ч.3 ст.264 УК РФ



1-244/11

Приговор

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года          г. Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе

председательствующего Комарова Н.Е.,

при секретаре Зюрюкиной И.С.

с участием

государственного обвинителя прокурора г.Саратова Корнишина А.А.

подсудимого Чапаева Д.В.,

защитника адвоката Полякова З.Л.,

потерпевших Т., С.,

представителя потерпевшей Т. - Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Чапаева Д.В., родившегося <Дата> в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу <адрес>, работающего грузчиком экспедитором ИП «Керимова Л.И.», имеющего среднее образование, женатого, имеющего гражданство РФ, судимости не имеющего, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ

установил:

Чапаев Д.В., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, причинение тяжкого вреда здоровью человека, при следующих обстоятельствах

15 апреля 2011 года около 22 час. 56 мин. Чапаев Д.В., управляя технически исправным автомобилем ВАЗ 21061 регистрационный знак <№>, двигаясь в г.Саратове по Ново-Астраханскому шоссе со стороны ул.Крымской в направлении ул.М. Расковой, приблизился к регулируемому перекрестку, где для транспорта двигающегося по Ново-Астраханскому шоссе горел запрещающий красный сигнал светофора.

В нарушение п. 6.13 Правил дорожного движения РФ, согласно которого при запрещающем сигнале светофора водители должны остановиться на перекрестке перед светофором, не создавая помех транспортным средствам, движение которых разрешено, Чапаев Д.В. перед светофором не остановился.

В нарушение п.6.2 Правил дорожного движения, запрещающего движение на красный сигнал светофора, а так же п. 1.3 Правил дорожного движения РФ, в соответствии с которым участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, Чапаев Д.В., управляя автомобилем, двигаясь в указанном направлении, выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора.

Действуя, таким образом, подсудимый Чапаев Д.В. создал опасность для движения и реальную угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия, нарушив требования п.1.5 Правил дорожного движения, согласно которому участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.              

Будучи невнимателен к дорожной обстановке и её изменениям, при наличии впереди опасности - движущегося на разрешающий сигнал светофора через перекресток по ул. М.Расковой справа налево по ходу его движения автомобиля ВАЗ 21013 регистрационный знак <№>, под управлением водителя С., Чапаев Д.В. мер к снижению скорости вплоть до остановки не принял, нарушив п.10.1 Правил дорожного движения РФ, согласно которому при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки

Вследствие вышеперечисленных нарушений Правил дорожного движения РФ, Чапаев Д.В. по небрежности 15 апреля 2011 г. примерно в 22 час. 56 мин. на перекрестке Ново-Астраханского шоссе с ул.Марины Расковой г.Саратова допустил столкновение передней частью автомобиля под его управлением с левой боковой частью автомобиля ВАЗ 21013 регистрационный знак <№>, под управлением С.

От столкновения автомобиль под управлением С. переместился по проезжей части Ново-Астраханского шоссе, до столкновения с передней частью автомобиля ВАЗ 21703 регистрационный знак <№> под управлением водителя З., двигавшегося к перекрестку по Ново-Астраханскому шоссе со стороны 5-го Динамовского проезда.

В результате допущенного Чапаевым Д.В. дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля ВАЗ 21013 регистрационный знак <№> В.. причинены телесные повреждения, повлекшие смерть.

В.. скончалась 15 апреля 2011 года на месте дорожно-транспортного происшествия.

Смерть В.. наступила от тупой сочетанной травмы тела с переломами костей скелета и повреждением внутренних органов.

У В.. имелись следующие повреждения: разгибательные переломы со 2 по 9 ребер справа по задней подмышечной линии, без повреждения пристеночной плевры, кровоизлияниями в корнях легких; разрывы печени справа, кроизлияния в связочном аппарате печени, разрыв правой почки; многооскольчатый перелом правой плечевой кости в средней трети; ссадина на правой ушной раковине; ссадины (2) на правом плече; ссадина, кровоплдтек на тыле левой кисти; ушибленная рана, ссадины (2) в области гребня правой подвздошной кости; участок осаднения в верхней трети левой голени на внутренней поверхности. Повреждения в совокупности причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

В результате дорожно-транспортного происшествия водителю автомобиля ВАЗ 21013 регистрационный знак <№> С. причинен тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, создающий непосредственную угрозу для жизни: закрытая черепно-мозговая травма, перелом затылочной кости слева, ушиб головного мозга средней степени с наличием контузионного очага правой лобной доли, субарахноидальная геморрагия, ушибы, ссадины мягких тканей головы.

В судебном заседании подсудимый Чапаев Д.В. вину в совершении изложенного преступления признал полностью и сообщил, что 15 апреля 2011 года около 23 час. 00 мин., он, управляя принадлежащим ему технически исправным автомобилем ВАЗ 21061 регистрационный знак <№>, двигался в г.Саратове по Ново-Астраханскому шоссе со стороны ул.Крымской в направлении ул.Марины Расковой. На перекрестке Ново-Астраханского шоссе с ул.Марины Расковой он проехал на запрещающий красный сигнал светофора. Из-за чего произошло столкновение с двигавшемся на разрешающий зеленый сигнал светофора автомобилем ВАЗ 21013 под управлением потерпевшего С. от произошедшего удара автомобиль под управлением С. столкнулся с автомобилем ВАЗ 21703. В результате столкновения пассажир автомобиля ВАЗ 21013 В.. скончалась, а водитель С. получил телесные повреждения.

Исследовав представленные суду доказательства, суд находит виновность подсудимого Чапаева Д.В. в совершении изложенного выше преступления установленной.

К такому выводу суд пришел исходя из анализа как показаний подсудимого, так и других доказательств.

Признавая показания подсудимого допустимыми доказательствами по делу и оценивая их как достоверные, суд исходит из того, что они в части описания деяния, существенных противоречий не содержат. Об объективности этих показаний подсудимого свидетельствует то, что они полностью согласуются с другими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Показания подсудимого о движении управляемого им автомобиля на запрещающий сигнал светофора и происшедшем дорожно-транспортным происшествии подтверждаются:

данными в суде показаниями потерпевшего С., о том, что 15 апреля 2011 года около 23 час. 00 мин. он, управляя автомобилем ВАЗ 21013 регистрационный знак <№>, с пассажирами В. М. и А., выехал на разрешающий зеленый сигнал светофора на перекресток улицы Марины Расковой и Ново-Астраханского шоссе, где произошло дорожно-транспортное происшествие с участием управляемого им автомобиля с автомобилем под управлением Чапаева Д.В. В результате происшествия он получил телесные повреждения, с потерей сознания. В.. получила телесные повреждения от которых скончалась на месте ДТП;

данными в суде показаниями свидетеля А., о том, что 15 апреля 2011 года он находясь в автомобиле ВАЗ 21013 под управлением его брата С. двигался по ул.Марины Расковой от места жительства В.. в направлении Ново-Астраханского шоссе. С ними в автомобиле находились В.. и М. Двигаясь в указанном направлении, они на разрешающий зеленый сигнал светофора выехали на Ново-Астраханское шоссе, где в указный автомобиль врезался двигающийся по Ново-Астраханскому шоссе на запрещающий красный сигнал светофора автомобиль под управлением Чапаева Д.В. От удара автомобиль развернуло и отбросило на автомобиль под управлением З. От столкновения его брат С. выпал из машины и получил телесные повреждения. В.., выпав из автомобиля, получила телесные повреждения, от которых скончалась на месте происшествия;

данными в суде показаниями свидетеля М., о том, что 15 апреля 2011 года она, В.., А. находились в автомобиле под управлением С.. На перекрестке ул.Марины Расковой и Ново-Астраханского шоссе произошло столкновение указанного автомобиля с автомобилем под управлением Чапаева Д.В. в результате происшествия она, С. получили телесные повреждения с которыми были помещены в лечебное учреждение, а В.. получила телесные повреждения от которых скончалась на месте дорожно-транспортного происшествия;

данными в суде показаниями свидетеля З.оглы, о том, что 15 апреля 2011 года около 23 час. 00 мин. он управляя автомобилем ВАЗ 21703 регистрационный знак <№> следовал по Ново-Астраханскому шоссе со стороны 5 Динамовского проезда в направлении ул.Марины Расковой. На перекрестке с ул.Марины Расковой он остановил автомобиль на запрещающий красный сигнал светофора. С улицы Марины Расковой на разрешающий зеленый сигнал светофора на перекресток въехал автомобиль ВАЗ 21013, где в него врезался автомобилем ВАЗ 21061 под управлением Чапаева Д.В. двигавшегося по Ново-Астраханскому шоссе на запрещающий красный сигнал светофора. Ударом автомобиль ВАЗ 21013 отбросило на управляемый им автомобиль. От телесных повреждений, полученных в столкновении автомобилей, пассажир ВАЗ 21013 скончалась на месте ДТП, а другого пассажира и водителя с полученными телесными повреждениями увезли в лечебное учреждение;

оглашенными в суде показаниями свидетеля Р., о том, что 15 апреля 2011 года примерно в 23 часа 00 минут. на перекрестке ул. Марины Расковой и Ново-Астраханского шоссе произошло столкновение автомобиля ВАЗ 2101 двигавшегося по ул.Марины Расковой на разрешающий зеленый сигнал светофора и ВАЗ 2106 двигавшегося на запрещающий красный сигнал светофора. Пассажир автомобиля ВАЗ 2101 скончалась на месте ДТП от полученных ран (л.д. 80-82);

исследованным в суде протоколом осмотра диска с видеозаписью дорожно-транспортного происшествия, из которой следует, что 15 апреля 2011 года в 22 часа 56 минут на перекрестке улицы М.Расковой и Ново-Астраханского шоссе произошло столкновение легковых автомобилей в момент мигающего зеленого сигнала по ул.Марины Расковой. Красный сигнал светофора в указанном направлении включился через 4 секунды после столкновения автомобилей (л.д. 178);

заключением судебной экспертизы №841/5-1 от 01 июня 2011 г., согласно которой видеограмма от 15.04.2011 г. выполнена видеокамерой в поле зрения которой попадает светофор устанволенный на пересечении ул.Марины Расковой и Ново-Астраханского шоссе. На записи со стороны ул.Крымской по Ново-Астраханскому шоссе на красный сигнал светофора перекресток пересек автомобиль похожий на ВАЗ 2106., на перекрестке он столкнулся с автомобилем который выехал на перекресток по ул. М.Расковой. (л.д.192-195).

протоколом осмотра места происшествия, об обнаружении трупа В.. на участке местности пересечении ул.Манины Расковой и Ново-Астраханского шоссе с признаками насильственной смерти, автомобилей ВАЗ 21061, регистрационный знак <№>, ВАЗ 21013, регистрационный знак <№>, ВАЗ 21703 регистрационный знак <№> со следами повреждений (л.д.7-22);

заключением автотехнической экспертизы №753/3-1 от 16.05.2011 г., из которой следует, что неисправностей, которые могли повлиять на изменение движения автомобилей ВАЗ 21061 и ВАЗ 21013 не обнаружено (124-142);

данными в суде показания потерпевшей Т., о том, что 15 апреля 2011 года её дочь В.. скончалась от телесных повреждений полученных в результате столкновения автомобиля под управлением С. в котором она находилась и автомобиля под управлением Чапаева Д.В., происшедшего на перекрестке ул.Марины Расковой и Ново-Астраханского шоссе.

Показания потерпевшей Т.. о причинении телесных повреждений и смерти В. подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы <№>-З от 14 мая 2011 г., о том, что при исследовании трупа В. были обнаружены повреждения разгибательные переломы со 2 по 9 ребер справа по задней подмышечной линии, без повреждения пристеночной плевры, кровоизлияниями в корнях легких; разрывы печени справа, кроизлияния в связочном аппарате печени, разрыв правой почки; многооскольчатый перелом правой плечевой кости в средней трети; ссадина на правой ушной раковине; ссадины (2) на правом плече; ссадина, кровоплдтек на тыле левой кисти; ушибленная рана, ссадины (2) в области гребня правой подвздошной кости; участок осаднения в верхней трети левой голени на внутренней поверхности. Указанные повреждения образовались в результате действия тупых твердых предметов, возможно в условиях дорожно-транспортного происшествия выступающими частями салона автомобиля, оцениваются в совокупности, причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Сметрь В.. наступила 15 апреля 2011 г. от тупой сочетанной травмы тела с переломами костей скелета и повреждением внутренних органов (л.д. 163-165).

Показания потерпевшего С. о причинении ему телесных повреждений подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы №2136 от 18 мая 2011 г. о том, что у С. имелись: закрытая черепно-мозговая травма, перелом затылочной кости слева, ушиб головного мозга средней степени с наличием контузионного очага правой лобной доли, субарахноидальная геморрагия, ушибы, ссадины мягких тканей головы. Указанные повреждения могли образоваться в условиях дорожно-транспортного происшествия, возможно 15 апреля 2011 года, оцениваются в совокупности, так как имеется единый механизм травмы - причинили тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, создающий непосредственно угрозу для жизни (л.д.101-105).

Совокупность признанных судом достоверными сведений, содержащихся в показаниях подсудимого, потерпевших, свидетелей, протоколах следственных действий, иных документах, не позволяет суду произвести какое-либо неоднозначное толкование их содержания, и убеждает суд в их достаточности для признания доказанным, что Чапаев Д.В., управляя автомобилем, нарушив п.п. 6.13, 6.2,10.1, 1.3, 1.5 Правил дорожного движения РФ, совершил столкновение с другим автомобилем в результате чего по неосторожности были причинены телесные повреждения В. повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни от которых В.. скончалась на месте дорожно-транспортного происшествия и С., повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Суд, с учетом предъявленного и поддержанного государственным обвинителем обвинения, квалифицирует действия подсудимого Чапаева Д.В. по ст. ч.3 ст.264 УК РФ, как нарушение правил дорожного движения лицом управляющим автомобилем, повлекшее по неосторожности смерть человека, причинение тяжкого вреда здоровью человеку.

При назначении наказания подсудимому Чапаеву Д.В., суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность подсудимого, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого, суд признает добровольное принятие мер к возмещению ущерба, учитывает наличие на иждивении малолетнего ребенка и состояние здоровья подсудимого.

Судом не установлено обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого Чапаева Д.В.

Суд пришел к твердому убеждению, что исправление Чапаева Д.В. без изоляции от общества невозможно и не находит оснований для применения ст. 73 УК РФ.

Исключительных обстоятельств, для назначения наказания в соответствии со ст.64 УК РФ судом не установлено.

Суд учитывает допущенные Чапаевым Д.В. нарушения Правил дорожного движения РФ и полагает необходимым назначить подсудимому дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортными средствами.

Потерпевшая Т. обратилась с гражданским иском, в котором просит взыскать с Чапаева Д.В. причиненный ей преступлением материальный ущерб в размере 152591 руб. 56 коп. и моральный вред в размере 2000000 руб.

Потерпевший С. обратился с гражданским иском, в котором просит взыскать с Чапаева Д.В. в возмещение морального вреда 500000 руб.

В суде Чапаев Д.В. иск Т. о возмещении материального ущерба признал полностью. Исковые требования Т., С. о возмещении морального вреда не признал, считает их не соразмерными причиненную вреду и просит об уменьшении суммы возмещений.

Выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Признание иска в части возмещения материального ущерба приято судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает чьи либо права.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд считает, что требования истцов о компенсации морального вреда соответствуют вышеназванным положениям закона.

Решая вопрос о размере компенсации, подлежащей взысканию в пользу истцов, суд учитывает обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, степень вины подсудимого, совершившего преступление по неосторожности, степень физических и нравственных страданий потерпевших.

Кроме того, суд учитывает имущественное положение подсудимого.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд,

приговорил:

Чапаева Д.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года 2 (два) месяца с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 2 (два) года.

Меру пресечения подписку о невыезде - оставить без изменения до вступления приговора в законную силу. Чапаеву Д.В. самостоятельно следовать к месту отбывания наказания, в соответствии с предписанием, выданным органом ФСИН России по месту жительства осужденного.

Срок отбывания наказания исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение. При этом время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Вещественные доказательства по делу:

автомобиль ВАЗ 21061, регистрационный знак <№> - оставить в пользовании и распоряжении Чапаева Д.В.;

автомобиль ВАЗ 21013, регистрационный знак <№> - оставить в пользовании и распоряжении С.;

автомобиль ВАЗ 21703 регистрационный знак <№> - оставить в пользовании и распоряжении З.;

диск с записью - хранить при уголовном деле.

Гражданский иск Т. удовлетворить частично.

Взыскать с Чапаева Д.В. в пользу Т. в возмещение имущественного вреда 152591 руб. 56 коп., в возмещение морального вреда 500000 руб.

В остальной части исковых требований отказать.

Гражданский иск С. удовлетворить частично.

Взыскать с Чапаева Д.В. в пользу С. в возмещение в возмещение морального вреда 200000 руб.

В остальной части исковых требований отказать.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения.

Судья          Н.Е. Комаров