о ликвидации отходов



Решение

Именем Российской Федерации

21.12.2010 г.                                                                                                             г.Саратов

Заводской районный суд г.Саратова

в составе председательствующего судьи Саяпиной Е.Г.

при секретаре Шутовой И.А.,

с участием представителя истца Гречаник М.В., представителей ответчиков Зиминой О.В., Афанасьева М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Саратовский авиационный завод» и открытому акционерному обществу «Аэродром «Южный» об обязании ликвидировать объект несанкционированного захоронения отходов и провести рекультивацию нарушенного земельного участка,

Установил:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Саратовский авиационный завод» (далее ЗАО «САЗ») об обязании ликвидировать объект несанкционированного захоронения отходов, размещенный на земельном участке с кадастровым номером и провести рекультивацию нарушенного земельного участка.

В порядке ст.39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования в части кадастрового номера земельного участка, который просил читать под условным номером , а также просил привлечь в качестве соответчика открытое акционерное общество «Аэродром «Южный» (далее ОАО «Аэродром «Южный»).

Определением Заводского районного суда г.Саратова ОАО «Аэродром «Южный» привлечен соответчиком по настоящему делу.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Гречаник М.В. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика ЗАО «САЗ» по доверенности Афанасьев М.И. и представитель ответчика ОАО «Аэродром «Южный» Зимина О.В. признали исковые требования, о чем представили письменные заявления.

3-е лицо - временный управляющий ЗАО «САЗ» Б. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Из статьи 42 Конституции РФ следует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Исходя из положений ст.1 Земельного кодекса РФ приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

В силу ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьи 12,13 Земельного кодекса РФ устанавливают, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются, в том числе, предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст.12).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот (ст.13).

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидеомологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Из ст.1, ч.1,4 ст.4 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что отходами производства и потребления (далее - отходы) являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст.1).

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались( ч.1 ст.4).

В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.( ч.4 ст.4).

Статья 11 Закона «Об отходах производства и потребления» указывает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Нормами ст.12 данного закона установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании установлено, что в сентябре 2009 г. ЗАО «САЗ» начало производить работы по демонтажу зданий и строений, принадлежащих ему на праве собственности. Образующиеся при сносе отходы в количестве 143000 куб.м., относящиеся к 5 классу опасности, были размещены на земельном участке по адресу: <адрес>, (место расположение- восточная оконечность взлетно-посадочной полосы). Категория земель участка - земли населенных пунктов, разрешенное использование- площадка Б ( для аэродрома).

Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы в Саратовской области от 18.05.2010 г. указанные действия ЗАО «САЗ» были квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ и за данное правонарушение ЗАО «САЗ» назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 200000 рублей.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.08.2010 г. признано обоснованным заявление К. о признании ЗАО «САЗ» несостоятельным (банкротом) и в отношении ЗАО «САЗ» введена процедура наблюдения.

В судебном заседании также установлено, что в результате реорганизации путем выделения из ЗАО «САЗ» было образовано ОАО «***» и ОАО «Аэродром «Южный». Государственная регистрация ОАО «Аэродром «Южный» произведена 11.09.2009г.

В соответствии с разделительным балансом на 01.01.2009 г. земельный участок по адресу: <адрес> передан ОАО «Аэродром «Южный».

03.09.2010г. право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ОАО «Аэродром «Южный» и ему присвоен условный номер

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Таким образом, судом установлено, что вышеназванные требования закона ответчиками не выполняются; размещение отходов произведено на земельном участке, не предназначенном для этих целей; обязанность по защите земель от негативного воздействия предприятиями не исполнена; мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель не проводились.

Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является как ЗАО «САЗ», виновный в вывозе принадлежащих ему отходов на земельный участок, так и ОАО «Аэродром «Южный», являющийся собственником земельного участка, на котором размещены отходы, и являющийся правопреемником ЗАО «САЗ».

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что признание иска ответчиками не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, в связи с чем, подлежит принятию судом.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать закрытое акционерное общество «Саратовский авиационный завод» и открытое акционерное общество «Аэродром «Южный» ликвидировать несанкционированный объект захоронения отходов, размещенный на земельном участке с условным номером по адресу: <адрес>, путем организации захоронения данных отходов в соответствии с требования законодательства об отходах производства и потребления.

Указанные мероприятия провести в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать закрытое акционерное общество «Саратовский авиационный завод» и открытое акционерное общество «Аэродром «Южный» в течение 3-х месяцев после ликвидации несанкционированного размещения объекта захоронения отходов провести рекультивацию нарушенного земельного участка с условным номером по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Заводской районный суд г.Саратова со дня вынесения.

Судья