о восстановлении прав потребителей, возмещении морального вреда



         Дело № 2-2150/10

Решение

Именем Российской Федерации

10 ноября 2010 года

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Зюбиной О.В.,

при секретаре Яковлевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах граждан Скворцовой Л.С., Паршиковой Г.В., Фроловой О.П., Зотовой Е.К., Чурбанова А.В., Щербаковой В.С., Зелёной Е.Р., Бешариной К.Н., Шмелёвой Т.Ф., Шикиной С.Н., Свистунова И.Н., Зимировой Т.А., Кудряшовой В.А., Тютенко В.В., Барабановой А.С., Волосянко Н.И., Максимова А.В., Моренко В.Б., Неделькина А.И., Ивлевой А.С., Плотниковой А.Ф., Самусенко Г.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей», обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомлект» о восстановлении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, признании действий противоправными и незаконными, компенсации морального вреда, прекращении противоправных действий по не предоставлению надлежащей информации, признании выставленных счетов по услуге электроснабжение незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, выдать новые абонентские книжки, выставлять счета по электроснабжению по нормативам и предоставлять надлежащую информацию,

Установил:

    Региональное общественное учреждение защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» ( далее РОУЗПП Саратовской области «Человек и его права») обратилось в суд с иском в интересах граждан Скворцовой Л.С., Паршиковой Г.В., Фроловой О.П., Зотовой Е.К., Чурбанова А.В., Щербаковой В.С., Зелёной Е.Р., Бешариной К.Н., Шмелёвой Т.Ф., Шикиной С.Н., Свистунова И.Н., Зимировой Т.А., Кудряшовой В.А., Тютенко В.В., Барабановой А.С., Волосянко Н.И., Максимова А.В., Моренко В.Б., Неделькина А.И., Ивлевой А.С., Плотниковой А.Ф., Самусенко Г.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее ООО «СПГЭС») о признании действий противоправными и незаконными, взыскании компенсации морального вреда, прекращении противоправных действий, возложении обязанности предоставлять надлежащую информацию. Свои исковые требования мотивировал тем, что ответчик, являясь продавцом коммунальной услуги по электроснабжению, незаконно выставляет истцам, проживающим в <адрес> двойную оплату за услугу энергоснабжение, так как в нарушение требований ч. 13 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ ответчик не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, не проинформировал граждан в письменной форме об изменении расчета платы за электроснабжение, а также не представил расшифровку выставленной квитанции о начислении двойной платы за одну и ту же коммунальную услугу. Указанные действия ответчика противоречат также Закону РФ «О защите прав потребителей», Жилищному кодексу РФ, Указу Президента Российской Федерации № 2334 от 31.12.1993г., Конституции Российской Федерации, Постановлению правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В связи с чем истец просил признать указанные действия ответчика противоправными и незаконными, прекратить данные противоправные действия, обязать ответчика в соответствии с ч.3 ст. 155 ЖК РФ предоставлять надлежащую информацию. Кроме того, истец просил взыскать с ответчика в пользу каждого из граждан компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей, вследствие нарушения ответчиком прав потребителей.

В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ представитель истцов неоднократно уточнял свои исковые требования и просил признать выставленные ООО «СПГЭС» счета по услуге электроснабжение за июль-сентябрь 2010г. незаконными, поскольку граждане на протяжении последних пяти лет являются потребителями данной коммунальной услуги и полностью оплачивают счета согласно абонентским книжкам, выданным ответчиком, а потребителям выставляется повторная плата за одну и туже коммунальную услугу электроснабжения. Помимо этого потребителям не представлена надлежащая информация об изменении платы за коммунальную услугу электроснабжение в соответствии с п.13 ст.155 ЖК РФ. Также просил обязать ООО «СПГЭС», в связи с выставлением двойной оплаты по электроснабжению произвести перерасчет данной коммунальной услуги в выставленных гражданам квитанциях за июль-сентябрь 2010г., выдать новые абонентские книжки, прекратить противоправные действия, выраженные в не предоставлении надлежащей информации в соответствии п.13 ст. 155 ЖК РФ, без предоставления расшифровки выставленной измененной платы. Кроме того, просил обязать ООО «СПГЭС» выставлять счета за потребленную коммунальную услугу электроснабжение по нормативам, исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь; а также, в отношении лифтового оборудования в размере 7 кВт./ч в месяц на одного человека.

Впоследствии в ходе судебного разбирательства по ходатайству истца в качестве ответчика к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью «Стройкомлект» (далее ООО «Стройкомплект»).

Граждане Скворцова Л.С., Паршикова Г.В., Фролова О.П., Зотова Е.К., Чурбанов А.В., Щербакова В.С., Зелёная Е.Р., Бешарина К.Н., Шмелёва Т.Ф., Шикина С.Н., Свистунов И.Н., Зимирова Т.А., Кудряшова В.А., Тютенко В.В., Барабанова А.С., Волосянко Н.И., Максимов А.В., Моренко В.Б., Неделькин А.И., Ивлева А.С., Плотникова А.Ф., Самусенко Г.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (о чем в деле имеются телефонограммы), представили в суд письменные заявления, в которых просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебных заседаниях представитель РОУЗПП Саратовской области «Человек и его права» Гаврилюк В.В. исковые требования поддержал и настаивал на их удовлеторении, дал объяснения, аналогичные изложенным в иске. В судебном заседании от 10.11.2010г. представитель истцов Гаврилюк В.В. покинул зал судебного заседания, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Стройкомплект», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, а в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители ответчика ООО «СПГЭС» по доверенностям Липунова С.И. и Егорова Е.А. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, пояснив, что в июне 2010г. в ООО «СПГЭС» с письмом от 08.06.10г. обратилось ООО «Стройкомплект», которое уведомило ООО «СПГЭС» о том, что собственники жилого дома <адрес> выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, в связи с чем, ООО «Стройкомплект» просило исключить указанный дом из объектов по договору энергоснабжения от 01.04.08г. Во исполнение требований ст. 164 ЖК РФ, пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, пункта 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.06г. №530 ООО «СПГЭС» 23.06.10г. направило всем жильцам многоквартирного <адрес> письма о том, что в связи с тем, что жильцы дома избрали непосредственный способ управления, то им необходимо обратиться в ООО «СПГЭС» с заявлением о заключении договора энергоснабжения, т.к. избранный жильцами непосредственный способ управления не освобождает последних от обязанности компенсировать стоимость электроэнергии, используемой на общедомовые нужды. Однако никто из жильцов договор энергоснабжения с ООО «СПГЭС» не заключил. Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13.11.06 г. №14/6 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» статус гарантирующего поставщика присвоен ООО «СПГЭС» с 01 января 2007 года. В связи с чем, между ООО «СПГЭС» и жильцами многоквартирного жилого <адрес>, выбравшими непосредственный способ управления домом, сложились фактические договорные отношения по энергоснабжению. Учитывая, что данный жилой дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, согласно актам на монтаж схемы учета от 28.12.09г. и от 25.01.10г., то общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном абз.2 п.7 Правил №307.Данная норма Правил носит отсылочный характер. Она отсылает к другому пункту Правил, а именно к пункту 21 Правил, согласно которому, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в соответствии с формулой, на основании которой ООО «СПГЭС» определяет расход электроэнергии в жилом <адрес> и выставляет квитанции гражданам, проживающим в доме.Доводы представителя истцов о том, что ООО «СПГЭС» повторно предъявляет к оплате количество электроэнергии жильцам дома либо выставляет жильцам дома двойную плату за электроснабжение, являются неправомерными и опровергаются представленными истцами в материалы дела абонентскими книжками и квитанциями, т.к. в каждой конкретной квитанции на конкретного потребителя в графе «последняя оплата» уже учтена оплата, поступившая в ООО «СПГЭС» по абонентской книжке.Поэтому платежные документы выставлены ООО «СПГЭС» гражданам уже с учетом потребленного ими количества электроэнергии и произведенной оплаты (т.е. учтен объем, потребленный исходя из нормативов потребления электроэнергии - в случае отсутствия прибора учета, а также, учтен объем электроэнергии, потребленный исходя из индивидуальных показаний приборов учета). Довод представителя истцов о том, что не представлена надлежащая информация об изменении платы за электроснабжение, также является несостоятельным, т.к. ООО «СПГЭС» не изменяло истцам и жильцам <адрес> плату за электроэнергию и расчет с гражданами производится по тарифам, утвержденным Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 1 декабря 2009 г. №25/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2010 год» (с изменениями от 18 февраля, 12 апреля 2010 г.). Требования истца об обязании выставлять счета за потребленную электроэнергию по нормативам: в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч, в отношении освещения мест общего пользования ( далее МОП) - 7 кВт/ч являются незаконными, поскольку Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ, не устанавливают нормативы, а лишь регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ. 7 кВт/ч. является расчетной величиной, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, утвержденных приказом Минжилколхоза от 25.12.1989 г. № 283. В связи с чем данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, поскольку используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. Требования истца о выдаче новых абонентских книжек являются незаконными, поскольку абонентская книжка выдается потребителю в случае её окончания или смены собственника и носит заявительный характер. С заявлением о выдаче новых абонентских книжек никто из истцов не обращался. Поскольку истцами не доказано нарушение прав граждан со стороны ООО «СПГЭС», то все требования истцов, в том числе о перерасчете за июль-сентябрь 2010г., признании действий ответчика противоправными и прекращении противоправных действий являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представители третьего лица Закрытого акционерного общества Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее ЗАО «СПГЭС») по доверенностям Липунова С.И. и Егорова Е.А. просили в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме, указав, что ЗАО «СПГЭС», являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, осуществляет деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета электроэнергии. В декабре 2009г. и январе 2010г., ЗАО «СПГЭС» оборудовало многоквартирный жилой <адрес> на границе балансовой принадлежности электрических сетей коллективными (общедомовыми) приборами учета, в связи с чем, расход электроэнергии на указанный жилой дом определяется по показаниям вышеуказанных коллективных (общедомовых) приборов учета. Показания снимаются ЗАО «СПГЭС» и предоставляются в ООО «СПГЭС» для проведения расчетов с потребителями.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать в полном объеме исходя из следующего.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

         В соответствии с ч.13 ст. 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

         Таким образом ч.13 ст.155 ЖК РФ содержит косвенное указание на то, что наймодатель и управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем должны быть извещены соответственно наниматели жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственники жилых помещений в многоквартирном доме.

         В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 ( далее Правила), информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

         Следовательно, исходя из вышеуказанных норм права предоставление информации об изменении размера платы за коммунальные услуги производится не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов в связи с изменением тарифов или нормативов.

         В силу ст. 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

         В соответствии с ч.2 ст. 682 ГК РФ одностороннее изменение платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.

         Поскольку договоры найма жилого помещения и договор управления заключаются в письменной форме, то и информирование нанимателей и собственников жилых помещений осуществляется в письменной форме.

         В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

         Согласно п. 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета и размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 настоящих Правил.

В судебном заседании установлено, что между ООО «СПГЭС» и ООО «Стройкомплект» заключен договор энергоснабжения от 01.04.2008 г., в соответствии с которым ООО «СПГЭС» обязалось осуществлять поставку электроэнергии на объекты ООО «Стройкомплект», а последнее обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Одним из объектов электроснабжения по указанному договору является <адрес> объектом электроснабжения, в котором являются места общего пользования и лифты.

В соответствии договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007г., заключенным между ООО «СПГС» («Заказчик») и ЗАО «СПГЭС» («Исполнитель»), исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности и (или) ином законном основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором. Согласно данному договору стороны разграничили балансовую принадлежность электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13.11.06 г. №14/6 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «СПГЭС», установлено, что границами зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «СПГЭС» являются границы балансовой принадлежности электрических сетей ЗАО «СПГЭС».

ЗАО «СПГЭС» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, осуществляет деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета электроэнергии. В декабре 2009г. и январе 2010г., ЗАО «СПГЭС», в рамках действия договора энергоснабжения, заключенного между ООО «СПГЭС» и ООО «Строй

комплект», оборудовало многоквартирный жилой <адрес> на границе балансовой принадлежности электрических сетей коллективными (общедомовыми) приборами учета, что подтверждается актами на монтаж схемы учета от 28.12.09г. и от 25.01.10г., в связи с чем, расход электроэнергии на указанный жилой дом определяется по показаниям вышеуказанных коллективных (общедомовых) приборов учета. Показания снимаются ЗАО «СПГЭС» и предоставляются в ООО «СПГЭС» для проведения расчетов с потребителями.

Судом установлено, что в июне 2010г. в ООО «СПГЭС» с письмом от 08.06.10г. обратилось ООО «Стройкомплект», которое уведомило ООО «СПГЭС» о том, что собственники жилого <адрес> выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, в связи с чем ООО «Стройкомплект» просило исключить указанный дом из объектов по договору энергоснабжения от 01.04.08г., что подтверждается копией письма, приказом от 04.05.10г. о выводе из управления жилого <адрес>, протокол от 07.11.09г. внеочередного общего собрания об избрании непосредственного способа управления многоквартирным домом, актом приема-передачи объекта жилищного фонда от 27.05.10г.

В соответствии со ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п. 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.06г. №530 (далее, Правила №530), договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 64 указанных Правил.

23.06.10г. ООО «СПГЭС» направило всем жильцам многоквартирного <адрес> письма о том, что в связи с тем, что жильцы дома избрали непосредственный способ управления, то им необходимо обратиться в ООО «СПГЭС» с заявлением о заключении договора энергоснабжения, т.к. избранный жильцами непосредственный способ управления не освобождает последних от обязанности компенсировать стоимость электроэнергии, используемой на общедомовые нужды.

Однако никто из жильцов договор энергоснабжения с ООО «СПГЭС» не заключил, что не оспаривалось представителем истцов в судебном заседании.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 1 пункта 64 Правил №530 действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику. В случае отсутствия первой оплаты электрической энергии гражданином-потребителем гарантирующему поставщику или выявления факта потребления электрической энергии до начала расчетного периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата, задолженность такого гражданина по оплате потребленной им электрической энергии перед гарантирующим поставщиком исчисляется с даты технологического присоединения его энергопринимающего устройства к электрической сети в зоне деятельности данного гарантирующего поставщика или даты присвоения статуса гарантирующего поставщика соответствующей организации.

Как отмечалось выше, постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13.11.06 г. №14/6 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» статус гарантирующего поставщика присвоен ООО «СПГЭС» с 01 января 2007 года.

Таким образом, между ООО «СПГЭС» и жильцами многоквартирного жилого <адрес>, выбравшими непосредственный способ управления домом, сложились фактические договорные отношения по энергоснабжению.

В силу абзаца 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил,а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, изменение существующего способа управления на непосредственный способ управления не освобождает граждан, проживающих в <адрес>, от обязанности компенсировать стоимость электроэнергии, используемой на общедомовые нужды. Объем электроэнергии, использованной на освещение мест общего пользования, лифтов и иного имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с порядком расчетов, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Положения абзаца 2 пункта 7 Правил содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Учитывая, что данный жилой дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, то общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном абз.2 п.7 Правил.

Данная норма Правил носит отсылочный характер. Она отсылает к другому пункту Правил, а именно к пункту 21 Правил, согласно которому, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к Правилам по формуле.

Установленный порядок является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для каждого кто к ней обратится для заключения договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.

В связи с чем, ООО «СПГЭС» определяет расход электроэнергии в жилом <адрес> в соответствии с вышеперечисленными Правилами и выставляет квитанции гражданам, проживающим в доме.

Доводы представителя истцов о том, что ООО «СПГЭС» повторно предъявляет к оплате количество электроэнергии жильцам дома либо выставляет жильцам дома двойную плату за электроснабжение, являются неправомерными и опровергаются представленными истцами в материалы дела абонентскими книжками и квитанциями, поскольку в каждой конкретной квитанции на конкретного потребителя в графе «последняя оплата» уже учтена оплата, поступившая в ООО «СПГЭС» по абонентской книжке.

Согласно представленных ООО «СПГЭС» в суд расчетов на каждого из истцов следует, что при расчете электроэнергии за июль-сентябрь 2010г. ООО «СПГЭС» учтены те денежные средства, которые поступили от граждан в оплату электроэнергии по абонентским книжкам, а, соответственно, в этом случае учтен и объем электроэнергии, потребленный гражданами. Поэтому, платежные документы выставлены ООО «СПГЭС» истцам уже с учетом потребленного ими количества электроэнергии и произведенной оплаты (т.е. учтен объем, потребленный исходя из нормативов потребления электроэнергии - в случае отсутствия прибора учета, а также, учтен объем электроэнергии, потребленный исходя из индивидуальных показаний приборов учета).Сведения о наличии и отсутствии приборов учета указаны в расчете задолженности за июль (графа «наличие прибора учета»).

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что тем гражданам, которые представили абонентские книжки в ООО «СПГЭС» для проверки, были скорректированы начисления за электроэнергию с учетом оплаченного ими ранее объема электроэнергии. Сведения о проверке абонентских книжек указаны в расчете задолженности за июль (графа «проверка абонентская книжки»).

Довод представителя истцов о том, что не представлена надлежащая информация об изменении платы за электроснабжение, также является несостоятельным, так как ООО «СПГЭС» не изменяло истцам и жильцам <адрес> плату за электроэнергию и расчет с гражданами производится по тарифам, утвержденным Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 1 декабря 2009 г. №25/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2010 год» (с изменениями от 18 февраля, 12 апреля 2010 г.).

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственник квартиры несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (ст. 30 ЖК РФ).

Жилищным кодексом РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153); плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (части 1, 2 статьи 155).

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцами не доказано нарушение их прав и интересов со стороны ООО «СПГЭС» представляемых им по определению расхода электроэнергии в соответствии с п.7, 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не предоставлению надлежащий информации об изменении платы, выставления двойной платы за одну и туже услугу электроснабжение.

В связи с чем действия ООО «СПГЭС» по выставлению платежных квитанций об оплате электроэнергии за июль-сентябрь 2010г., потребленной жильцами <адрес>, являются законными и правомерными.

Требование истцов прекратить действия, выраженные в непредставлении надлежащей информации в соответствии с п.13 ст. 155 ЖК РФ без предоставления расшифровки выставленной измененной платы, также не подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что ООО «СПГЭС» не изменяло истцам и жильцам <адрес> плату за электроэнергию. Требования пункта 38 Правил о том, что должно быть указано в платежных документах ООО «СПГЭС» не нарушало, все указанные в п. 38 сведения содержатся в платежных документах ООО «СПГЭС», доставляемых гражданам

Согласно пояснению в судебном заседании представителя ответчика новые абонентские книжки выдаются потребителю в случае её окончания либо смены собственника и носят заявительный характер. С заявлением о выдаче новых абонентских книжек в ООО «СПГЭС» никто из истцов не обращался. Данные обстоятельства не оспаривались представителем истцов в ходе судебного разбирательства и доказательств обратного истцами суду не представлено.

Согласно ст. 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункты 2, 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) (Далее, Правила №491), определяют имущество, входящее в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из п.28 указанных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств (п.30 Правил №491).

Поэтому, независимо от того, установлены или нет в многоквартирном доме коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно принадлежащей ему доле.

Указанные Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приняты Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и не устанавливают нормативы, а лишь определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4).

Поэтому 7 кВт.ч является расчетной величиной, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 года N 283. В связи с чем, данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, т.к. используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.

Таким образом, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не устанавливают нормативы, а лишь регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт.ч в месяц, не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

Поскольку в соответствии со ст.12,56 ГПК РФ истцами не представлено суду каких либо доказательств нарушения их прав и интересов по всем заявленным исковым требованиям, как со стороны ООО «СПГЭС», так и со стороны ООО «Стройкомплект», суд считает необходимым отказать истцам в удовлетворении исковых требований о восстановлении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, признании действий противоправными и незаконными, компенсации морального вреда, прекращении противоправных действий по не предоставлению надлежащей информации, признании выставленных счетов по услуге электроснабжение незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, выдать новые абонентские книжки, выставлять счета по электроснабжению по нормативам и предоставлять надлежащую информацию в полном объеме.

Довод представителя истцов о том, что решения общего собрания собственников на установку общедомовых приборов учета, не принималось, а о том, что они установлены стало известно только в судебном заседании, поскольку показания с них списывались без участия кого либо из истцов и иные доводы представителя истцов, не принимаются судом во внимание, поскольку правового значения для удовлетворения исковых требований по заявленным предмету и основаниям не имеют.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

    В удовлетворении исковых требованийРегионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах граждан Скворцовой Л.С., Паршиковой Г.В.. Фроловой О.П., Зотовой Е.К., Чурбанова А.В., Щербаковой В.С., Зелёной Е.Р., Бешариной К.Н., Шмелёвой Т.Ф., Шикиной С.Н., Свистунова И.Н., Зимировой Т.А., Кудряшовой В.А., Тютенко В.В., Барабановой А.С., Волосянко Н.И., Максимова А.В., Моренко В.Б., Неделькина А.И., Ивлевой А.С., Плотниковой А.Ф., Самусенко Г.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей», обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомлект» о восстановлении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, признании действий противоправными и незаконными, компенсации морального вреда, прекращении противоправных действий по не предоставлению надлежащей информации, признании выставленных счетов по услуге электроснабжение незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, выдать новые абонентские книжки, выставлять счета по электроснабжению по нормативам и предоставлять надлежащую информацию - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Заводской районный суд г.Саратова с момента изготовления мотивированного решения.

      

    Судья: