ч.4 ст.111 УК РФ



Приговор

Именем Российской Федерации

15 сентября 2011 года                          г.Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Комарова Н.Е.,

при секретаре Леньо С.А.,

с участием государственного обвинителя Корнишина А.А.,

подсудимого Баркова А.В.,

защитника адвоката Кулагиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Баркова А.В., родившегося <Дата>, в <адрес>, проживающего по адресу <адрес>, индивидуального предпринимателя, со средне - специальным образованием, женатого, гражданина Российской Федерации, судимого 20 августа 2003 года Волжским районным судом г.Саратова по ч.1 ст.131 УК РФ, п. «б» ч.2 ст.132 УК РФ, ч.3 ст.69 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, постановлением Заводского районного суда г.Саратова от 12 июля 2007 года не отбытый срок в виде 2 лет 6 месяцев 20 дней заменен на исправительные работы с удержанием 20 % заработка ежемесячно,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,

установил:

Подсудимый Барков А.В. умышленно причинил тяжкий вред здоровью Н., опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах.

29 марта 2011 года в период времени с 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут между Барковым А.В. и Н., находящихся в <адрес>, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений возникла ссора.

В ходе произошедшего конфликта, у Баркова А.В. возник преступный умысел, направленный на причинение Н. тяжкого вреда здоровью.

Реализуя свой преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью Н., в указанное время, находясь в общем коридоре у <адрес>, Барков А.В., понимая и осознавая преступный характер и общественную опасность своих действий, нанес Н. удар кулаком в область головы и неоднократные удары в область груди.

Действиями Баркова А.В. потерпевшему были причинены телесные повреждения, являющиеся тяжким вредом здоровью: тупая травма головы с кровоизлиянием под оболочки головного мозга со сдавливанием головного мозга субдуральной гематомой, вклинением миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие со сдавливанием продолговатого мозга и разнокалиберными кровоизлияниями и деструктивным отеком в продолговатом мозге в стадии выраженных реактивных изменений и воспалительной реакцией, переломы ребер с разрывами плевры, кровоизлияниями в мягкие ткани в стадии выраженных реактивных изменений и воспалительной реакции. Указанные повреждения в совокупности причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Н. скончался в период времени с 21 часа 00 минуту 29 марта по 08 часов 00 минут 30 марта 2011 года в <адрес>.

Смерть Н. наступила в результате тупой сочетанной травмы тела, сопровождающейся кровоизлияниями под оболочки головного мозга со сдавливанием его субдуральной гематомой и переломами ребер с разрывами плевры, осложнившимися травматическим шоком.

В судебном заседании подсудимый Барков А.В. вину в совершении указанного деяния не признал и показал, что 29 марта 2011 года в <адрес> между ним и Н. произошла ссора. В ходе которой Н. ударил его в область груди, а он защищаясь нанес удар Н. в область лица и ноги. К причинению телесных повреждений повлекших тяжкий вред здоровью Н. он не причастен.

Исследовав представленные суду доказательства, суд находит виновность подсудимого Баркова А.В. в совершении изложенного выше преступления установленной, исследованными в судебном заседании доказательствами.

Из оглашенных в суде показаний свидетеля С. следует, что 29 марта 2011 года в <адрес> между Барковым А.В. и Н. произошел конфликт, в ходе которого Барков А.В. нанес Н. удары в область лица и грудной клетки. Н. Баркову А.В. удары не наносил. После ударов Н. стало плохо (т.1 л.д.153-158).

Эти показания свидетеля С. согласуются:

- с оглашенными в суде показаниями свидетеля А., о том, что 29 марта 2011 года в общем коридоре <адрес> Барков А.В. нанес Н. удары в область головы и грудной клетки. В ходе ссоры Н. не наносил удары Баркову А.В. (т.1 л.д.168-171, т.2 л.д.244-246);

- с оглашенными в суде показаниями свидетеля Г., о том, что 29 марта 2011 года около 19 часов 00 минут в общем коридоре <адрес> Барков А.В. ударил Н. в область головы и грудной клетки (т.2 л.д.144-146);

- с показаниями свидетеля В., которая сообщила в суде, 29 апреля 2011 года в <адрес> Барков А.В. в ходе ссоры с Н. нанес Н. удары в область головы. Другие лица в указанные период Н. телесные повреждения не наносили, конфликтов у Н. кроме Баркова А.Е. ни с кем не было;

- с оглашенными с суде показаниями свидетеля Т. о том, что 29 марта 2011 года после 20 часов 30 минут Н. сообщил, что двоюродный брат девушек, с которым он проживает, нанес ему удары в область головы и грудной клетки, у него шла кровь из носа и он жаловался на боль в области груди (т.2 л.д.178-180).

Из показаний свидетеля Т., в совокупности с показаниями подсудимого Баркова А.В., свидетеля В., о том, что Барков А.В. является двоюродным братом В., Н. и что Н. до смерти проживал с сестрами Н. следует, что Н. сообщил Т., что телесные повреждения ему нанес Барков А.В.;

-протоколом осмотра места присшествия от 02 апреля 2011 года в ходе которого в <адрес> изъяты смывы бурого цвета (т.1 л.д.238-255), которые согласно заключению эксперта №286 от 21 апреля 2011 года относятся к группе крови Н. Происхождение этой крови от подсудимого Баркова А.В. исключается (т.2 л.д.32-30).

Приведенные доказательства опровергают показания подсудимого о его не причастности к совершенному преступлению, а так же версию о самообороне. Кроме того, на основании изложенных выше сведений судом установлено, что во время совершения преступления кроме Баркова А.В. никто Н., телесные повреждения не наносил и конфликтов у него ни с кем кроме Баркова А.В. не возникало.

На достоверность этих показаний свидетелей указывает то, что они последовательны, непротиворечивы, согласуются с другими исследованными в судебном заседании доказательствами, а так же то, что были даны сразу после совершения преступления. О допустимости этих доказательств свидетельствует соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства при их получении.

Тот факт, что свидетель А. в ходе допроса 13.06.2011 года сообщил, что Барков А.В. помимо удара в область головы нанес Н. удар в область груди, не вызывают сомнений в их заинтересованности в исходе рассматриваемого дела. Напротив изложенные свидетелем сведения в ходе этих допросов взаимно дополнят друг друга.

Тот факт, что свидетель Т. не сообщил о грязи на одежде Н. не указывает о недостоверности показаний свидетеля, поскольку данные сведения существенного значения по делу не имеют.

К показаниям свидетеля С. сообщившего в суде, что Барков А.В. в ходе ссоры не наносил Н. удар в область груди и свидетеля Г. о том что Барков А.В. не наносил Н. удар в область лица, суд относится критически, поскольку в указанной части показания этих свидетелей опровергаются изложенными выше доказательствами, в связи с чем суд отвергает их как недостоверные.

Из оглашенных в суде в порядке предусмотренном ч.1 ст.281 УПК РФ показаний потерпевшей К., следует, что она, являясь специалистом сектора по исполнению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Заводского района муниципального образования «город Саратов», представляет интересы умершего Н., который не имеет близких родственников. От представителей правоохранительных органов ей известно, что на трупе Н. имелись телесные повреждения (т.2 л.д.168-171).

В ходе осмотра места происшествия 30 марта 2011 года в <адрес> был обнаружен труп Н. с признаками насильственной смерти, с телесными повреждениями в области лица (т.1 л.д.7-16).

Согласно экспертных заключений №35-з от 13 мая 2011 года, 43-д от 21 июня 2011 года смерть Н. насильственная и наступила от тупой сочетанной травмы тела, сопровождающейся кровоизлияниями под оболочки головного мозга со сдавливанием его субдуральной гематомой и переломами ребер с разрывами плевры, осложнившийся травматическим шоком. При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены группы повреждений: а)тупая травма головы с кровоизлияниями в мягкие покровы головы, кровоизлияниями под оболочки головного мозга в стадии организации со сроком давности 6-10 суток. Повреждения возникли от не менее 3-х кратного воздействия тупого предмета, оцениваются как опасные для жизни человека, причинившие тяжкий вред здоровью; б) тупая травма головы с кровоизлиянием под оболочки головного мозга со сдавливанием головного мозга субдуральной гематомой, вклинением миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие со сдавливанием продолговатого мозга и разнокалиберными кровоизлияниями и деструктивным отеком в продолговатом мозге в стадии выраженных реактивных изменений и воспалительной реакцией, со сроком давности свыше 12-24 часа, данные повреждения возникли от не менее однократного воздействия тупого твердого предмета, оцениваются как опасные для жизни, причинившие тяжкий вред здоровью; в) повреждения в области груди в виде переломов ребер с разрывами плевры, кровоизлияними в мягкие ткани в стадии выраженных реактивных изменений и воспалительной реакции, со сроком давности свыше 12-24 часов. Данные повреждения возникли от не менее 2-х кратного воздействия тупого твердого предмета, оцениваются как опасные для жизни, причинившие тяжкий вред здоровью (т.т.1 л.д.95-98, т.3 л.д.5-8).

Заключения экспертов согласуются с показаниями допрошенного в суде эксперта М., который сообщил, что смерть Н. обусловлена повреждениями описанными, в заключении в группах «б,в», причиненными Н. 29 апреля 2011 года. Повреждения описанные в группе «а» причиной смерти не являются.

Оснований сомневаться в выводах эксперта у суда не имеется, экспертные заключения получены с соблюдением норм уголовно-процессуального Кодекса РФ.

В судебном заседании исследовалось заключение специалиста, согласно которого смерть Н. наступила от тупой травмы головы с субдуральной гематомой, субарахноидальными кровоизлияниями, кровоизлияниями в продолговатый мозг, осложнившейся отеком и набуханием головного мозга. Возникновение данной травмы в период времени 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут исключается.

Данное заключение специалиста опровергается изложенными выше экспертными заключениями, показаниями эксперта М., другими материалами дела, в связи с чем суд отвергает это заключение как недостоверное.

Совокупность признанных судом достоверными сведений, содержащихся в показаниях свидетелей, потерпевшей, протоколах следственных действий, иных документах, не позволяет суду произвести какое-либо неоднозначное толкование их содержания, и убеждает суд в их достаточности для признания доказанным, что телесные повреждения, относящиеся к тяжкому вреду здоровья, являющиеся опасными для жизни в момент причинения, имеющиеся на труппе Н. причинены именно подсудимым Барковым А.В. Причем суд считает установленным, что данные повреждения были нанесены Барковым А.В. при обстоятельствах установленных судом и изложенных в описательной части приговора и в момент причинения телесных повреждений Н. не представлял опасности для Баркова А.В.

Этой совокупностью доказательств полностью опровергнуты показания подсудимого Баркова А.В. о его не причастности к совершенному преступлению, а так же версию о самообороне.

Суд квалифицирует действия подсудимого Баркова А.В. по ч.4 ст.111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При этом суд исходит из того, что Барков А.В. действуя умышленно, на почве личных неприязненных отношений, осознавая, что своими активными действиями причиняет телесные повреждения Н., которые являются опасными для жизни, именно в момент причинения. При этом подсудимый понимает, что этими действиями причиняет тяжкий вред здоровью потерпевшему и желает наступления именно данных последствий, то есть действует с прямым умыслом. Именно телесные повреждения, являющиеся опасными для жизни и здоровья Н., впоследствии и повлекли смерть потерпевшего.

Кроме того, об умысле подсудимого на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью свидетельствуют характер имеющихся у потерпевшего телесных повреждений, а также их локализация в области головы и грудной клетки, где сосредоточены жизненно-важные органы человека.

Судом исследовался вопрос о вменяемости подсудимого.

Согласно заключению комиссии экспертов №329 от 12 апреля 2011 года Барков А.В. в отношении инкриминируемого ему деяния он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. (т.2 л.д.6).

Принимая во внимание данное заключение и поведение подсудимого в период совершения преступления, суд признает его вменяемым, подлежащим уголовной ответственности и наказанию.

Назначая наказание подсудимому Баркова А.В., суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность подсудимого, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, состояние его здоровья, конкретные обстоятельства уголовного дела.

В качестве смягчающего наказание подсудимого Баркова А.В. обстоятельства, суд признает явку с повинной, учитывает состояние его здоровья и наличие у него на иждивении жены, детей и нетрудоспособных матери и сестры.

Отягчающим наказание обстоятельством суд признает рецидив преступлений, а потому положения ст.62 УК РФ не применяет.

Оснований для применения положений ст. 64 УК РФ и освобождения от наказания суд не находит.

Учитывая данные о личности подсудимого, суд счел возможным не применять к подсудимому дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307 - 309 УПК РФ, суд,

приговорил:

Баркова А.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 10 (десяти) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, без применения дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

Срок отбывания наказания подсудимому исчислять с 01 апреля 2011 года, то есть с момента фактического задержания.

Меру пресечения осужденному оставить прежней - содержание под стражей.

Вещественные доказательства по делу: 1) смывы, одежду Н., срезы ногтевых пластин - уничтожить

2) куртку, рубашку, кроссовки, трико, джинсы, - возвратить Баркову А.В.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимися под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В течение 10 суток со дня вручения копии приговора осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей кассационной жалобе, и в тот же срок со дня вручения ему кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы, осужденный вправе подать свои возражения в письменном виде и ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий судья           Н.Е. Комаров