Дело № 2-1686/2010 Решение Именем Российской Федерации 03 сентября 2010 года г.Саратов Заводской районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Донина Н.Н., при секретаре Кондаковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ваняшина Р.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о признании незаконным отказа в выплате пенсии за выслугу лет и взыскании денежных средств в виде пенсии за выслугу лет, Установил: Ваняшин Р.В. обратился в Заводской районный суд г.Саратова с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова (далее по тексту ГУ УПФ) о признании незаконным отказа в выплате пенсии за выслугу лет и взыскании денежных средств в виде пенсии за выслугу лет в размере 813.704 рубля 15 коп. В обоснование заявленных исковых требований указал, что * года он обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова с заявлением о выплате назначенной ему с * года пенсии за выслугу лет как работнику * состава. В выплате пенсии ему было отказано письмом ГУ УПФ № * от * года по тем основаниям, что он продолжает работу в должности *. Данный отказ считает незаконным по следующим основаниям. Отказывая в назначении пенсии за выслугу лет, ответчик сослался на п.3. ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому пенсия за выслугу лет гражданам из числа работников * состава не выплачивается в период выполнения работы в должностях, дающих право на указанную пенсию. Однако, в настоящий период он не является работником * состава, а является работником * (с * года по настоящее время - * ВСА * 2 класса в Авиационной эскадрильи * Летного отряда № * г.*), а данная должность не дает право на указанную пенсию. Статьей 4 указанного Закона установлен исключительный перечень лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, в который входят граждане из числа работников * состава. Граждане из числа работников * состава гражданской авиации в данном перечне не указаны. Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1, 2, 6 и 7 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (п.2. ст.5 Закона). В силу п.1 ст. 7.2 Закона, граждане из числа работников * состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет. Его выслуга составляет 40 лет 10 месяцев 20 дней. Граждане из числа работников * состава гражданской авиации, как имеющие право на пенсию за выслугу лет, также не упоминаются. В соответствии с п.2 ст. 7.2 Закона, для определения списка должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, принято Постановление правительства Российской Федерации от 02.11.2009 года №883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников * состава», согласно п. 2 которого в выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), предусмотренные п. З и п.5 «Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам * состава», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 года №384. При этом работа в должностях * состава гражданской авиации входит в периоды работы, предусмотренные п.4. и засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии. Опять такие периоды не упоминаются, как дающие право на пенсию за выслугу лет. Второй абзац п. 2 статьи 7.2 Закона предусматривает возможность засчитывать в выслугу периоды работы в должностях * состава гражданской авиации, но только при условии, что не менее двух третей выслуги, необходимой для установления пенсии, приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. Выслуга истца в должностях * состава составляет 27 лет 4 месяца 20 дней, т.е. более двух третей от необходимой. Следовательно, данный пункт также не позволяет считать работу в должностях * состава гражданской авиации, как период работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, поскольку для их учета необходимо иметь определенную выслугу в должностях, дающих право на выслугу лет. Таким образом, согласно п. 3 ст. 7.2. Закона он имеет право на получение пенсии за выслугу лет как работник * состава, так как в настоящий период не занимает должность работника * состава. Размер невыплаченной истцу пенсии за выслугу лет за период с * года по настоящее время составляет 813.704 рубля 15 коп., которую просит взыскать с ответчика. Истец Ваняшин Р.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в направленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании адвокат Кобзев А.С., представляя интересы Ваняшина Р.В., заявленные Ваняшиным Р.В. исковые требования просил удовлетворить в полном объеме. Дал суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснил, что порядок назначения истцу пенсии и ее размер - не оспариваются. Представители Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Заводскому району г.Саратова Шапкина Е.В., Авдеева А.А. и Алейникова А.Г. возражали против заявленных исковых требований, в их удовлетворении просили отказать в полном объеме. Суду пояснили, что Ваняшину Р.В. пенсия назначена * года за выслугу лет как работнику * состава. При этом, в выслугу лет для определения права на пенсию ему были засчитаны как периоды работы, связанные с проведением летных испытаний, так и периоды летной работы истца. Учитывая, что на дату назначения пенсии истец работал в должностях, дающих право на соответствующую пенсию, выплата пенсии не производилась. Размер назначенной пенсии составил 16.611 рублей 94 коп. * года истец обратился с заявлением о конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в соответствии с положениями Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 года № 563-О. Пенсия по выслуге лет, назначенная по п.3. ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001года, была сконвертирована с * года и с этой даты рассматривалась как трудовая пенсия по старости. Учитывая, что Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ не предусмотрено каких-либо ограничений по выплате трудовых пенсий по старости, то истцу трудовая пенсия по старости была выплачена в полном объеме. * года истец вновь обратился с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, с учетом норм ранее действовавшего законодательства и одновременно о назначении с * года в рамках нового правового регулирования, установленного Федеральным законом от 24.07.2009 года № 213-ФЗ, пенсии за выслугу лет (ст. 7.2 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ) и досрочной трудовой пенсии по старости (ст. 27.1 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ). При этом, принимая во внимание положения истец представил трудовую книжку, содержащую сведения о периоде его работы в должностях * гражданской авиации с * года по * года и справку о заработке в должностях * гражданской авиации за 24 последних месяца, предшествующих обращению за назначением пенсии (за указанный период работы). В соответствии с разъяснением №2 от 06.03.2001года, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 06.03.2001года №22, среднемесячный заработок определяется за периоды, подлежащие зачету в специальный трудовой стаж (выслугу), дающий право на соответствующую пенсию. Таким образом, при назначении пенсии за выслугу лет с * года истцу при определении права на пенсию был засчитан период работы в * гражданской авиации и принят заработок за работу в * гражданской авиации для расчета размера пенсии. Принимая во внимание, что истец на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет работал в должности, работа в которой засчитана в выслугу лет для назначения пенсии, назначенная пенсия в соответствии со ст. 87 Закона от * года № * не выплачивалась. С учетом нового правового регулирования назначения пенсий работникам * состава, назначенная истцу с * года по нормам п. 3 ст. 31 Закона от * пенсия за выслугу лет была пересмотрена по его заявлению и назначены: досрочная трудовая пенсия по старости и пенсия за выслугу лет в сохраненном размере. Таким образом, размер пенсии за выслугу лет, сохраненный с * года, установлен с учетом периодов летной работы и заработка за периоды летной работы. При этом, досрочная трудовая пенсия по старости выплачивается без ограничений, а пенсия за выслугу лет в соответствии с п. 3 ст. 7,2 Закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ не выплачивается, ввиду того, что истец продолжает работу в летной должности гражданской авиации, то есть в должности, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет. Таким образом, Управление ПФР в Заводском районе г.Саратова при определении права на досрочное пенсионное обеспечение истца, размеров назначенных пенсий, а также порядка выплаты пенсий за выслугу лет действовало в рамках пенсионного законодательства. Также является необоснованным и довод истца о том, что периоды работы в гражданской авиации не влияют на его право на пенсию за выслугу лет. Данные периоды напрямую влияют на его размер пенсии, так как в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384, процент учитываемого заработка определяется из объема стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет. Периоды работы истца в летном составе гражданской авиации с * года по * года включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, и в целях установления размера пенсии учтены при определении стажевого коэффициента. Согласно Разъяснению, утвержденному постановлением Министерства труда Российской Федерации от 06.03.2001года №22, в соответствии со ст. 102 и 107 Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 среднемесячный заработок определяется за предусмотренные указанными статьями периоды работы, подлежащие зачету в специальный трудовой стаж (выслугу), дающий право на соответствующую пенсию, независимо от того, были ли эти периоды фактически включены в подсчет стажа при установлении пенсии. Размер пенсии истца по его заявлению определен из заработка за периоды работы в летном составе гражданской авиации, следовательно, он признает данные периоды подлежащими зачету в выслугу лет. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и материалы пенсионных дел Ваняшина Р.В. №* и №*, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам. Как установлено в судебном заседании Ваняшину Р.В. * года назначена пенсия за выслугу лет как работнику * состава. При этом, периоды работы, связанные с проведением летных испытаний, были засчитаны в выслугу лет для определения права на пенсию, а периоды его летной работы - в выслугу лет для определения размера пенсии. * года Ваняшин обратился в ГУ УПФ с заявлением о конвертации пенсионных прав и ему с * года назначена и выплачивалась трудовая пенсия по старости. * года Ваняшин Р.В. обратился с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет и досрочной трудовой пенсии по старости. С * года Ваняшину была установлена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона №173-ФЗ и пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом №166-ФЗ. * года Ваняшин обратился в ГУ УПФ с заявлением о выплате назначенной ему с * года пенсии за выслугу лет как работнику * состава. Согласно ответу ГУ УПФ № * от * года в выплате пенсии Ваняшину Р.В. отказано по тем основаниям, что он продолжает работу в должности * гражданской авиации. Указанные обстоятельства участниками процесса в судебном заседании не оспариваются. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В определенный ст. 4 указанного Федерального закона перечень лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, входят граждане из числа работников * состава. Статьей 5 данного Федерального закона определены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Следовательно, право на данный вид пенсии обусловлено особыми условиями работы * состава. В соответствии с пенсионным законодательством граждане Российской Федерации из числа работников * состава на основании ст. 7.2. указанного Федерального закона имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии установленной продолжительности выслуги, в которую включаются периоды определенной работы (деятельности) в должностях, предусмотренных п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам * состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. №384 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 года №883). Согласно п. 5 данного Положения в выслугу лет работникам * состава засчитывается время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации. Следовательно, периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации отнесены к периодам, подлежащим включению в стаж, дающий право на данный вид пенсии. Конституционный Суд РФ в определении от 02.11.2006 года №563-О указал, что законоположения не могут рассматриваться как допускающие возможность исключать из специального трудового стажа, дающего право на выслугу лет, время военной службы в должностях летного состава. Иное толкование не согласуется с аутентичной волей законодателя и нарушает принцип равенства граждан при реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Учитывая, что правила исчисления выслуги лет работникам * состава основаны на единообразном подходе к установлению условий включения в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периодов военной службы и периодов работы в гражданской авиации, исходя из их конституционно-правового смысла, выявленного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 года N 563-О, в системной связи с пунктом 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам * состава - не могут рассматриваться как допускающие возможность исключения из специального трудового стажа, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации. Следовательно, доводы истица об установлении ст. 7.2. Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ограничения в части выплаты пенсии подлежащим применению исключительно к гражданам на период выполнения летно-испытательной работы не основаны на нормах действующего законодательства. Федеральным Законом РФ №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года (с последующими изменениями) также установлено несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В соответствии со ст.7 указанного Федерального Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Однако, указанный Федеральный Закон содержит перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, поскольку это непосредственно связано с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда. Согласно статьи 27.1. указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники. Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Статьей 31 Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010 года, были сохранены действующие до дня вступления в силу данного Федерального закона условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные действовавшими на дату вступления в силу указанного Закона нормативными правовыми актами. В соответствии со ст. 79 Закона Российской Федерации № 340-1 от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ до 01.01.2002 года, пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе также устанавливалась мужчинам при выслуге не менее 25 лет. Условия назначения пенсий за выслугу лет, круг лиц, имеющих право на эти пенсии, порядок льготного пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава, предусматривающий назначение им повышенных размеров пенсий за выслугу лет в связи с длительной профессиональной деятельностью в чрезвычайных условиях, опасных для жизни и здоровья, были конкретизированы Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991года №384. При этом периоды работы в должностях, предусмотренных п. 3 Положения, засчитывались в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, а периоды, перечисленные в п. 5, засчитывались только при определении размера, в том числе и работа в должностях летного состава гражданской авиации. Порядок выплаты пенсий за выслугу лет был урегулирован статьей 87 Закона от 20.11.1990 года. №340-1, согласно которой пенсия выплачивалась при условии оставления работы (службы), с учетом которой она установлена. Согласно п. 8 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991года №384., пенсии за выслугу лет, назначенные работникам летно-испытательного состава, также выплачивались в период работы в должностях, не дающих права на пенсию. Согласно п. 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в толковании, данном в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» на летно-испытательный состав гражданской авиации распространяется действие Положения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. №384, без каких-либо изъятий. То есть на лиц, которым назначена пенсия за выслугу лет на основании указанного Положения, распространяется ограничение, установленное пунктом 8 этого Положения, согласно которому такая пенсия может им выплачиваться при условии продолжения работы в должностях, не дающих права на эту пенсию. Вместе с тем действующее пенсионное законодательство не исключает права этих лиц при наличии необходимых условий оформить трудовую пенсию на основании пункта 13 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пенсия, назначаемая летному составу гражданской авиации) и получать ее в полном объеме, продолжая работать в должностях, дающих право на назначение пенсии на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава. Истцом оспаривается отказ Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова в выплате ему пенсии в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и из содержания его искового заявления следует, что работа в летном составе гражданской авиации не может быть приравнена к работе в летно-испытательном составе. Однако, ни одной из исследованных выше норм права не предусмотрено, что работа в летном составе гражданской авиации не включается в стаж работы в летном и летно-испытательном составе. С учетом изложенных обстоятельств заявленные Ваняшиным Р.В. исковые требования удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении исковых требований Ваняшина Р.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о признании незаконным отказа в выплате пенсии за выслугу лет и понуждении к выплате денежных средств в виде пенсии за выслугу лет за период с * года по * года в сумме 813.704 рубля - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Н.Н.Донин Мотивированное решение изготовлено 08 сентября 2010 года. Судья Н.Н.Донин