ч.4 ст.111 УК РФ



1-258/11ПриговорИменем Российской Федерации

18 июля 2011 года                                   г.Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Комарова Н.Е.,

при секретаре Зюрюкиной И.С.,

с участием государственного обвинителя прокуратуры Заводского района г.Саратова Корнишина А.А.,

подсудимого Кожевникова Н.А.,

защитника адвоката Перерва Г.Г.,

представившей удостоверение №403 и ордер №271,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Кожевникова Н.А., родившегося <Дата>, в <адрес>, проживающего по адресу <адрес> квартира № 16, работающего машинистом автомотрисы ЭЧ-4, ОАО «РЖД», со средним образованием, вдовца, гражданина Российской Федерации, судимости не имеющего, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,

установил:

Подсудимый Кожевников Н.А. умышленно причинил тяжкий вред здоровью Ш., опасный для жизни человека, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшей, при следующих обстоятельствах.

09 мая 2011 года около 23 часов 30 минут в квартире <адрес>, между Кожевниковым Н.А. и его супругой Ш., из личной неприязни произошла ссора, в ходе которой у Кожевникова Н.А. возник преступный умысел, направленный на причинение Ш. тяжкого вреда здоровью.

Реализуя свой преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью Ш., в указанные время и месте, Кожевников Н.А., понимая и осознавая преступный характер и общественную опасность своих действий, нанес Ш. неоднократный удары кулаком в область живота и груди, при этом неосторожно относясь к возможному наступлению смерти потерпевшей.

Действиями Кожевникова Н.А. потерпевшей были причинены телесные повреждения, являющиеся тяжким вредом здоровью: разрыв тонкой кишки, кровоизлияние в её брыжейку, кровоизлияние в мышцы передней стенки живота.

Ш. осталась в указанной квартире, где 11 мая 2011 г. в период с 09 часов 00 минут до 10 часов 03 минут скончалась

Смерть Ш. наступила в результате тупой травмы живота с разрывом тонкой кишки, осложнившейся развитием разлитого фиброзно-гнойного перитонита и интоксикацией.

В судебном заседании подсудимый Кожевников С.А. факт причинения им тяжкого вреда здоровью потерпевшей Ш., повлекшего её смерть признал полностью, сообщив, что 09 мая 2011 года около 23 часов 30 минут он и его супруга Ш. пришли на место своего жительства в квартиру <адрес> где в указанное время между ними произошла ссора, из-за ревности супруги. До данного момента Ш. с другими лицами в конфликты не вступала, телесные повреждения ей никто не наносил, она животом или грудной клеткой не ударялась. В ходе ссоры он с силой оттолкнул Ш. руками в область груди, а потом нанес ей два удара кулаком в живот. От полученных ударов Ш. нагнулась и присела на корточки. Он не хотел причинять ей тяжкий вред здоровью, но из-за того, что Ш. его разозлила своим алкогольным опьянением и приставаниями, он нанес ей сильные удары. После этого Ш. легла спать. На следующий день Ш. из-за боли в животе не пошла на работу. От медицинской помощи Ш. отказалась и он оставил её в указанной квартире до 11 мая 2011 года. Придя домой с работы в указанный день он обнаружил, что Ш. умерла.

О том, что именно он причинил тяжкий вред здоровью Ш., опасный для жизни человека, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшей Кожевников Н.А. неоднократно и последовательно сообщал в ходе досудебного производства.

Из оглашенных в судебном заседании показаний Кожевникова Н.А., данных в качестве подозреваемого следует, что 09 мая 2011 года около 23 часов 00 минут он и его супруга Ш. пришли на место своего жительства в квартиру <адрес>, где в указанное время между ними произошла ссора, из-за ревности супруги. До данного момента Ш. с другими лицами в конфликты не вступала, телесные повреждения ей никто не наносил, она животом или грудной клеткой не ударялась. В ходе ссоры он ударил Ш. кулаком в область лица, не менее двух ударов кулаком в живот и не менее двух ударов кулаком в область груди. Удары были сильными. Ш. жаловалась на боль в области живота (т.1 л.д.103-106).

Аналогичные показания Кожевников Н.А. давал будучи неоднократно допрошенным и в качестве обвиняемого ( т.1. л.д. 115-119, т.2 л.д.88-90).

Перечисленные следственные действия произведены с участием адвоката.

На достоверность показаний подсудимого указывает то, что они последовательны и согласуются с другими доказательствами.

Кроме признательных показаний подсудимого, виновность подсудимого Кожевникова Н.А. в совершении изложенного выше преступления подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:

- показаниями свидетеля Б., о том, что 10 мая 2011 года Ш. сообщила ей, что у неё болит живот от ударов нанесенных Кожевниковым Н.А.;

- показаниями свидетеля Д. о том, что от Кожевникова Н.А. ей известно, что 09 мая 2011 года он избил Ш., от чего той стало плохо (л.д. 189-191 т.1);

- показаниями свидетелей Х., Г., о том, что от Кожевникова Н.А. им известно, что Кожевников Н.А. нанес своей жене удары по лицу и животу от которых та умерла (л.д.92-94, л.д. 173-175 т.1);

- показаниями свидетеля Л. о том, что от её сына Кожевникова Н.А. ей известно, что 09 мая 2011 года у него произошла ссора с супругой Ш., в ходе ссоры он ударил её, а 11 мая 2011 года Ш. умерла в квартире <адрес>;

- показаниями потерпевшей М., о том, что ей известно, что Кожевников Н.А. избил её дочь Ш., от чего та умерла (л.д.180-182 т.1);

- протоколом осмотра места происшествия от 11.05.2011 года, в ходе которого в квартире <адрес> обнаружен труп Ш. (т.1 л.д.11-14);

- заключением эксперта, согласно которого смерть Ш. наступила в результате тупой травмы живота с разрывом тонкой кишки, осложнившейся развитием разлитого фиброзно-гнойного перитонита и интоксикацией.

На трупе Ш. обнаружены повреждения а) разрыв тонкой кишки, кровоизлияние в её брыжейку, кровоизлияние в мышцы передней стенки живота. Повреждения образовались от одного воздействия тупого твердого предмета, оцениваются в совокупности как причинившие тяжкий вред здоровью (п.6.1.16 Приказа от 24.04.2008 г. №194Н), б)разгибательные переломы 9-ых ребер справа и слева по передним подмышечным линиям без повреждения пристеночной плевры, кровоподтеки (2) в проекции переломов ребер, образовались от не менее чем от двух воздействий тупого твердого предмета (ов) в область грудной клетки, расцениваются как причинившие средней вред здоровью по ризнаку длительност расстройства здоровья на срок более 21 дня. Все повреждения образовались прижизненно в промежуток времени от 4-6 часов до 2-х суток до наступления смерти, в течении которого потерпевшая могла совершать самостоятельные действия.

Повреждения образовались от действия тупого твердого предмета, могли образоваться в результате нанесения ударов кулаками и ногами. Образование повреждений в результате которых у Ш. наступила смерть исключено при падении из положения стоя или от удара о какой-либо предмет (при падении о пол, ударе о стену), о чем свидетельствует глубокое анатомическое расположение тонкой кишки (л.д.50-52 т.1).

Сведения, сообщенные подсудимым о том, что во время совершения преступления кроме него и потерпевшей в квартире <адрес> никого не было подтверждаются:

- показаниями свидетеля С., о том, что в вечернее время суток 09 мая 2011 года Кожевников Н.А. и Ш. без третьих лиц прошли к себе в квартиру (т.1 л.д.59-62);

- протоколом осмотра места происшествия от 12.05.2011 года, в ходе которого из квартиры <адрес> изъяты смывы с пола, стеклянная пепельница с окурками сигарет, резиновые шлепанцы, тапки, халат с поясом, таз, полимерная бутылка (л.д. 75-86 т.1).

- заключениями экспертов № 372 от 23.05.2011 г., №391 от 02 июня 2011 г., о том, что на изъятой бутылке оставлены следы пальцев руки Кожевникова Н.А. (т.1 л.д. 156-158, т.2 л.д. 13-18).

Совокупность признанных судом достоверными сведений, содержащихся в показаниях потерпевшей, свидетелей, подсудимого, протоколах следственных действий, иных документах, не позволяет суду произвести какое-либо неоднозначное толкование их содержания, и убеждает суд в их достаточности для признания доказанным, что телесные повреждения, относящиеся к тяжкому вреду здоровья, являющиеся опасными для жизни и впоследствии и повлекли смерть потерпевшего, а так же другие телесные повреждения (группа б), обнаруженные на труппе Ш., причинены именно Кожевниковым Н.А.

Обсуждая вопрос о мотиве совершенного преступления, суд исходит из показаний подсудимого, в которых он указывает, что между ним и потерпевшей произошла ссора, в результате которой возникли неприязненные отношения. Данное обстоятельство, по мнению суда, объективно свидетельствует о том, что нанесение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей Ш. произошло на почве личных неприязненных отношений.

Анализ собранных по делу доказательств, с учетом объективных действий подсудимого Кожевникова Н.А., обстоятельств, способа причинения телесных повреждений, характера примененного насилия, а именно, нанесения неоднократных ударов в область живота и груди потерпевшей Ш., а также последствий в виде смерти потерпевшей Ш., наступившей спустя более суток, свидетельствует о доказанности вины Кожевникова Н.А. в совершении преступления предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При этом суд исходит из того, что Кожевников Н.А., действуя умышленно, на почве личных неприязненных отношений, осознавая, что своими активными действиями, наносит телесные повреждения Ш. руками, с достаточной силой, которые являются опасными для жизни, именно в момент причинения. При этом подсудимый понимает, что этими действиями причиняет тяжкий вред здоровью потерпевшему и желает наступления именно данных последствий, то есть действует с прямым умыслом, именно телесные повреждения, являющиеся опасными для жизни и здоровья Ш., впоследствии и повлекли смерть потерпевшего.

Об умысле подсудимого на причинение потерпевшей Ш. тяжкого вреда здоровью свидетельствуют характер имеющихся у потерпевшей телесных повреждений, а также их локализация в области живота, где сосредоточены жизненно-важные органы человека.

Суд относится критически к версии подсудимого и защиты об отсутствии у подсудимого умысла на причинение тяжкого вреда здоровья потерпевшей, поскольку данная версия опровергается не только установленной судом совокупностью доказательств, но и показаниями подсудимого о том, что он во время совершения преступления наносил сильные и хлесткие удары потерпевшей, в область живота, где сосредоточены жизненно-важные органы человека.

К показаниям подсудимого данным в суде о том, что он не наносил удары потерпевшей в область груди, суд относится критически и расценивает их как способ защиты.

Суд дает им такую оценку поскольку они противоречивы, непоследовательны и опровергаются иными исследованными в судебном заседании доказательствами.

Суд квалифицирует действия Кожевникова Н.А. по ч. 4 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Судом исследовался вопрос о вменяемости подсудимого.

Согласно заключению комиссии экспертов №492 от 24.05.2011, Кожевников Н.А. обнаруживает психическое расстройство в виде олигофрении степени легкой дебильности, в отношении инкриминируемого ему деяния он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается (т. 1 л.д. 165-166).

Учитывая вышеизложенное, с учетом материалов дела, поведения подсудимого во время совершения преступления до его совершения и после его совершения, суд признает Кожевникова Н.А. вменяемым в отношении совершенного им преступления, подлежащим уголовной ответственности и назначению наказания.

Назначая наказание подсудимому Кожевникову Н.А., суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность подсудимого, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, состояние его здоровья.

В качестве смягчающего наказание подсудимого Кожевникова Н.А. обстоятельства, суд признает явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, учитывает состояние его здоровья.

Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.

Оснований для применения положений ст. 64 УК РФ и освобождения от наказания суд не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307 - 309 УПК РФ, суд,

Приговорил:

Кожевникова Н.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 8 (восьми) лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания подсудимому исчислять с 13 мая 2011 г., то есть с момента фактического задержания.

Меру пресечения осужденному оставить прежней - содержание под стражей.

Вещественные доказательства по делу:

1) футбулка, рубашка, брюки, ремень, носки, срезы ногтевых пластин Ш., Кожевникова Н.А., трусы, образцы волос - уничтожить;

2) детализации телефонных переговоров - хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимися под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В течение 10 суток со дня вручения копии приговора осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей кассационной жалобе, и в тот же срок со дня вручения ему кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы, осужденный вправе подать свои возражения в письменном виде и ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Судья            Н.Е. Комаров