ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Новокузнецк 11 марта 2012 года Судья Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Косенко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «ЕВРАЗ ЗСМК», У С Т А Н О В И Л: ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» совершило административное правонарушение - нарушение требований промышленной безопасности. Так, (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) в ходе внеплановой проверки, проведенной на основании Приказа руководителя Южно - Сибирского Управления Ростехнадзора № 117 от (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) по требованию прокуратуры (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН) от (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) исх. №, выявлено, что ОАО «ЕВРАЗ Объединенный ЗСМК» филиал Западно - Сибирская ТЭЦ не обеспечило соблюдение требований Федерального закона от 21.07.1997 года № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и иных нормативно-технических документов в области промышленной безопасности, а именно: l. He проведена работа по продлению срока безопасной эксплуатации технологического оборудования, трубопроводов - мазутопроводов, выработавших назначенный срок службы, в установленном порядке, а именно, не проведена экспертиза промышленной безопасности: 3 хранилищам мазута поз 1,2,3, объемом 700 м 3. 8 хранилищам масла, -технологическим трубопроводам (мазутопроводам), отработавшим нормативный срок службы, год ввода в эксплуатацию 1963г. 2. При проведении сливо-наливных операций по сливу мазута с автоцистерн на площадке мазутного хозяйства Западно-Сибирской ТЭЦ не предусмотрены меры защиты от атмосферного и статического электричества, 3. Насосы применяемые, для нагнетания мазута, не оснащены блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений; средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приемных и расходных емкостях. 4. Корпуса насосов площадки мазутного хозяйства Западно-Сибирской ТЭЦ, перекачивающих ГЖ - мазут, не заземлены, независимо от заземления электродвигателей, находящихся на одной раме с насосами. 5. Резервуары для приема и хранения нефтепродукта - мазут не оснащены дыхательной и предохранительной арматурой. 6. Не обеспечиваются требования пожарной безопасности по предотвращению взрывов и пожаров в объеме зданий и сооружений, так как не выполняются противопожарные мероприятия исключающие проливы горючих жидкостей: на момент проверки не была обеспечена возможность удаления нефтепродуктов за пределы насосной по закрытым коммуникациям из трубопроводов, насосов, расположенных в помещении насосной (мазуто-насосная залита мазутом). Таким образом, не дана независимая оценка применяемым на опасном производственном объекте техническим устройствам, не обеспечены требования взрывобезопасности, не обеспечен порядок, устанавливающий правила ведения работ на опасном производственном объекте, что может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, (угрозу наступления техногенной катастрофы, угрозу причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды). Представитель юридического лица ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» Горячев В.Г., действующий на основании доверенности от 01.07.2011 г., которому были разъяснены права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП, и ст. 51 Конституции РФ, с выявленными нарушениями согласен. Суду пояснил, что разработан график устранения нарушений. На момент судебного разбирательства устранены нарушения, указанные в п. 4 протокола об административном правонарушении, по остальным нарушениям ведутся работы по устранению выявленных замечаний. В судебном заседании Государственный инспектор Межрегионального отдела по надзору за металлургическими производствами Южно - Сибирского управления Ростехнадзора Ланьшина Н.В. (удостоверение ТО-№) пояснила, что в ходе проверки юридического лица были выявлены ряд нарушений, они все отражены в акте проверки и указаны в протоколе об административном правонарушении, которые могут повлечь угрозу жизни и здоровья людей. Технические устройства 3 хранилища мазута поз 1,2,3, объемом 700 м 3., 8 хранилищ масла, технологические трубопроводы (мазутопроводы), находятся в технологической цепи при выработке пара, они находятся постоянно в работе, без данных технических устройств котлы ТЭЦ на одном топливе не смогут работать. Не отрицает, что приостановление деятельности вышеуказанных технических устройств приведет к приостановке работы всего объекта - Западно-Сибирской ТЭЦ, обеспечивающей электроэнергией и теплоснабжением два района г. Новокузнецка. В судебном заседании главный инженер «Западно-Сибирской ТЭЦ» - филиала ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» С.В.Г., допрошенный судом в качестве свидетеля, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ, предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснил, что Западно-Сибирская ТЭЦ обеспечивает отоплением и горячим водоснабжением комплекс промышленных предприятий и жилищно-коммунальную сферу Заводского и Новоильинского районов, а также предназначена для комбинированного производства электрической и тепловой энергии. Технические устройства 3 хранилища мазута поз 1,2,3, объемом 700 м 3., 8 хранилищ масла, технологические трубопроводы (мазутопроводы) непосредственно участвуют в работе ТЭЦ, остановить все технические устройства и устранить нарушения Ростехнадзора невозможно, поэтому принят комплекс мероприятий, хранилище мазута поз.3 не используется, в отношении мазутного бака № 1 проведено полное техническое обследование экспертной организацией в 2011 года, однако в Ростехнадзоре не утверждено данное обследование, по каким причинам не знает, согласно заключенного договора экспертная организация приняла на себя обязательства по утверждению отчета в Ростехнадзоре. В 2012 г. запланировано проведение экспертизы промышленной безопасности мазутных баков № 2 и № 3. В судебном заседании представил график устранения нарушений, выявленных при проверке Ростехнадзором в протоколе № 23-06-09, а также письменные объяснения относительно опасного производственного объекта «Площадки подсобного хозяйства» Западно-Сибирской ТЭЦ - филиала ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК». Письменными доказательствами по делу являются: Выслушав участников процесса, исследовав материалы об административном правонарушении, суд считает, что вина юридического лица ОАО «Западно - Сибирский металлургический комбинат» в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение, а действия юридического лица, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как нарушение требований промышленной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) «Площадка подсобного хозяйства» Западно-Сибирской ТЭЦ - филиала ОАО «Евраз ЗСМК», на которой располагаются три хранилища мазута поз 1,2,3, объемом 700 м 3, восемь хранилищ масла, технологические трубопроводы (мазутопроводам), относятся к категории опасных производственных объектов. В соответствии со ст. 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов. Согласно 5.1.2. Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.05.2003 № 29 (далее ПБ 09-540-03) - для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается допустимый срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны приводиться изготовителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры. Для трубопроводов проектной организацией устанавливается расчетный срок эксплуатации, что должно быть отражено в проектной документации и внесено в паспорт трубопроводов. Продление срока безопасной эксплуатации технологического оборудования, трубопроводной арматуры и трубопроводов, выработавших установленный срок службы, осуществляется в порядке, установленном Госгортехнадзором России. Оборудование, отработавшее нормативный срок службы, должно проходить техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности технических устройств. Эксплуатация оборудования без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности не допускается. Данное требование отражено в п. 4.25 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.05.2003 № 33 (далее - ПБ 09-560-03). В соответствии с п. 3.2.1. Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 8, экспертиза промышленной безопасности технических устройств проводится в случаях, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, а также: - при отсутствии паспорта на техническое устройство; - при выработке установленного проектом расчетного срока эксплуатации или количества циклов нагружения; - при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет; - при воздействии на техническое устройство в процессе эксплуатации факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление, внешние силовые нагрузки и др.) в результате нарушения регламентированного режима работы; - при проведении ремонтно-сварочных работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства; - по требованию органов Госгортехнадзора России. Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.2002 N 43 (зарегистрировано Минюстом России 05.08.2002, N 3665). Согласно ч. 1. ст. 13 Закона № 116-ФЗ Экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте. Таким образом, в нарушение указанных требований Обществом нe проведена работа по продлению срока безопасной эксплуатации технологического оборудования, отработавшего нормативный срок службы, введенного в эксплуатацию в 1963г., отчет №-ТУ-2011 по полному техническому обследованию технического устройства Мазутный бак № 1, не утвержден контролирующей организацией - Южно - Сибирским Управлением Ростехнадзора. В соответствии с п. 4.7.21. ПБ 09-540-03 при проведении сливоналивных операций должны предусматриваться меры защиты от атмосферного и статического электричества, что повлекло нарушение требований безопасности при проведении сливо-наливных операций по сливу мазута с автоцистерн на площадке мазутного хозяйства Западно-Сибирской ТЭЦ, поскольку не предусмотрены меры защиты от атмосферного и статического электричества. Согласно п. 4.1.12. ПБ 09-540-03, насосы, применяемые для нагнетания сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны оснащаться: блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений; средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приемных и расходных емкостях. Однако, насосы, применяемые Обществом для нагнетания мазута, не оснащены вышеуказанными устройствами. Пункт 2.9.21. ПБ 09-560-03 устанавливает, что корпуса насосов, перекачивающих ЛВЖ и ГЖ, должны быть заземлены, независимо от заземления электродвигателей, находящихся на одной раме с насосами. В нарушение указанного пункта, корпуса насосов площадки мазутного хозяйства Западно-Сибирской ТЭЦ, перекачивающих ГЖ - мазут, не заземлены. В соответствии с п. 2.6.5. ПБ 09-560-03 для проведения операций по приему, хранению и отпуску нефти и нефтепродуктов стальные вертикальные резервуары, в зависимости от свойств хранимого продукта, должны быть оснащены техническими устройствами, основным из которых является, в том числе, дыхательная и предохранительная арматура. Согласно п. 2.6.11. ПБ 09-560-03 поддержание давления в резервуарах должно осуществляться при помощи дыхательной и предохранительной арматуры. Дыхательная арматура должна выбираться в зависимости от типа резервуара и хранимого продукта. На основании п. 5.6.9. ПБ 09-540-03 средства защиты от распространения пламени (огнепреградители, пламеотсекатели, жидкостные затворы и т.п.) должны устанавливаться на дыхательных и стравливающих линиях аппаратов и резервуаров с ЛВЖ и ГЖ, а также на трубопроводах ЛВЖ и ГЖ, в которых возможно распространение пламени, в том числе работающих периодически или при незаполненном сечении трубопровода, на трубопроводах от оборудования с раскаленным катализатором, пламенным горением и другими источниками зажигания. Средства защиты от распространения пламени могут не устанавливаться при условии подачи в эти линии инертных газов в количествах, исключающих образование в них взрывоопасных смесей. Порядок подачи инертных газов регламентируется. Конструкция огнепреградителей и жидкостных предохранительных затворов должна обеспечивать надежную локализацию пламени с учетом условий эксплуатации. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных пунктов, резервуары для приема и хранения нефтепродукта - мазут не оснащены дыхательной и предохранительной арматурой. Кроме того, согласно п. 3.19., 5.1.10. ПБ 09-540-03 при разработке мероприятий по предотвращению взрывов и пожаров в объеме зданий и сооружений должны учитываться требования пожарной безопасности. Технологические системы должны быть герметичными. В обоснованных случаях допускается применение оборудования, в котором по паспортным данным возможны регламентированные утечки горючих веществ (с указанием допустимых величин этих утечек в рабочем режиме). В проектной документации должен быть определен порядок их сбора и отвода. В соответствии с п. 2.1.5. ПБ 09-560-03 Предотвращение образования взрывопожароопасной среды должно обеспечиваться: - автоматизацией технологических процессов, связанных с обращением легковоспламеняющихся жидкостей (далее - ЛВЖ) и горючих жидкостей (далее - ГЖ); - применением технических мер и средств защиты оборудования от повреждений и преждевременного износа; - регламентированным контролем герметичности участков, узлов, соединений, которые по условиям эксплуатации могут стать источниками выделений (пропуска) горючих газов; - контролем среды, блокировкой средств управления, позволяющей прекратить образование взрывоопасной среды на ранней стадии; - улавливанием паров взрывоопасной смеси и отводом их в емкость (конденсатор); - применением технических средств и приемов, позволяющих максимально сократить вынужденный выброс (испарение) горючих веществ; - применением замкнутой системы сбора взрывоопасной смеси по типу сообщающихся сосудов. Вместе с тем, как установлено судом, Обществом не обеспечиваются требования пожарной безопасности по предотвращению взрывов и пожаров в объеме зданий и сооружений, так как не выполняются противопожарные мероприятия исключающие проливы горючих жидкостей: на момент проведенной проверки не была обеспечена возможность удаления нефтепродуктов за пределы насосной по закрытым коммуникациям из трубопроводов, насосов, расположенных в помещении насосной (мазуто-насосная залита мазутом). ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом данного Общества. «Западно-Сибирская ТЭЦ» - является филиалом юридического лица ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», ответственность за деятельность которого несет юридическое лицо, что подтверждается Положением о филиале, утвержденным решением Совета директоров ОАО «ЗСМК». Вина юридического лица ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» в совершении данного административного правонарушения нашла свое полное подтверждение. Статья 9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Основанием для привлечения ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ послужило то, что ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» не выполнены вышеперечисленные требования Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и принятых в соответствии с законом нормативных технических документов - правил безопасности на опасных производственных объектах. Внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» обязательных требований законодательства Российской Федерации и нормативно правовых актов и нормативно - технических документов в области промышленной безопасности, проведено на основании приказа Руководителя Южно - Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.02.2012 г. № 117 по требованию прокуратуры Кемеровской области от 25.01.2012 года исх. № 7/3 - 2012. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Представитель юридического лица Горячев В.Г., свидетель С.В.П. в судебном заседании не отрицали того, что установленные при проверке факты имели место. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что юридическим лицом ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При назначении ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» административного наказания, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, суд учитывает то, что юридическое лицо признало вину, и на момент разбирательства устранило нарушения, указанные в пп. 4 Протокола об административном правонарушении, а также ведутся работы по устранению остальных выявленных нарушений. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ наказание в виде административного приостановления деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в том числе в случае угрозы жизни или здоровью людей, угрозы наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Вместе с тем, суд не усматривает оснований для применения в отношении ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, так как не представлено достоверных и достаточных доказательств того, что деятельность предприятия представляет угрозу жизни и здоровью людей - должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении не конкретизировано, в чем заключается угроза жизни или здоровью людей, а также угроза наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, и как это может проявляться при наличии выявленных нарушений требований промышленной безопасности. При этом суд также учитывает то, что приостановление деятельности «Площадки подсобного хозяйства» Западно-Сибирской ТЭЦ - филиала ОАО «Евраз ЗСМК», на которой располагаются три хранилища мазута поз 1,2,3, объемом 700 м 3, восемь хранилищ масла, технологические трубопроводы (мазутопроводам), приведет к остановке работы всей ТЭЦ, поскольку данные опасные производственные объекты непосредственно задействованы в работе ТЭЦ, а сама Западно-Сибирская ТЭЦ является социально значимым объектом жизнедеятельности и жизнеобеспечения г. Новокузнецка, поскольку является единственным поставщиком электроэнергии и теплоснабжения в Заводской и Новоильинский районы г. Новокузнецка, что не отрицалось и главным государственным инспектором Ланьшиной Н.В. в ходе судебного разбирательства, пояснившей, что приостановление вышеуказанных технических устройств приведет к значительному ущербу для жизнедеятельности всего г. Новокузнецка. С учетом изложенного, смягчающих обстоятельств, отсутствия отягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» наказание в виде штрафа, что сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Вместе с тем, поскольку контролирующей организацией выявлено значительное количество нарушений, совершенных юридическим лицом на социально значимом объекте для жизнеобеспечения г. Новокузнецка, суд приходит к выводу, что размер штрафа должен быть максимально установленный в санкции ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Признать юридическое лицо Открытое акционерное общество «ЕВРАЗ ЗСМК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей (трехсот тысяч рублей). Штраф должен быть внесен в 30-дневный срок со дня вручения постановления, либо оставления жалобы без удовлетворения на счет получателя - УФК по Кемеровской области (Управление службы судебных приставов по Кемеровской области) ИНН №, КПП №, Код ОКАТО №, Номер счета получателя платежа: №, ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области г. Кемерово, БИК №, Код бюджетной классификации: №. Копия квитанции об уплате штрафа в трехдневный срок представляется лицом, привлечённым к ответственности, в Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области. При неуплате штрафа в срок материалы для удержания штрафа направляются судебному приставу - исполнителю для принудительного исполнения. Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня получения данного постановления. Судья (подпись) Верно. Судья Д.А. Косенко