Дело № 2-1054/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Гительман Т. А., при секретаре Рощупкиной Л.Г., с участием представителя истца- помощника Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Кемеровской области Белецкой О.В. представителя ответчика Администрации Заводского района г. Новокузнецка- Федяниной Л.А., представителя ответчика Управления дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка Баранова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке «19» июля 2012года гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Заводского района г. Новокузнецка, Управлению дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л: Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Заводского района г. Новокузнецка, Управлению дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, в котором просит обязать ответчиков принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной справа от автодороги Промстроевская (поворот направо напротив административного здания АТП ЗСМК), примерно в 300-500 м от автодороги на площадке «недостроенного пивзавода» (координаты 53°51"24,9”с.ш., 87°13"52,1”в.д.). Свои требования мотивирует тем, что в результате осмотра территории Заводского района г.Новокузнецка была обнаружена несанкционированная свалка промышленных и бытовых отходов. В соответствии с п. 4.2. «Правил по обращению с отходами на территории города Новокузнецка», ответчики обязаны организовать сбор и вывоз отходов с территории города. Представитель ответчика Администрации Заводского района г. Новокузнецка- Федянина Л.А. против удовлетворения исковых требований Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора возражает, считает, что Администрация Заводского района г.Новокузнецка является ненадлежащим ответчиком по иску. Администрация Заводского района г.Новокузнецка является территориальным органом Администрации г.Новокузнецка и финансирование деятельности районной Администрации осуществляется за счет средств местного бюджета, в соответствии с бюджетной сметой, которая утверждается городским Советом народных депутатов. В бюджетной смете Администрации Заводского района г.Новокузнецка на 2011-2012 годы средств на ликвидацию несанкционированных свалок не заложено. Надлежащим ответчиком по указанному иску считает Управление дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка. Представитель Управления дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка Баранов В.В. исковые требования прокурора не признал и пояснил, что в соответствии с положением об Управлении дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка п. 3.1.11 организация уборки, сбора и вывоза мусора с объектов производится Управлением только в отношении объектов находящихся на балансе Управления и расположенных на границах города. Управление не имеет на балансе объектов расположенных в районе несанкционированной свалки, расположенной справа от автодороги Промстроевская. Третье лицо, представитель Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе- Емашкина Т.Е. исковые требования поддержала и пояснила, что в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация Заводского района г.Новокузнецка и Управление дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка должны организовать меры по ликвидации несанкционированной свалки в Заводском районе г.Новокузнецка. Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, суд приходит к следующему. Судом установлено, что 28.04.2012 г. в ходе проведения мероприятия по контролю за состоянием территории г.Новокузнецка было установлено, что на территории Заводского района г.Новокузнецка находится несанкционированная свалка, расположенная справа от автодороги Промстроевская (поворот направо напротив административного здания АТП ЗСМК), примерно в 300-500 м от автодороги на площадке «недостроенного пивзавода» (координаты 53°51"24,9”с.ш., 87°13"52,1”в.д.), состоящая из твердо- бытовых отходов, строительных отходов, шлака, стеклобоя, автопокрышек, общим объемом более 400 куб. метров (акт обследования № 25 от 28.04.2012 г. (л.д.18) и протокол № 24 от 28.04.2012 г. составленный главным специалистом- экспертом Территориального отдела в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (л.д.6-17). Вышеуказанный земельный участок расположен в кадастровом квартале № 42:30:0414051 (л.д.51). Подпунктом 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Подпункт 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с абз.2 ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Положениями ч.3 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть 1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. На основании ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.3.4 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. СанПиН 3.5.2.1376-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам. Согласно п.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. В соответствии с «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года, несанкционированной свалкой признается размещение отходов на не отведенной для этой цели территории. Пунктом 24 ч.1 ст.6 «Устава города Новокузнецка», принятого Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 №11/117 закреплено, что к вопросам местного значения городского округа в соответствии с федеральным законодательством относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п. 4.2. «Правил по обращению с отходами на территории города Новокузнецка», утвержденных Постановлением Администрации г.Новокузнецка от 30.12.2011 г. № 194, организация сбора и вывоза ТБО, ЖБО от жилых домов и территории города возлагается на администрации районов города и Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства (л.д.23-28). Таким образом, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что ответчиками не исполняется обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, вследствие чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Доводы представителя Администрации Заводского района г.Новокузнецка о том, что в бюджетной смете Администрации района не заложены средства на ликвидацию несанкционированных свалок, в данном случае не имеют правового значения. Так как согласно положения об Администрации Заводского района г.Новокузнецка: 1.1. Администрация Заводского района города Новокузнецка (далее - районная администрация) является территориальным органом Администрации города Новокузнецка, осуществляющим деятельность в Заводском районе города Новокузнецка по выполнению исполнительно-распорядительных функций, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции Новокузнецкого городского Совета народных депутатов и Главы города; 1.2. В своей деятельности районная администрация руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации и Кемеровской области, Уставом города Новокузнецка, правовыми актами органов местного самоуправления города Новокузнецка и настоящим Положением; 1.3. Районная администрация является юридическим лицом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах; 2.1. Основной целью деятельности районной администрации являются создание условий для комплексного социально-экономического развития подведомственной территории и обеспечение жизнедеятельности жителей района; 2.2. Основной задачей деятельности является выполнение исполнительно-распорядительных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на подведомственной территории: 2.3.2.4. участие в организации мероприятий по охране окружающей среды; 2.3.2.5. участие в организации благоустройства и озеленения территории района; 2.3.2.6. осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории района (л.д.45-49). Согласно положения Управления дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства г. Новокузнецка от 27.04.2011 г. № 4/52: 1.1. Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка (далее - Управление) является отраслевым органом администрации города Новокузнецка и входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Сокращенное наименование Управления - УДКХиБ; 1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, в том числе Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законодательством Кемеровской области, Уставом города Новокузнецка, иными муниципальными правовыми актами города Новокузнецка и настоящим Положением; 1.4. Управление наделено правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом. Управление имеет бюджетную смету, лицевые счета, круглую печать с изображением герба города Новокузнецка, иные печати, штампы и бланки со своим наименованием, необходимые для осуществления его деятельности. Управление может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах. Управление обладает обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности и закрепленным за Управлением на праве оперативного управления и учитываемым на балансе Управления; 1.5. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет собственных доходов бюджета города Новокузнецка в соответствии с утвержденной бюджетной сметой; 1.6. Управление является главным распорядителем и получателем средств бюджета города Новокузнецка, а также администратором доходов местного бюджета, закрепляемых в решениях о бюджете на очередной финансовый год по объектам дорожного хозяйства и благоустройства городского округа; 3.1. В соответствии с возложенными задачами Управление выполняет следующие функции: 11) организацию уборки, сбора и вывоза мусора с объектов, расположенных в границах городского города и находящихся на балансе Управления (л.д.55-63). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Заводского района г. Новокузнецка, Управлению дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка - удовлетворить. Обязать Администрацию Заводского района г.Новокузнецка и Управление дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной справа от автодороги Промстроевская (поворот направо напротив административного здания АТП ЗСМК), примерно в 300-500 м от автодороги на площадке «недостроенного пивзавода» (координаты 53°51"24,9”с.ш., 87°13"52,1”в.д.). Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение суда составлено 19.07.2012 г. Судья /подпись/ Т. А. Гительман Верно. Судья Т.А. Гительман