Ширмановой Н.М. и двух её малолетних детей нуждающимися в жилье и постановки на учет в целях его получения в результате удовлетворения настоящих исковых требований прокурора суд оснований не находит. Утверждение истца в лице прокурора на возможность и необходимость в соответствии с нормами ГК РФ признания в судебном порядке Ширмановой Н.М. нуждающейся в жилом помещении в порядке признания права в целях защиты прав детей является необоснованным, т.к. не основана на нормах специального закона, а именно: ЖК РФ, который устанавливает право на получение жилья нуждающихся в нем гражданами. А данное право гражданки Шимановой Н.М. никем, в том числе ответчиками, не оспорено, т.к. исковые требования заявлены не о признании права на получение, предоставление жилого помещения гражданки Широмановой Н.М. и двух её малолетних детей, а о признании её нуждающейся в жилье и постановке на учет для получения жилья в качестве нуждающейся. Тогда как механизм и процедура признания нуждающимся и постановка на учет в данном качестве определена вышеуказанными законами Кемеровской области, которыми данные функции для исполнения предоставлены местным исполнительным органам, подменять действия которых суд не вправе, так как в соответствии со ст. 54 ЖК РФ суд в данной части рассматривает лишь законность и обоснованность отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.е. решение органа исполнительной власти по существу отказа. При этом истец т не отрицает, что «признание права на получение жилья в качестве нуждающегося» и «признание нуждаемости, а также постановка на учет в качестве нуждающегося» - это разные по сути понятия, реализация которых не зависит друг от друга и осуществляется соответствующими органами исполнительной власти в порядке, установленном законом. На основании изложенного суд оснований для удовлетворения требований прокурора о признании Ширмановой Н.М. и двух её малолетних детей нуждающихся в жилье и обязании Администрации Заводского района гор. Новокузнецка поставить на учет Ширманову Н.М. и двух её малолетних детей в качестве нуждающихся для получения жилья по договору социального найма из жилищного фонда Кемеровской области не находит. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: прокурору Заводского района гор. Новокузнецка в удовлетворении исковых требований в интересах Ширмановой Н.М. и её двух несовершеннолетних детей к Администрации Заводского района гор. Новокузнецка, Администрации гор. Новокузнецка о признании Ширмановой Н.М. и членов её семьи - несовершеннолетних детей нуждающимися в жилом помещении и обязании Администрации Заводского района гор. Новокузнецка поставить Ширманову Н.М. как одинокую мать двоих малолетних детей на учет в качестве нуждающейся в получении жилья по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области о т к а з а т ь. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский облсуд в течение месяца. Судья подпись О.В. Бердюгина Изготовлено ... Судья подпись О.В. Бердюгина Верно. Судья О.В. Бердюгина