о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периода работы в стаж для досрочного назначения пенсии, признании права на пенсию,



Дело ***

Решение Именем Российской Федерации

*

Заводской районный суд ** в составе: председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Вешняковой А.С.,

с участием истца К1, представителя ответчика по доверенности А1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску К1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в ** о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периода работы в стаж для досрочного назначения пенсии, признании права на пенсию,

Установил:

К1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в ** ( далее УПФ) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периода работы в стаж для досрочного назначения пенсии, признании права на пенсию, указывая, что в стаж работы для назначении ей досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью не включен период работы с * по * в должности учителя немецкого языка в «Школе-системе *** с лицейскими классами».

Истец находит решение комиссии незаконным, поскольку выполняемая ею работа тождественна работе, условиям и характеру деятельности, выполняемой в средней школе. Истец полагает, что независимо от наименования учреждения, характер ее работы соответствовал требованиям Списка профессий, должностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации *** от *

Представитель УПФ А1 исковые требования не признала, пояснила, что спорный период работы обоснованно не включен в стаж для назначения пенсии, поскольку «школа-система» не поименована Списком, утвержденным Постановлением Правительства *** от *

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Согласно ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом.

В силу п. 7 ст. 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.

В соответствии с п.п. 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона от * 1\г2 173-Ф3 «О рудовых пенсиях в Российской Федерации» указанная пенсгя

назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для. детей.

Установлено, что в спорный период истица работала в должности учителя немецкого языка в школе-системе *** с лицейскими классами, чо представителем ответчика не оспаривается.

Факт, работы подтвержден записями в трудовой книжке, справкой о переименовании учебного заведения.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от * ***Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального Закона ( п. 9 ст. 30 ФЗ от * ***-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»),

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от *, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существ}", отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч, 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности ( в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации постановлением от * *** утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в соответствии со ст. 27. 28. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от *. \2 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального Закона <Ю трудовых пенсиях в РФ» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии.

приобретенных гражданином до *, по нормам ранее действующего законодательства.

Постановлением Правительства РФ от * *** установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до * в соответствии со Списком, утвержденным СМ рсфср от * ***, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от * ***.

Пунктом 2 Постановления СМ рсфср от * *** установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях ( организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений ( организаций).

В п. 2 указанного постановления указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях), должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Таким образом, пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида их деятельности, а не от наименования детского учреждения или его правового статуса.

Аналогичные льготы представлены Постановлением Правительства РФ *** об утверждении Списка и Правил исчисления выслуги лет от *

Списки указанных постановлений исходят из равного права на получение пенсии за выслугу лет гражданами. занимающимися педагогической деятельностью на одних и тех же должностях, независимо от организационно правовой формы учреждения.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к настоящему спору это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных (государственных, муниципальных, негосударственных ) учреждений независимо от того, в чьей собственности они находятся. Это означает, что работники негосударственных организаций, в т.ч. педагогические работники учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений. Поэтому при переходе на новую систем}" пенсионного обеспечения истица не может ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в т.ч. в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет в зависимости от принадлежности учебного заведения либо его наименования.

К1 в установленном порядке обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей в этом было необоснованно отказано. Поэтом}" суд вправе обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с *.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда России по ** от * *** в части отказа К1 во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с * по * в должности учителя немецкого языка в «Школе-системе *** с лицейскими классами», обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда России в ** при назначении пенсии К1 включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии указанный период работы. Признать за К1 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с *

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.


Судья

Каширина Т.Г