Дело №1-294 2010 год Приговор Именем Российской Федерации 30 августа 2010г. г.Саратов Заводской районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Зуева Ю.В., при секретаре Коренчук Е.Н., с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Заводского района г.Саратова Корнишина А.А., подсудимого Кинжибаева А.А., защитника – адвоката Бабченко В.В., представившего удостоверение №358 и ордер 54 от 11 августа 2010 года, потерпевших Дж., Ш., Вл., С., С.В.С., представителя потерпевших С., Вл. – защитника Володина А.Г., представившего удостоверение №115 и ордер 109,110 от 11 августа 2010 года, гражданского ответчика Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке судебного разбирательства в помещении суда материалы уголовного дела в отношении: Кинжибаева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца р.п. <адрес>, гражданина РФ, со средним специальным образованием, разведённого, имеющего двух малолетних детей, водителя ООО «Союз-2000», имеющего регистрацию и место жительства: <адрес> р.п. Мокроус <адрес>, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.265 УК РФ, Установил: Подсудимый Кинжибаев А.А., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц, а также причинение тяжкого вреда здоровью человека. Данное преступление им совершено в г.Саратове при следующих обстоятельствах. 06 мая 2009 года водитель Кинжибаев А.А., управляя на основании путевого листа автопоездом в составе автомобиля КАМАЗ-54112 регистрационный знак № 64 рус с полуприцепом СЗАП-9908 регистрационный знак № 64 рус, принадлежащим Обществу с ограниченной ответственностью «Союз-2000», с целью осуществления грузоперевозок, выехал из г.Саратова по маршруту г. Саратов – республика Мордовия – г.Москва - Московская область – г.Саратов. В пути следования 10 мая 2010 года в г.Москва, водитель Кинжибаев А.А. обнаружил, что происходит утечка воздуха из шланга левой колесной тормозной камеры средней оси управляемого им автомобиля КАМАЗ-54112, однако мер к устранению данной неисправности не принял. Вместо этого для предотвращения утечки воздуха произвел перегиб тормозного шланга этой камеры и его фиксацию в таком положении, заглушив отверстие тормозного шланга. Своими действиями Кинжибаев А.А. привел тормозной шланг в такое состояние, при котором привести в действие рабочий тормозной механизм левых колес средней оси автомобиля и затормозить их с помощью рабочей тормозной системы стало невозможным. В тот же день, 10 мая 2010 года, продолжая движение с указанной неисправностью, в г. Москва, в пути следования Кинжибаев А.А., обнаружил утечку воздуха из правой задней колесной тормозной камеры полуприцепа СЗАП-9908, однако мер к устранению данной неисправности не принял. Для предотвращения утечки воздуха Кинжибаев А.А. произвел перегиб тормозного шланга правой задней колесной тормозной камеры и фиксацию его в таком положении проволокой. В результате данных действий тормозной механизм правых колес задней оси полуприцепа стал неработоспособен. Произведя перегибы тормозных шлангов левой колесной тормозной камеры средней оси автомобиля и правой задней колесной тормозной камеры полуприцепа управляемого им автопоезда и, приведя таким образом рабочую тормозную систему в неработоспособное состояние, Кинжибаев А.А. продолжил движение, хотя согласно п. 2.3 и 2.3.1 Правил дорожного движения РФ, запрещается движение при неисправной тормозной системы. Кроме того, Кинжибаев А.А. мер к выявлению и устранению других неисправностей тормозной системы не принял, продолжая движение на автомобиле КАМАЗ-54112, на котором ход штоков тормозных камер передних колес превышал предельно допустимые значения, как по величине хода штока, так и по разнице в ходе штоков тормозных камер одной оси, отсутствовали накладка передней тормозной колодки, верхняя накладка задней тормозной колодки правых колес средней оси, на полуприцепе ход штоков тормозных камер передних колес и заднего левого колеса полуприцепа превышал предельно допустимые значения, как по величине хода штока, так и по разнице в ходе штоков тормозных камер одной оси. Данные неисправности Кинжибаев А.А. имел возможность обнаружить путем осмотра транспортного средства и производства необходимых замеров мерительным инструментом. Таким образом, Кинжибаев А.А. осуществлял движение и управлял автопоездом, который имел неисправности рабочей тормозной системы. Следуя с указанными неисправностями, водитель Кинжибаев А.А. нарушил п. 2.3 и 2.3.1 Правил дорожного движения РФ, согласно которым водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы. Кинжибаев А.А., управляя автопоездом с грузом общим весом около 18 тонн, 13 мая 2010 года около 10 часов 25 минут, подъехал к автоподъезду к г. Саратову от автодороги «М6 Каспий» со стороны автодороги «Сызрань-Волгоград» Приближаясь к участку проезжей части названного автоподъезда, имеющего крутой спуск, при наличии впереди предусмотренного Правилами дорожного движения РФ предупреждающего дорожного знака 1.13 «Крутой спуск», информирующего о приближении к опасному участку дороги, Кинжибаев А.А. не учел дорожных условий, степень загруженности автомобиля, его техническое состояние, в частности состояние тормозной системы и заблаговременно мер к снижению скорости, вплоть до остановки не принял, тормозную систему автопоезда на наличие имеющихся неисправностей не осмотрел. Своими действиями Кинжибаев А.А. нарушил требования п. 1.3 тех же Правил, в соответствии с которым, участники дорожного движения должны соблюдать относящиеся к ним требования знаков. Продолжив движение с прежней скоростью, не обеспечивающей безопасности в данных дорожных условиях, нарушил ч.1 п.10.1 указанных Правил, согласно которому водитель должен избирать скорость, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, а также дорожные условия, при этом скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. Управляя технически неисправным автопоездом, Кинжибаев А.А. нарушил п. 1.5 Правил дорожного движения РФ, согласно которому участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Нарушая указанные требования Правил дорожного движения РФ, Кинжибаев А.А. не предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Осуществляя движение на спуск, по проезжей части автоподъезда к г. Саратову от автодороги «М6 Каспий», на перекрестке ул. Маркина с ул. Химической г.Саратова, 13 мая 2010 года около 10 часов 25 минут, водитель Кинжибаев А.А., лишил себя технической возможности избежать происшествия, в результате чего совершил столкновение передней частью управляемого автопоезда с задней частью автомобиля ГАЗ-3110 регистрационный знак № 64 рус, под управлением водителя С., после чего наезд правой боковой частью полуприцепа на заднюю часть автомобиля ВАЗ-21099 регистрационный знак № 64 рус, под управлением водителя К., с последующим съездом автопоезда и автомобиля ГАЗ-3110 в правый кювет. В результате данного дорожно-транспортного происшествия водитель автомобиля ГАЗ-3110 С. получил следующие телесные повреждения: множественные рвано-ушибленные раны лица, лобной и теменных областей. Многооскольчатый перелом костей черепа с повреждением твердой мозговой оболочки. Травматическая экстракция головного мозга на уровне мозжечка. Ушибленная, проникающая в левую плевральную полость рана на передней поверхности груди слева в проекции 1-го ребра от окологрудинной переднеподмышечной линии. Ссадины на правой поверхности груди и живота от передне до заднеподмышечной линии от уровня 7-го ребра до крыла подвздошной кости, на левой боковой поверхности груди слева от передне- до заднеподмышечной линии от уровня 6-го ребра до нижнего края реберной дуги, в проекции лопаток. Разгибательный полный поперечный перелом грудины на уровне 2-го межреберья. Оскольчатый перелом тела 5 грудного позвонка. Разгибательные полные поперечные переломы 2-10 ребер справа по лопаточной линии, 3-10 ребер слева по среднеподмышечной и околопозвоночной линиям. Полные поперечные переломы 2-8 ребер слева от окологрудинной до среднеключичной линии в хрящевых частях. Ссадина на передней поверхности живота справа. Расхождение крестцово-подвздошных сочленений с обеих сторон. Поперечные переломы верхних и нижних ветвей лобковых костей с обеих сторон. Переломы крыльев подвздошных костей с обеих сторон. Кровоизлияния в области ворот почек, жировую капсулу левой почки, в области ворот селезенки, корня брыжейки. Разрыв по верхней поверхности правой доли печени. Ссадины на передней поверхности правого бедра в верхней трети, на передней поверхности правого плеча в верхней трети, на передне-наружной поверхности правого предплечья в верхней и средней третях, на передне-внутренней поверхности правой голени в средней и нижней третях, на передне-внутренней поверхности левой голени в средней и нижней третях. Травматическая ампутация левой голени в средней трети с оскольчатым переломом костей. Неполная травматическая ампутация правого предплечья в средней трети с оскольчатым переломом костей. Оскольчатый перелом правой бедренной кости в средней трети. Все повреждения оцениваются в комплексе, как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть С. наступила 13 мая 2010 года на месте происшествия, в результате тупой сочетанной травмы тела с оскольчатым переломом костей черепа, экстракцией головного мозга, разрывом печени, множественными переломами ребер, таза, конечностей. Пассажир автомобиля ГАЗ-3110 - П.А.Б., находившийся на заднем сиденье слева, получил следующие группы повреждений: группа «А»: кровоизлияние в мягкие ткани головы с внутренней поверхности в правой теменной области, два (2) участка осаднения на левой боковой поверхности грудной клетки, локальный перелом грудины в третьем межреберье, кровоизлияния по ходу аорты и в области ворот легких, локальные переломы 2-12 ребер слева по средне-подмышечной линии с разрывами плевры и легких, разрыв межпозвоночного диска между 3 и 4 грудными позвонками, гемоторакс слева (200 мл); осаднение на левой боковой поверхности, размозжение левой доли печени и селезенки, гемоперитонеум (800 мл); кровоизлияние в околопочечную клетчатку слева; рвано-ушибленная рана правого предплечья с переломами обеих костей правого предплечья, травматическое отчленение левого плеча на уровне средней трети, травматическое отчленение левого предплечья в нижней трети, перелом левой бедренной кости в нижней трети, переломы обеих костей правой голени, переломы обеих дуг лонной кости слева, подвздошной кости слева с расхождением лонного сочленения; группа «Б»: три резанные раны лица. Повреждения группы «А» оцениваются в совокупности и причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Повреждения группы «Б», как вред здоровью не расцениваются и степень тяжести их не определятся. Смерть П.А.Б. наступила 13 мая 2010 года на месте происшествия от тупой сочетанной травмы тела с локальным переломом грудины в третьем межреберье, с локальными переломами 2-12 ребер слева по средне-подмышечной линии с разрывами плевры и легких, с разрывом межпозвоночного диска между 3 и 4 грудными позвонками, с гемотораксом слева (200 мл); с размозжением левой доли печени и селезенки, с гемоперитонеумом (800 мл); с переломами обеих костей правого предплечья, с травматическим отчленением левого плеча на уровне средней трети, с травматическим отчленением левого предплечья в нижней трети, с переломом левой бедренной кости в нижней трети, с переломами обеих костей правой голени, с переломами обеих дуг лонной кости слева, подвздошной кости слева с расхождением лонного сочленения, осложнившейся развитием шока. Пассажир автомобиля ГАЗ-3110 – Ш., находившийся на заднем сиденье справа, получил следующие телесные повреждения: ссадины в лобной области слева, в проекции угла нижней челюсти справа. Диффузные субарахноидальные кровоизлияния. Кровоизлияния в желудочки головного мозга. Ссадина на передней поверхности живота слева. Кровоизлияния в области ворот почек, жировую капсулу левой почки, в области ворот селезенки, корень брыжейки. Разрыв по верхней поверхности правой доли печени. Ссадины на передней поверхности шеи справа от средней линии от верхней до границы средней и нижней трети, в проекции левой ключицы, на передней поверхности груди и живота слева от уровня 5-го ребра по окологрудинной линии до уровня передней верхней ости подвздошной кости от передней срединной до среднеключичной линии, в проекции остей лопаток, на передней поверхности левого плеча от верхней до средней трети, на передней поверхности левого предплечья в средней трети, на передней поверхности левого лучезапястного сустава, на наружной поверхности правого плеча в средней трети, на передне-наружной поверхности правого предплечья в верхней трети, на передней поверхности левого бедра в верхней трети, на передней поверхности правого коленного сустава, на передней поверхности правой голени в средней трети, на передней поверхности левой голени в средней трети, на тыльных поверхностях кистей с переходом на задние поверхности предплечий в нижних третях. Кровоизлияние в области корней легких. Все повреждения оцениваются в комплексе, как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть Ш. наступила 13 мая 2010 года на месте происшествия, в результате шока вследствие тупой сочетанной травмы тела с кровоизлияниями под оболочки, в желудочки головного мозга, разрывом печени. Пассажир автомобиля ГАЗ-3110 – Дж., находившийся на заднем сиденье посередине, получил следующие телесные повреждения: черепно-мозговая травма с ушибом головного мозга средней степени, ушибленные раны левой лобно-теменной, подбородочной области, переломы 4,5,6,8 ребер слева, 2 ребра справа, закрытый поперечный перелом отростков 2-4 поясничных позвонков со смещением, закрытый вывих головки левой бедренной кости, гемопневмоторакс слева. Данные повреждения причинили тяжкий вред здоровью, по признаку непосредственной угрозы для жизни человека. С.С.А., находящемуся на переднем пассажирском сиденье причинен вред здоровью средней тяжести. Органами следствия Кинжибаеву А.А. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ. По ходатайству подсудимого рассмотрение уголовного дела назначено судом в особом порядке. В судебном заседании подсудимый Кинжибаев А.А., согласившись с предъявленным ему обвинением, подтвердил своё ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства, указав, что осознает характер и последствия данного ходатайства, заявленного им добровольно после проведения консультации с защитником. Государственный обвинитель с ходатайством подсудимого согласился, защитник подсудимого поддержал данное ходатайство, потерпевшие Дж., Ш., Вл., С., С.В.С., представитель потерпевших С., Вл. – защитник Володин А.Г., а также государственный обвинитель с ходатайством подсудимого согласились. В судебном заседании суд пришел к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый Кинжибаев А.А. обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по делу. Представленными доказательствами установлено, что подсудимый Кинжибаев А.А. нарушил правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которые согласно п.2.3 и п.2.3.1 Правил дорожного движения РФ, запрещают движение при неисправной тормозной системе, не учёл предупреждающего дорожного знака 1.13 «Крутой спуск», информирующего о приближении к опасному участку дороги, чем нарушил требования п. 1.3 тех же Правил, в соответствии с которым участники дорожного движения должны соблюдать относящиеся к ним требования знаков, нарушил ч.1 п.10.1 указанных Правил, согласно которому водитель должен избирать скорость, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, а также дорожные условия, при этом скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. Кроме того, управляя технически неисправным автопоездом, Кинжибаев А.А. нарушил п. 1.5 Правил дорожного движения РФ, согласно которому участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Нарушая указанные требования Правил дорожного движения РФ, Кинжибаев А.А. не предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя должен был и мог предвидеть эти последствия. Суд квалифицирует действия Кинжибаева А.А. по ч. 5 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности смерть более двух лиц, причинение тяжкого вреда здоровью человека (в ред. Федерального закона от 13.02.2009 года № 20-ФЗ). Подсудимый Кинжибаев А.А. на учете у врачей психиатра и нарколога не состоит. В ходе судебного заседания сомнений в психической полноценности подсудимого не возникло, а потому по отношению к инкриминируемому ему деянию суд признает Кинжибаева А.А. вменяемым. При назначении наказания подсудимому Кинжибаеву А.А. суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие его наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Согласно имеющимся в деле сведениям, Кинжибаев А.А. является гражданином Российской Федерации, со средним специальным образованием, имеет двоих малолетних детей – А.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работает, ранее не судим, имеет регистрацию и постоянное место жительства, характеризуется по месту жительства органами милиции удовлетворительно, по месту работы – с положительной стороны. После фактического задержания до возбуждения уголовного дела, Кинжибаев А.А. сообщил в объяснении обстоятельства совершения инкриминируемого ему деяния, что суд расценивает как активное способствование раскрытию и расследованию преступления (т.1 л.д.45-47). В качестве обстоятельств смягчающих наказание Кинжибаева А.А. суд признаёт активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие малолетних детей, а также учитывает таковыми признание им вины, раскаяние в содеянном. Отягчающих наказание подсудимого обстоятельств, суд не усматривает и применяет при назначении наиболее строгого вида наказания подсудимому положения ст.62 УК РФ. Вместе с тем, учитывая характер и степень общественной опасности преступления, конкретные обстоятельства уголовного дела, суд пришел к твердому убеждению, что исправление подсудимого Кинжибаева А.А. без изоляции от общества невозможно и назначает ему наказание в виде лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством. Оснований для условного осуждения суд не находит. Обсуждая вопрос о гражданских исках потерпевших Ш., Вл., С., С.В.С., С.Н.И., П.Н.Д., П.Б.И. к ООО «Союз-2000», признанными представителем гражданского ответчика Г.. по исковым требованиям о возмещении материального ущерба в полном объёме и частично по компенсации морального вреда, суд пришёл к следующему. Потерпевшими С., Вл., представителем потерпевших С., Вл. – Володиным А.Г. по исковым требованиям о возмещении материального ущерба приведены достаточные доказательства причинения потерпевшим реального материального ущерба: С.- на сумму 49524 рубля 66 копеек на затраты по погребению его отца С. и на сумму 5000 рублей на затраты, связанные с оказанием юридической помощи, а Вл. - на сумму 58366 рублей 20 копеек на затраты по погребению родного брата – П.А.Б., и на сумму 5000 рублей на затраты, связанные с оказанием юридической помощи, и потому суд считает необходимым в соответствии со ст.1064 ГК РФ данные исковые требования удовлетворить в полном объёме и взыскать указанную сумму с Общества с ограниченной ответственностью «Союз-2000» (г.Саратов проспект Строителей,31). Потерпевшими Ш., Вл., С., С.В.С., представителем потерпевшей С.Н.И. – С., представителями потерпевших П.Н.Д., П.Б.И. – Вл., представителем потерпевших С., Вл. – Володиным А.Г. по исковым требованиям о компенсации морального вреда, принимая во внимание, что потерпевшими приведены достаточные обоснования исковых требований в части причинения им физических и нравственных страданий, суд считает необходимым в соответствии со ст.ст.151,1099-1101 ГК РФ исковые требования удовлетворить в части и взыскать с ООО «Союз-2000» (г.Саратов проспект Строителей,31) в пользу: Ш. сумму 500.000 рублей за нанесённый моральный вред, связанный с гибелью его сына Ш.; Вл. сумму 500.000 рублей за нанесённый моральный вред, связанный с гибелью её родного брата П.А.Б.; П.Б.И. и П.Н.Д. на сумму 500.000 рублей за нанесённый моральный вред, связанный с гибелью сына П.А.Б.; С. на сумму 500.000 рублей за нанесённый моральный вред, связанный с гибелью отца С.; С.В.С. на сумму 250.000 рублей за нанесённый моральный вред, связанный с гибелью мужа С.; С.Н.И. на сумму 250.000 рублей за нанесённый моральный вред, связанный с гибелью сына С.. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.304, 307, 308, 309 и 316 УПК РФ, суд Приговорил: Кинжибаева А.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст.264 УК РФ (в ред. Федерального закона от 13.02.2009 года № 20-ФЗ), и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года с лишением права управлять транспортным средством на 2 (два) года с отбыванием наказания в колонии-поселении. Меру пресечения осужденному Кинжибаеву А.А. оставить без изменения в виде подписки о невыезде, до вступления приговора в законную силу. Обязать осужденного Кинжибаеву А.А. после вступления приговора в законную силу явиться в уголовно-исполнительную инспекцию Федоровского района Саратовской области для получения предписания о направлении к месту отбывания наказания. Срок отбывания наказания осужденному Кинжибаеву А.А. исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение, засчитав в срок отбытия наказания время следования осужденного к месту отбывания наказания, из расчёта один день пребывания в пути за один день отбытия наказания. Исполнение приговора поручить Уголовно-исполнительной инспекции Фёдоровского района Саратовской области ФБУ «МРУИИ №1 УФСИН России по Саратовской области». Гражданские иски потерпевших Ш., Вл., С., С.В.С., С.Н.И., П.Н.Д., П.Б.И. к ООО «Союз-2000» удовлетворить. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Союз-2000» (г.Саратов проспект Строителей,31) в пользу потерпевших: - С. сумму 54.524 рубля 66 копеек в счёт материального ущерба и 500.000 рублей в счёт компенсации морального вреда; - С.В.С. сумму 250.000 рублей в счёт компенсации морального вреда; - С.Н.И. сумму 250.000 рублей в счёт компенсации морального вреда; - Вл. сумму 63.366 рублей 20 копеек в счёт материального ущерба и 500.000 рублей в счёт компенсации морального вреда; - Ш. сумму 500.000 рублей в счёт компенсации морального вреда; - П.Б.И. и П.Н.Д. сумму 500.000 рублей в счёт компенсации морального вреда. Вещественные доказательства по уголовному делу: автопоезд в составе автомобиля КАМАЗ-54112 регистрационный знак В 072 КС 64 рус с полуприцепом СЗАП-9908 регистрационный знак АС 5784 64 рус, хранящийся на закрытой охраняемой территории ООО «Союз-2000» по адресу: г. Саратов, пр-т Строителей, 31, принадлежащим Обществу с ограниченной ответственностью «Союз-2000», передать владельцу; наслоение лакокрасочного покрытия белого цвета на наружной части каркаса ниши крепления запасного колеса, образцы лакокрасочного покрытия, фрагмент шланга левой тормозной камеры задней оси автомобиля КАМАЗ-54112, хранящиеся при уголовном деле, уничтожить как не представляющие ценности. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы или кассационного представления осужденный вправе письменно ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Председательствующий: Ю.В. Зуев С п р а в к а На основании кассационного определения от 28 октября 2010 года Судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда приговор Заводского районного суда г.Саратова от 30.08.2010 г. в отношении Кинжибаева А.А. в части гражданского иска о возмещении материального и морального вреда отменить и дело о нем в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд, в порядке гражданского судопроизводства. Судья: Ю.В.Зуев