решение по выборному делу



Дело № 2- 524/2011г

Решение

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011г.                             г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Тришкиной М.А.

при секретаре Яблоковой Т.В.

с участием помощника прокурора Заводского района г. Саратова Рыбаковой Н.И.

с участием заявителя Сорокина Д.В., представителя заявителя Кузнецова А.О.

председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 Липилина С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сорокина Д.В. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии от 02.02.2011 года об отказе в регистрации Сорокина Д.В. в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы 4-го созыва по одномандатному избирательному округу № 4 и возложении обязанности зарегистрировать Сорокина Д.В. в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №4,

установил:

Сорокин Д.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии №4 (далее по тексту ОИК №4) от 02.02.2011 года об отказе в регистрации Сорокина Д.В. в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы 4-го созыва по одномандатному избирательному округу № 4 и возложении обязанности зарегистрировать Сорокина Д.В. в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №4.

Свое заявление мотивировал тем, что решением ОИК №4 от 02.02.2011 года ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по основаниям отсутствия документов, подтверждающих его статус в политической партии, подтверждающих наличие среднего образования, банковской справки на дату первого финансового отчета. Данное решение он считает не законным, поскольку указанные документы были представлены в ОИК №4, а при выявлении неполноты сведений представленных документов, ОИК №4 не выполнило предусмотренную законом процедуру, в связи с чем решение об отказе было принято с грубейшими нарушениями процедуры его принятия.

В судебном заседании заявитель Сорокин Д.В. и его представитель Кузнецов А.О. поддержали заявленные требования, просили удовлетворить в полном объеме. Суду пояснили, что при выявлении неполноты представленных сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов должно было быть назначено заседание ОИК №4, на котором бы коллегиально ее членами в присутствии приглашенного заявителя должно приниматься решение об имеющихся недостатках, и решен вопрос об извещении заявителя о наличии недостатков. Однако заседание комиссии не проводилось, и заявитель не извещался ОИК №4 о выявленных недостатках. Кроме того, заявитель приходил лично 26-31.01.2011 года, 01.02.2011 года в ОИК №4, узнавал, имеются ли недостатки представленных документов, но о выявленных недостатках заявителя не уведомили. Так же пояснили, что заявителем были представлены в ОИК №4 все необходимые документы.

Председатель ОИК №4 Липилин С.В. суду пояснил, что поскольку Сорокин Д.В. не представил документ, подтверждающий его статус в политической партии; документ, подтверждающий наличие среднего образования и банковскую справку на дату первого финансового отчета - на 24.01.2011 года, то вынесенное решение от 02.02.2011 года является законным. Так же пояснил, что Сорокину Д.В. на его сотовый телефон, на «голосовую почту» была отправлена 29.01.2011 года телефонограмма, переданная Русановым Е.Н. Лично с Сорокиным Д.В., Русанов Е.Н. по телефону не разговаривал.

Заслушав заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 259 ГК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.

Аналогичные положения содержит часть 1 ст. 31 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года №107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии.

Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Аналогичные положения содержат пункты 2 и 4 статьи 25 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года №107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Судом установлено, что 22 января 2011 года Сорокин Д.В. обратился в ОИК №4, осуществляющую полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 4, с заявлением, в котором выразил намерение баллотироваться кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва.

В заявлении Сорокин Д.В. указал, что имеет среднее образование, к заявлению приложил копию диплома об окончании профессионального технического училища №57 г. Саратова.

Кроме того, в заявлении Сорокин Д.В. указал, что является первым секретарем Комитета Заводского районного отделения Саратовского городского отделения КПРФ. К заявлению приложил справку, о том, что является секретарем Комитета Заводского районного отделения Саратовского городского отделения КПРФ.

Подтверждение о приеме указанных документов от 22.01.2011 года, в том числе об образовании и о статусе в политической партии, имеется в материалах дела.

24.01.2011 года Сорокин Д.В. представил в избирательную комиссию первый финансовый отчет от 24.01.2011 года, 25.01.2011 года представил банковскую справку о состоянии вклада за период с 22.01.2011 года по 25.01.2011 года.

Подтверждение о приеме указанных документов от 24 и 25 января 2011 года, в том числе о приеме первого финансового отчета и банковской справки о состоянии вклада, имеется в материалах дела.

В Решении окружной избирательной комиссии № 4 от 02.02.2011г. указано, что в представленных в избирательную комиссию документов кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва Сорокина Д.В. отсутствуют документы, подтверждающие указанный статус Сорокина Д.В. в политической партии кандидата в депутаты, документы, необходимые для предоставления первого финансового отчёта (банковская справка), документы, подтверждающие образование кандидата. Как указано в оспариваемом решении 29.01.2011г. избирательная комиссия направила Сорокину Д.В. уведомление о необходимости представления необходимых документов (телефонограмма № 4 от 29.01.2011г). Однако на момент принятия решения дополнительных документов в избирательную комиссию от Сорокина Д.В. не поступило за исключением учёта поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, который представлен 01.02.2011 г.

Решением окружной избирательной комиссии № 4 от 02.02.2011г. № 28 Сорокину Дмитрию Валерьевичу отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

Суд не может согласиться с доводами окружной избирательной комиссии в том, что Сорокин Д.В. не представил банковскую справку об остатке средств фонда на дату сдачи отчёта, т.е. на 24.01.2011г., поскольку заявителем представлен указанный документ. В справке о состоянии вклада, выданной Саратовским отделением №8622/00312 Сбербанка РФ указано состояние счёта за период с 22 по 25 января 2011 года, то есть включая дату 24.01.2011 года. Кроме того, состояние вклада не менялось на 24.01.2011г., и на 25.01.2011 года, о чем свидетельствует копия сберегательной книжки, представленная Сорокиным Д.В. в ОИК №4.

Неоднозначность вывода, сделанного в оспариваемом решении о среднем образовании Сорокина Д.В., представившего копию диплома об окончании 24 июля 1987 года Профессионально технического училища № 57 г. Саратова на базе полного среднего образования, и справки, о том, что Сорокин Д.В. является секретарем Комитета Заводского районного отделения Саратовского городского отделения КПРФ, а в заявлении данного кандидата указано, что он является первым секретарем Комитета Заводского районного отделения Саратовского городского отделения КПРФ, по мнению суда, свидетельствует о неполноте сведений о кандидате для избирательной комиссии.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Сорокин Д.В. является первым секретарем Комитета Заводского районного отделения Саратовского городского отделения КПРФ, что подтверждается справкой, представленной на запрос суда из Комитета Саратовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ» от 14.02.2011 года, и протоколом 1 Пленума Комитета Заводского районного отделения КПРФ г. Саратова от 17.04.2010 года об избрании на должность первого секретаря Комитета Заводского районного отделения КПРФ г. Саратова Сорокина Д.В.

Так же сведения об учебе заявителя в СПТУ №57 г. Саратова указаны в копии трудовой книжки, представленной в ОИК №4, согласно подтверждению о приеме документов от 22.01.2011 года.

Соответственно, избирательная комиссия обязана была предложить заявителю устранить недостатки по правилам п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 1.1. ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

В соответствии с ч. 1.1. ст. 38 Федерального Закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями Избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Анализ вышеуказанных положений ч. 1.1. ст. 38 Федерального Закона позволяет суду сделать вывод, что законодатель в качестве особых правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право кандидатов устранить неполноту сведений при представлении документов. При этом избирательная комиссия для реализации данного права в силу п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязана уведомить их об этом.

Аналогичные положения содержаться в ч. 1.1. ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

Как следует из объяснений Сорокина Д.В., что до принятия решения избирательной комиссией, он неоднократно лично (26-31.01.2011 года) обращался в избирательную комиссию и просил извещать его, в том числе по номерам указанным им телефонов в случае выявления допущенных им нарушений, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, что подтверждается его заявлением от 25.01.2011 года. Однако избирательная комиссия не сообщила Сорокину Д.В. в дни его обращений о выявленных недостатках в представленных им документах.

Суд считает, что извещение Сорокина Д.В. телефонограммой от 29.01.2011г., оставленной членом избирательной комиссии на автоответчике (голосовой почте) мобильного телефона Сорокина Д.В., не является надлежащим уведомлением, в связи с тем, что отсутствуют сведения о получении лично Сорокиным Д.В. этой информации, и не возможно достоверно установить текст и содержание переданного сообщения.

Кроме того, суд учитывает, что согласно тексту представленной телефонограммы от 29.01.2011 года Сорокина Д.В. информируют о не представлении документов, а не по выявленной неполноте, хотя в оспариваемом решении №28 от 02.02.2011 года указаны положения части 1.1 ст. 31 Закона Саратовской области.

Суд приходит к выводу, что избирательной комиссией не были приняты меры по уведомлению Сорокина Д.В. о выявленных нарушениях и предоставления ему возможности устранить неполноту сведений в представленных документах, а он в свою очередь не имел возможность реализовать свои права. Установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства и представленными доказательствами.

Таким образом, вышеуказанные требования закона избирательной комиссией, выполнены не были, что повлекло за собой нарушение избирательных прав заявителя.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение избирательной комиссии нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, требования Сорокина Д.В. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-199 ГПК РФ суд

Решил:

Заявление Сорокина Д.В. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии № 4 от 02.02.2011г. № 28 об отказе Сорокину Д.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

Обязать окружную избирательную комиссию № 4 зарегистрировать Сорокина Д.В. в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течении 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья         М.А. Тришкина