Постановление от 28.01.2011 г.



Материал № 5-8/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новокузнецк 28 января 2011 года

Судья Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Косенко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального лечебно-профилактического учреждения «...»,

У С Т А Н О В И Л:

МЛПУ «...» совершило административное правонарушение - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений, транспорта, а именно:

С 13.01.11 г. по 24.01.11 г. при проведении внеплановых мероприятий по контролю (акт проверки от 24.01.2011 г. № 96) на основании Распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области о проведении проверки юридического лица от «13» января 2011 года ...-в, в отношении МЛПУ «...», в помещении централизованного стерилизационного отделения Заводской подстанции МЛПУ «...» по адресу: пр. ... Заводского района г. Новокузнецка выявлены нарушения санитарного законодательства:

  • Закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г.:

ст. 11: юридическое лицо в соответствии с осуществляемой им деятельностью не выполняет требования санитарного законодательства, не обеспечивает безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг,

ч.1 ст. 29: в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний не в полном объеме проводятся предусмотренные санитарными правилами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, зарегистрированы гнойно-септические инфекции среди пациентов, обратившихся за скорой медицинской помощью;

- ч.1 ст. 24: при эксплуатации производственных зданий, оборудования не в полном объеме осуществляются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации», а именно:

  • СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»,

- глава I:

1) п. 3.3: планировка, оборудование помещений ЦСО не исключает возможности перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков, что подтверждается наличием одной двери для приема и выдачи стерильного материала, наличием одной кушетки для хранения стерильных и нестерильных биксов, хранением ветоши, рукавиц для выемки биксов на кушетке;

  1. п. 4.2: поверхность стен, потолков в помещениях ЦСО с дефектами, не доступны для влажной уборки, неустойчивы к обработке моющими и дезинфицирующими средствами;
  2. п. 11.8: для проведения генеральной уборки в помещении стерилизационной отсутствует промаркированный уборочный инвентарь для пола;
  3. п. 11.14: устранение текущих дефектов отделки в помещениях ЦСО не проводится незамедлительно (ремонт не проводился с 1999 года);

- глава II:

  1. п. 2.25: нарушен срок хранения ваты, простерилизованной в стерилизационной коробке 12.12.2010 в 07 часов 30 минут, что подтверждается использованием данного материала в 10 часов 40 минут 15.12.2010 при проведении внутримышечной инъекции дибазола с папаверином;
  2. п. 3.4: не в полном объеме проводится оценка качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в ЦСО, что подтверждается отсутствием показателей обсемененности воздуха.

Представитель юридического лица МЛПУ «...» Г., действующий на основании приказа начальника Управления здравоохранения Администрации г. Новокузнецка от 13.01.2005 г. ...-к, которому были разъяснены права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.4 КоАП, и ст. 51 Конституции РФ, с выявленными нарушениями согласен. Суду пояснил, что действительно выявлены случаи гнойно-септических инфекций, отрицать, что был использован нестерильный материал нельзя, основная проблема - это отсутствие ремонта в помещении ..., который не удается сделать в связи с отсутствием финансирования, поскольку с 2008 года муниципальным бюджетом не выделялись лимиты на финансирование для проведения текущего и капитального ремонта. Считает, что в 2011 году удастся завершить капитальный ремонт помещения .... В МЛПУ «...» имеются ограниченные запасы стерильного материала, которых может хватить для использования в течение одного месяца, кроме того, имеется возможность стерилизовать в других лечебных заведениях, однако для этого потребуется несколько месяцев для заключения соответствующих договоров. Возражает против приостановления деятельности на длительный срок, поскольку это затруднит работу МЛПУ «...» и оказание медицинской помощи населению.

В судебном заседании главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке С., допрошенная судом в качестве свидетеля, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ, предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, суду пояснила, что в течение короткого промежутка времени зафиксированы случаи гнойно-септических инфекций у граждан, основная причина возникновения заболеваний из-за отсутствия в помещении ... надлежаще выполненного ремонта, в связи с чем, в данном помещении нет возможности провести все профилактические мероприятия, в частности ежедневную влажную уборку помещений с использованием дезинфицирующих средств, нестерильный и стерильный материал выкладывается на одну кушетку, в связи с чем, не исключается перекрещивание потоков. В помещении ... не проводятся исследования бактериальной обсемененности воздуха в связи с отсутствием собственной лаборатории у МЛПУ «...». Полагает, что у МЛПУ «...» имеется возможность стерилизовать материал в других лечебно-профилактических учреждениях, либо приобрести одноразовый стерилизационный материал.

Главный фельдшер МЛПУ «...» Н., допрошенная судом в качестве свидетеля, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ, предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, суду пояснила, что нельзя исключить, что расстерилизация материалов произошла на каком-то другом этапе, поскольку скорая медицинская помощь оказывается в том числе неблагополучным слоям населения. Сотрудники МЛПУ «...» работают в имеющихся условиях, не нарушают процесс стерилизации материала.

Письменными доказательствами по делу являются:

  • протокол об административном правонарушении ... от 24.01.2011 г. в отношении юридического лица МЛПУ «...»;
  • протокол ... от 24.01.2011 г. о временном запрете деятельности, согласно которому осуществлен временный запрет эксплуатации централизованного стерилизационного отделения Заводской подстанции МЛПУ «...» с 25.01.2011 г. по 29.01.2011 г.;
  • копия распоряжения о проведении проверки по расследованию причин возникновения случая инфекционного заболевания от 13.01.2011 г. ...В;
  • копия акта внеплановой проверки ... от 24.01.2011 г., в ходе которой выяснено по картам вызова скорой медицинской помощи: № 149 от ... о том, что больной В. проводилась внутримышечная инъекция дибазола с папаверином 15.12.2010 в 10 часов 40 минут; ... от 28.12.2010 г. о том, что больной Ч. проводилась внутримышечная инъекция анальгина, димедрола, лазикса 28.12.2010 в 16 часов 20 минут; № ... от 08.01.2011 г. о том, что больной Ст. проводилась внутримышечная инъекция анальгина с димедролом в 16 часов 24 минуты. Учитывая анамнез заболевания, эпидемиологический анамнез, бактериологическое подтверждение диагнозов у 2-х пациентов, нарушения санитарно-противоэпидемического режима, выявленные при проведении внеплановой проверки, главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке С. пришла к заключению, что случаи заболеваний гнойно-септических инфекций В., Ч., Ст. связаны с осуществлением скорой медицинской помощи МЛПУ «...»;
  • Копия объяснительной фельдшера Центральной подстанции А. главному врачу ... от 12.01.2010,
  • Копия карт вызова скорой помощи от 15.12.2010 г. ..., от 08.01.2011 г. ..., от 28.12.2010 г. ...;
  • копия экстренного извещения об инфекционном заболевании В., Ч., Ст.
  • копия лицензии № ... от 28.10.2010 г. на осуществление медицинской деятельности МЛПУ «...»;
  • копия устава МЛПУ «...».

Выслушав участников процесса, исследовав материалы об административном правонарушении, суд считает, что вина юридического лица МЛПУ «...» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ нашла свое подтверждение.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ... № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 24 указанного Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 указанного Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" установлены следующие санитарно-эпидемиологические требования:

Глава 1. п. 3.3. Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.

Глава 1. п. 4.2. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

Глава 1. п.11.8. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.

Глава 1. п.11.14. Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

Глава II. п.2.25. Хранение изделий, простерилизованных в упакованном виде, осуществляют в шкафах, рабочих столах. Сроки хранения указываются на упаковке и определяются видом упаковочного материала согласно инструкции по его применению.

Глава II. п.3.4. Критериями оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в ЛПО являются показатели обсемененности воздуха, не превышающие установленные нормативы.

Из представленных в настоящем материале доказательств, суд считает установленным, что в ... МЛПУ «...», расположенном по адресу г. Новокузнецк, пр. ..., нарушены выше перечисленные требования.

Положения п.2.33 главы II требований указывают на то, что не допускается использование простерилизованных изделий медицинского назначения с истекшим сроком хранения после стерилизации.

В соответствии с п.10.15 главы 1. вышеуказанных требований для работы станции (подстанции) скорой и неотложной помощи предусматривается следующий минимальный набор помещений: диспетчерская, комната отдыха бригад, комната хранения и комплектования укладок, санузел. По заданию на проектирование могут предусматриваться кабинеты для экстренного оказания медицинской помощи, обработки и стерилизации инструментов, гараж и прочие.

Согласно п.10.20. главы 1 данных требований помещения центрального стерилизационного отделения (...) должны быть разделены на три зоны - грязная, чистая и стерильная. К грязной зоне относятся помещения приема и очистки изделий медицинского назначения, к чистой зоне относятся помещения упаковки, комплектации и загрузки в стерилизаторы. К стерильной зоне относятся: стерильная половина стерилизационной - автоклавной, склад стерильных материалов и экспедиция.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что юридическим лицом - МЛПУ «...», расположенном в городе Новокузнецке по пр. ... в централизованном стерилизационном отделении не обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья. Своими действиями юридическое лицо - МЛПУ «...» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений.

Судом установлено, что МЛПУ «...» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом данного учреждения.

Вина юридического лица МЛПУ «...» в совершении данного административного правонарушения нашла свое полное подтверждение.

Статья 6.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Объектом данного правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В статьях 24, 28, 29 названного ФЗ закреплены требования санитарно-эпидемиологического характера к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.

Основанием для привлечения МЛПУ «...» к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ послужило то, что в период с 23.12.2010 г. по 10.01.2011 г. среди пациентов МЛПУ «...» зарегистрировано 3 случая гнойно-септических инфекций, то есть из-за нарушения юридическим лицом МЛПУ «...» санитарно-эпидемиологические требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, наступили общественно-опасные последствия в виде приобретения инфекционных заболеваний пациентами данного юридического лица.

Внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением МЛПУ «...» обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения проведено на основании распоряжения начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора, которое принято в связи с расследованием причин возникновения гнойно-септических инфекций (2 случая постинъекционного абсцесса), согласно экстренных извещений ..., ..., поступивших в ФФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в ... и ....

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Законный представитель юридического лица Г. в судебном заседании не отрицал того, что установленные при проверке факты имели место.

Доводы законного представителя юридического лица о том, что подготовительные работы по перепланировке ... проведены, а окончательно работы будут завершены при решении вопроса по выделению лимитов на капитальный ремонт, суд находит неубедительными, поскольку Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" установлены соответствующие требования, обязанность соблюдать которые лежит на любом юридическом лице, осуществляющем медицинскую деятельность, независимо от форм собственности и наличия либо отсутствия лимитов финансирования.

Санитарно-эпидемиологические требования к указанным организациям носят императивный характер, юридическому лицу недопустимо не осуществлять ремонт помещения в стерилизационном отделении на протяжении более 11 лет, тогда как устранение дефектов отделки должно проводиться незамедлительно, также как и не исполнять остальные санитарно-эпидемиологические требования, нарушение которых зафиксировано в акте проверки от 24.01.2011 г. и нашло свое отражение в протоколе об административном правонарушении ... от 24.01.2011 г.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что юридическим лицом МЛПУ «...» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

При назначении юридическому лицу МЛПУ «...» административного наказания, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность суд учитывает то, что юридическое лицо ранее не привлекалось к административной ответственности. Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ наказание в виде административного приостановления деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Поскольку имеется угроза здоровью людей, за короткий промежуток времени, предшествовавший проведению проверки, в связи с оказанием юридическим лицом скорой медицинской помощи уже возникло несколько случаев гнойно-септических инфекций у граждан и имеется возможность возникновения у пациентов МЛПУ «...» новых инфекционных заболеваний в связи с отсутствием соответствующего требованиям СанПиН помещения ..., менее строгий вид административного наказания, предусмотренный ст. 6.4 КоАП РФ, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.

При назначении срока, на который необходимо приостановить деятельность ... МЛПУ «...», суд учитывает наличие смягчающих обстоятельств, установленных по делу, а также то обстоятельство, что для устранения допущенных нарушений необходимо выполнение определенного объема работ и промежуток времени. Таким образом, суд считает необходимым назначить срок, предусмотренный санкцией ст. 6.4 КоАП РФ - 30 суток.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «...» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности, а именно прекращении эксплуатации централизованного стерилизационного отделения Заводской подстанции МЛПУ «...» по адресу: г. Новокузнецк, пр. ..., на срок 30 (тридцать) суток путем опломбировки стерилизационного оборудования - одного парового и трех воздушных стерилизаторов.

Зачесть в срок административного приостановления деятельности срок временного запрета деятельности с момента фактического прекращения эксплуатации централизованного стерилизационного отделения Заводской подстанции МЛПУ «...» по адресу: г. Новокузнецк, пр. ... то есть с 08 часов 00 минут 25 января 2011 года.

Разрешить МЛПУ «...» производство работ по устранению выявленных недостатков с разрешения судебных приставов.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня получения данного постановления.

Разъяснить МЛПУ «...», что в соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Судья (подпись)

Верно. Судья Д.А. Косенко